Альтернативные теории происхождения государства и права
В науке, наряду с изложенным учением, существует много иных самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий.
Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайлов-ский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отноше-ний, требующих специального управления и принуждения приводят
к образованию государства. Власть правителей государства (царя, фараона, монарха), согласно этой теории, является отеческой, про-должением власти отца (патриарха) в семье. Подданные – это его де-ти и другие члены семьи, которые должны слушаться государя и о которых он должен проявлять отеческую заботу. Отношения между подданными государь регулирует с помощью издаваемых им правил, которые являются обязательными для всех, и с их помощью он управляет всеми сферами жизни общества.
К достоинствам этой теории можно отнести то, что она, пожалуй, впервые достаточно обстоятельно показала важную роль семьи в раз-витии общества и государства. Кроме того, она обратила внимание на необходимость правителей заботиться о своих подданных, обеспечи-вать согласие и порядок в обществе.
Основные недостатки патриархальной теории видятся в следую-щем: несколько примитивно объясняется процесс образования госу-дарства и права из семейных отношений; недооцениваются экономи-ческие причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающее родовые и семейные отношения) факторы.
Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Ле-бюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется фор-мой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения, право пер-воначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, кото-рый дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. В Библии на этот момент указывается неодно-кратно. Так, во второй книге Моисеевой говорится: «Моисей возопил
к Господу и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Так Бог дал народу устав и закон, и там ис-пытывал его» (Ветхий Завет. Исход. 15.25). Учение Асафа в Псалты-ре также гласит: «Он (Господь. – В. К.) постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возве-
щать детям их ...» (Псалом 77). В Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его, как арабский судебник» /13:37/.
В указанной теории (теориях) также имеются определенные не-достатки и положительные моменты. Многие ее постулаты основаны только на вере. Умаляются экономические, социальные, военные и иные факторы возникновения государства и права. Кроме того, каж-дое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и др.) отдает предпочтение в создании государства и права своему божест-ву и его пророкам. Так, христиане считают, что государство и право созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты счи-тают государство и право воплощением мировой души (Брахмы). Как правило, та или иная религия не признает догматов иного вероучения по этому вопросу. В Библии на этот счет, например, говорится: «Да не будет у тебя иного Бога, и не поклоняйся Богу чужеземному» (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом. 80.). Согласно Корану, «верующие не должны брать себе в друзья неверных» /3:27/.
С другой стороны, большинство телеологов ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических инсти-тутов. Они подкрепляют свое учение ссылками на священные книги. Действительно, в Библии, например, говорится: «Давайте суд бедно-му и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 81.). «Верующие! Повинуйтесь Ал-лаху, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть», – отмечается в Коране /4:62/.
В этих и иных тезисах, отражающих в определенной степени ре-альное положение отдельных сторон раннеклассового общества, про-исхождения государства и права, думается, есть немало разумного и позитивного, так что мы не согласны с большинством современных ав-торов, которые видят в теологических теориях одни только недостатки.
Договорная теория происхождения теории государства и праваявляется одним из светских направлений естественно-правовой тео-рии. По мнению представителей данной теории (Эпикура, Гоббса, Локка, Руссо, Дидро, Пестеля и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свобо-ду, имущество, равенство и т. п.), в том числе и право на объедине-ние в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой со-
глашение (договор) об образовании государства и передаче части своих прав и свобод своим правителям. Последние, в свою очередь, были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать спо-ры между ними, вершить правосудие, а также приобретали право из-давать законы и требовать их исполнения от населения страны.
Договорная теория происхождения государства и права была на-правлена в первую очередь против произвола, царящего в рабовла-дельческом и феодальном обществах. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государст-вом и государства перед населением. Граждане (подданные), соглас-но этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свер-жение власти неугодных правителей, вплоть до восстания.
Во многом указанная теория носит умозрительный и идеалисти-ческий характер, так как единственной причиной происхождения государства и права считает субъективный фактор, осознание людьми первобытного общества своих прав и обязанностей, необ-ходимости заключения договора о создании специального аппарата управления, передачи части своих прав правителям. Она явно недо-оценивает экономические, социальные, военные и иные факторы образования государства и права.
Представители теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) видят причину происхождения государства и права в порабо-щении одних племен другими, когда для управления завоеванными народами создается специальный аппарат управления и принужде-ния, т. е. государство. С целью закрепления своих завоеваний, взи-мания сборов и налогов, регулирования поведения людей в сфере хозяйственной деятельности, распределения, торговли, разрешения юридических споров государственные органы приспосабливают к своим интересам существующие в обществе обычаи и издают зако-ны, т. е. возникает право.
Положительным в этой теории является то, что она обстоятель-но раскрыла роль насилия в образовании и развитии государства и права у многих народов мира. Однако здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естественно-исторический процесс об-
разования государства и права. Преувеличен военно -политический фактор и явно недооценивается роль экономических причин (пере-ход от собирательства к производительной экономике, крупное об-щественное разделение труда, появление избыточных продуктов и различных форм собственности).
Представители психологической теории (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фрейд , Тардт, Фромм и др.), с одной стороны, связы-вают происхождение государства с присущими человеческой психи-ке свойствами людей властвовать одних над другими, с другой – со стремлением подчиняться либо наоборот – не повиноваться, высту-пать против любой власти (например, против старейшин, военачаль-ников, жрецов). Поэтому в процессе развития первобытного общест-ва наиболее активные, психологически сильные и инициативные лю-ди объединяются и создают определенные органы для управления пассивной массой и подавления агрессивных слоев населения.
По мнению представителей данной теории, право также возника-ет вначале в сознании людей в качестве определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений.
Определенное рациональное зерно в указанной теории, безус-ловно, есть. Она, например, обращает внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов, военачальников при воздействии их на психику первобытных людей, процесс образования государства и права. Кроме того, действительно, всех людей в любом обществе можно поделить на активных, способных принимать ответственные решения, и пассивных, которые по природе своей не склонны к управлению другими людьми, подчинению и подавлению воли дру-гих лиц (к сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается и в современной практике управления).
Однако было бы наивно полагать, что государство и право – это только результат порабощения сильными личностями слабых, разре-шения психологических противоречий между людьми первобытного общества . Тем самым по сути дела игнорируются основополагающие причины разложения первобытнообщинного общества и возникнове-ния государства и права.
Органическая теория происхождения государства и права(Спен-сер, Прейс, Блюнчли, Вормс и др.) складывалась под влиянием тео-рии естественного отбора, которая разрабатывалась Дарвином и его
последователями. Кратко суть этой доктрины заключается в том, что развитие общества представляет собой разновидность биологической эволюции. В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества, которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное населе-ние. В процессе бесчисленных войн появляются новые и исчезают слабые государства, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей.
В данной теории верно подчеркивается тот неоспоримый факт, что люди – это не только социальные, но и биологические, природ-ные существа. Однако ее представители в большинстве своем абсо-лютно необоснованно , механически переносят закономерности био-логической эволюции на развитие общества в целом и государства и права в частности.
Материалистическая теория,пожалуй,наиболее близко подо-шла к правильному и объективному отражению процесса развития первобытнообщинного строя, причинам и условиям возникновения государства и права. Эти причины заключаются, во-первых, в пере-ходе первобытных людей от собирательства, охоты и рыболовства к производящей экономике; во-вторых, в крупных общественных раз-делениях труда (отделении скотоводства, земледелия, ремесел); в-третьих, в росте производительности труда и появлении излишков продуктов, товарообмена, торговли и купечества; в-четвертых, в раз-ложении рода и возникновении семьи; в-пятых, в возникновении раз-личных форм собственности, в том числе и частной; в-шестых, в рас-слоении на бедных и богатых, возникновении противоречий и анта-гонизмов между людьми; в-седьмых, в появлении, с одной стороны, групп людей, осуществляющих управление и принуждение в общест-ве, а с другой – не только экономически, но и политически зависи-мых классов и социальных слоев населения, в частности рабов, в ре-зультате захватнических войн и порабощения соплеменников.
Одной из разновидностей материалистической теории является марксистско-ленинское учение о происхождении государства и пра-ва. Маркс, Энгельс, Ленин и другие представители этого учения при-чиной возникновения государства и права также считали экономиче-ские и классовые факторы. Но основные акценты при этом они дела-ли на появлении частной собственности, расколе общества на непри-
миримые классы, между которыми ведется ожесточенная борьба , на возникновении такой публичной власти, которая, прежде всего, со-стоит из вооруженных людей, тюрем и иных принудительных учреж-дений, неизвестных родовому строю.
Право, согласно этому учению, возникает как воля господ-ствующего класса, которая исходит от государства, поддерживается его принудительной силой и обеспечивает политическое господство имущих классов.
Для марксистско-ленинского учения о происхождении государ-ства и права, как видим, характерно, с одной стороны, преувеличение экономических и социально-классовых факторов (по их мнению, го-сударство и право носят ярко выраженный принудительный, насиль-ственный, диктаторский характер в обществе), с другой – игнориру-ются или недооцениваются религиозные, психологические, военно-политические и иные факторы, созидательная и прогрессивная роль государства и права, их значение в обеспечении стабильности и по-рядка в обществе, регулировании отношений между людьми в раз-личных сферах их жизнедеятельности.
В отечественной и зарубежной науке выделяются и иные теории происхождения государства и права, а именно: а) историческая тео-рия, согласно которой государство и право являются закономерным результатом развития человеческого общества; «дух народа произво-дит государство, как и право» (Пухта); б) ирригационная теория, ко-торая объясняет возникновение государства и права из необходимо-сти объединения, организации и управления большими массами лю-дей при строительстве и эксплуатации масштабных ирригационных сооружений; в) космогоническая теория, представители которой по-лагают, что человек, человеческое сообщество, его организации, в том числе и государство, «занесены из космоса и созданы иноплане-тянами»; г) волюнтаристская теория связывает возникновение госу-дарства с волей отдельных сильных личностей. Существуют также теория инцеста, разнообразные либеральные и иные учения о проис-хождении государства и права12. Все они представляют определен-ный интерес и требуют обстоятельного изучения.
В заключение данной темы отметим следующее. При исследова-нии вопросов происхождения государства и права нужно иметь в ви-
12 Подробнее см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 2009.
ду , что неправомерно смешивать процессы перехода от первобытно-го общества, с присущими ему механизмами социального регулиро-вания отношений, к государственно-организованному обществу и правовому регулированию общественных отношений, с последую-щим развитием и появлением «новых» государств и правовых систем общества, которые возникают в результате их объединения и разъе-динения мирным или военным путем. В данном случае речь уже идет о развитии государства и права, об обосновании этого процесса раз-личными учениями о государстве и праве. На этот момент правильно обращали и обращают внимание как дореволюционные (Г. Ф. Шер-шеневич, В. М. Коркунов и др.), так и современные (А. Б. Венгеров, Н. М. Марченко и др.) отечественные авторы.
Важно также подчеркнуть, что и в той и в другой ситуациях воз-никновение государства сопровождается одновременно формирова-нием соответствующей политической системы, а становление права неразрывно связано с созданием определенной правовой системы общества (правосознанием, юридической практикой и т. д.).
Раздел 3. ГОСУДАРСТВО