Параграф iii. взгляды французских просветителей (вольтер, монтескье, руссо) на методологию юридической науки.
Мари Франсуа Аруэ (1694 — 1778), известный под именем Вольтера(это один из его многих псевдонимов). Одной из основных идей его сочинений ("Философские письма"(1733), "Философский словарь" (1764 — 1769), "Философия истории" (1765), ставшая введением к "Опыту о нравах и духе народов" (1769)) была идея преобразование государства по теории естественного права, диктуемые разумом, и общественного договора. Так же он выдвигал идею реорганизации судопроизводства на основе гуманитарных принципов.
Являясь деистом, в основу своей методологии он кладет резко отрицательное отношение к католической церкви и религии, которые сеют невежество и обман в широких слоях народных масс. Лучшим путем для развития общества и государства он видит путь объединения совместных усилий королей и философов. Власть королей должна быть ограничена естественным правом и законами, которые принимаются на его основе.
Но Вольтер не сторонник атеизма, он считает, что вера в бога должна существовать в государстве для поддержания правопорядка. Необходимость веры в Бога объясняется также поддержанием правопорядка. По его мнению, кара светская должна подкрепляться верой в кару божественную.
В естественном состоянии он не видит необходимости в тесном союзе людей, так как, по его мнению, человек в состоянии жить вне общения с себе подобными, но человек, являясь существом социальным, предпочитает жить в союзе с себе подобными. К естественному праву и законам он относит: свободу, равенство, разум, интерес, который должен не противоречить интересам других людей. А это лучше всего осуществить в гражданском обществе и государстве, после заключения общественного договора, так как безопасность и свобода лучше всего обеспечивается именно в этом состоянии. Общественный договор объединяет силу и волю разрозненных ранее людей, оставляя за ними их незыблемое право, право собственности. Соглашение между людьми заключается с целью защиты их неотчуждаемых прав.
Исследуя формы правления, он чаще всего анализирует монархию, аристократию и демократию. Верховная власть в монархии принадлежит одному, в аристократиях лишь части народа, а в демократии – всем.
Шарль Монтескье ( 1689-1755) продолжает традицию европейской естественно-правовой мысли, обратившись при этом к более обстоятельному изучению области позитивного права, впервые вводя в правоведение собственно социологический метод исследования. Специфику национального законодательства он объяснял действием сразу множества факторов (религия, форма правления, климат, традиции и т. п.), т. е. поставил развитие разнообразных законодательных систем в зависимость от среды, в которой создаются и функционируют законы, Эта установка позже повлияла как на формирование «исторической школы права» (с ее «народным духом»), так и на формирование новых законодательных систем, опирающихся на принцип «разделения властей» во Франции, США и других государствах. Монтескьеполагал, что отношения справедливости предшествуют установившему их позитивному закону. В широком смысле слова законы есть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. Закон - это человеческий разум, который должен находиться в тесном соответствии со свойствами народа, для которого он установлен. В соответствии с формой правления законы также приобретают свой специфический характер. Монтескье много внимания уделяет демократическим законам, отмечая, что «политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется», в обществе, где есть законы, свобода заключается прежде всего в том, чтобы иметь возможность «делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденным делать то, чего не должно хотеть».
В «Духе законов» Монтескье замечал, что законы природы всегда предшествуют человеческим законам. Последние должны учитывать свойства народа, для которого они установлены, поэтому редко законы одного народа могут быть эффективно приспособлены для нужд другого народа. Законы должны соответствовать естественной природе и принципам правительства (управления). Закон выступает как человеческий разум, управляющий народами земли, это - естественный закон, или, как частный случай, приложение этого разума к конкретному народу, это - политический или гражданский закон. Разные аспекты закона образуют «дух закона».
Переход от ориентации на природу к ориентации на нравственные ценности был сделан правовой мыслью под воздействием классической философии идеализма. Духовное начало провозглашалось господствующим над началом природным, и это в значительной мере меняло саму роль и место естественно-правовой теории в системе правового сознания.
Жан Жак Руссо (1712-1778)понимал под естественным правом, прежде всего, право равенства лично свободных индивидов. Из естественного в социально организованное состояние (согласно трактовке Гоббса) человечество переходит через промежуточную стадию «естественного общества», основанного на неформальных семейно-патриархальных отношениях. Это период наиболее органического существования человека, но одновременно и первый этап неравенства. На этой стадии люди заключают «общественный договор» о создании государства, которое усугубляет социальное неравенство, затем трансформирующееся в политическое неравенство.
Это неравенство закрепляется установлением законов, защищающих интересы сильных и богатых. Установленный правопорядок противоречит естественной природе человека, но правовое оформление пытается придать ему видимость общественного согласия. Из этих противоречий появляется новый правовой субъект - народ. Движимый разумом, он через революцию устанавливает свой собственный суверенитет.
Право в качестве «разумной воли» призвано легитимировать революционные действия народа. «Общая воля» народа приобретает правовой характер и персонифицирует тем самым естественное право, поэтому такая воля не может ошибаться. Все частные интересы становятся не под контроль равного для всех закона, а вне права и закона, им ставятся препятствия со стороны «общей воли». Каждый гражданин заключает «общественный договор» с целым народом, он передает в общее достояние и под контроль «общей воли» свои частные интересы и свою личность. Личности выступают как равные и одинаковые, к ним применяется и равный масштаб правовой свободы. Свобода и равенство выступают здесь как общие принципы, а законы должны соответствовать праву как разумной воле.
Руссов качестве фактора, приводящего к возникновению социального неравенства, называл частную собственность (на землю) и предумышленное поведение собственников при заключении ими договора с неимущими о создании общего государства и права. Руссо предлагал пересмотр «общественного договора», обеспечивающего людям их первоначальную естественную свободу, которая будет находиться под защитой «народного суверенитета». Один из авторов теории «общественного договора» полагал, что переход от естественного состояния к гражданскому заменит в поведении человека животный инстинкт чувством справедливости, тем самым придавая этому акту нравственный характер. Только «общая воля» может управлять силами государства в целях достижения обще блага. Суверенитет народа, который есть осуществление общей воли, не может отчуждаться и делиться. Естественная справедливость должна быть санкционирована законом. Целью законотворчества станет установление свободы и равенства. Руссо также настаивал на непременном разделении законодательной и исполнительной власти, видя в их соединении серьезную угрозу для народного суверенитета, когда вся власть оказывается у «правления без правительства».
Согласно Руссо естественное право наделило абсолютной властью весь народ как некое мистическое целое, «общая воля». Революция, свергнувшая «старый режим», попыталась поставить на его место естественный закон разума: «необходимо было заставить людей быть свободней» (Руссо). Если монархисты притязали на особые права как данные божеством, то революционеры для укрепления авторитета своих законов прибегали к природе.