Параграф iii. взгляды реформаторов (мартин лютер, томас мюнцер, жан кальвин) на методологию юридической науки.

Идеи Реформации (протестантизма), зародившиеся в период позднего Средне­вековья отражали в себе недовольство различных слоев населения поборами со стороны римско-католической церкви и феодальным укладом развития экономики, видя своей целью становление справедливого христианского государства. Подъем этого движения в Западной Европе приходится на XVI веке. В основу этого направления была положена критика римско-католической церкви и канонического права. Однако это затрагивало и выступление против сословного деления общества.

Протестанты, основываясь на раннем христианстве, выступали против римско-католической церкви, обвиняя ее в отступлении от принципов, данных Христом человечеству и преследования только своих личных интересов.

В основу методологии исследования юридической науки протестанты заложили идею четкой градации между духовной и светской властями. Светская власть, власть земная, она поддерживает мир в земной жизнь людей с помощью правителей. Духовная власть может обеспечить вечное блаженство и ее подготовить могут лишь проповедники. Но проповедников должны выбирать сами миряне. ( Идея выборности должностных лиц общины).

Идеи реформации, протестантизма получили поддержку у различных слоев населения: бюргерство, выступающее за умеренные реформы и крестьянско-плебейское, выступающее за переустройство не только церкви, но и всего мирового правопорядка на основах равенства и справедливости.

Реформацией была охвачена почти вся Западная Европа.

Одним из лидеров реформации является Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 году прибил к дверям виттенбергской замковой церкви 95 тезисов, в которых он высказывался против догматов католицизма, не соответствующим апостольской церкви и против индульгенций. Осуждая продажу индульгенций, он рассматривал это как мошенничество, которое подрывает веру в бога и в церковь. Всякий христианин должен сам искренне раскаяться перед богом и получить прощение от него, а не перепоручать это действие другим лицам. Выступая против Римской церкви, он заявлял о том, что: у папы нет исключительного права толковать догматы Священного писания, папские буллы не могут быть приравнены к Священному писанию, священников должна назначать и смещать церковная община, необходимо отменить целибат, провести секуляризацию церковных земель, сократить количество кардиналов. С его точки зрения вопросы церкви должны решаться на основе канонического права, а вопросы светского характера мирским судом. Хотя Лютер и не рассматривает в качестве идеального государства абсолютную монархию, он понимает неизбежность сильной власти для поддержания стабильности и порядка в стране. И для поддержания порядка в стране основным критерием должна быть целесообразность и свобода от стеснений со стороны церкви ибо единственным судьей может быть только Бог. Светский правитель должен следовать воли Бога, но она изложена в Библии, а не в папских буллах.

Крестьянско-плебейское направление в Германии возгла­вил Томас Мюнцер (ок. 1490—1525). Свою идею против римско-католической церкви он продолжил борьбой с феодальными притеснениями крестьянства. Если в начале своего политического пути он надеется на уступки со стороны князей, то позднее, разочаровавшись в этом, он уповает только на восстание самих крестьян. Братство и равенство должно существовать не только в духовной жизни, но и в мирской. Христианский социализм – вот основа его рассуждений об обществе и церкви. На этом основании правители должны быть низвергнуты и установлена народная республика с провозглашенным равенством всех ее граждан, как в духовных, так и в светских вопросах.

Жан Кальвин (1509—1564) является одним их известнейших юристов реформаторов. Прекрасно владея римским правом, он исследует античность, переводит Библию на французский язык, изучает лютеранство. Из-за своих протестантских взглядов он вынужден бежать в Женеву, где возглавляет и церковь, и городское управление.

Наиболее известным его произведением является трактат "Наставления в христианской вере", который был издан в 1536 г. и который Кальвин продолжал редактировать до самой смерти. С точки зрения Кальвина Бог выразил свою точку зрения в Библии. И иного авторитета кроме Вечного Закона для человека нет и быть не может. Человек не свободен, так как существует предопределенность, постичь которую он не в состоянии, так как не в состоянии проникнуть в божественную волю. Избранным может быть только истинно верующий. Но определить истинно верующих человеческому разуму не дано. И поэтому каждый должен надеяться на то, что он и является избранным и соответственно с этим себя вести, то есть исполнять свой долг, добросовестно вести свои дела, быть прилежным и трудолюбивым, полностью посвятить себя избранной профессии, быть бережливым, отрицательно относиться к наслаждениям и радостям жизнь. Добросовестная работа и повиновение своему господину угодно Богу.

С точки зрения Кальвина существует две церкви земная, для исповедания и исполнения таинств и Божья Церковь вечная, высшая и невидимая. Божья церковь состоит только из избранных, а в земную церковь могут входить все люди, так как, минуя ее невозможно попасть в Высшую церковь. Земная церковь обязана проповедовать Божественные Законы, воспитывать, приводить благие примеры, заниматься благотворительностью, заботится о бедных. По мнению Кальвина необходимо восстановить общину, которую ликвидировала католическая церковь, так как именно она охраняет истинную веру, а властью в этой общине должны обладать пасторы, избираемые ею, но кандидаты на этот пост предлагаются другими проповедниками, за которыми закреплен решающий голос. Из-за боязни распрей и разногласий, по мнению Кальвина, все споры следует решать на консисториях (собраниях богословов). Земная церковь должна бороться со злом и несправедливостью, контролировать многие стороны человеческой жизни: отношение в семье, воспитание детей, общественный порядок и т.д. Все это она должна выполнять, так как трудится над созданием Божьей церкви. И в этом основным помощником должно выступить государство, которое должно быть бескомпромиссным и использовать меч как Божье возмездие. Оно должно защищать мир, благоденствие населения, истинную веру и церковь. Но он не является сторонником сильной, единоличной власти монарха. (Монархия допустима лишь в том случае, если она легитимна, если закон стоит над монархом). Лучшей формой для него является или аристократия или умеренная демократия. Он даже допускает ненасильственное неповиновение светской власти, ибо только Божий суд может обратить свои силы против плохого, по его мнению, государства. Народ, который добровольно подчиняется тирании, достоин такого правительства. Плохое правительство - наказание за грехи народа, который согласен быть рабами.

В вопросах взаимоотношения церкви и светской власти Кальвин выступает противником Лютера, который считает, что церковь должна подчиняться государству. Кальвин считает, что и церковь и государство необходимы людям и лучше, если они объединяться в единое целое и будут существовать сообща, так как они преследуют общую цель. Государство может исполнить свою задачу лишь в тесном союзе с церковью и, хотя само по себе не имеет власти в церковной сфере. Государство должно защищать церковь всеми возможными ему средствами, но не должно вмешиваться в вопросы веры, так как религия закладывает основы государственная жизнь.

Наши рекомендации