Параграф 1. сборники римского права в германских государствах.
После падения Западной Римской империи история римского права не закончилась. На территории бывшей империи образовались мелкие германские государства: Остготское, Вестготское, Бургундское и другие, население которых состояло из двух этнических групп: германцев и римлян. Последние продолжали пользоваться своим, римским, правом, тем более, что право германцев находилось на примитивном уровне. Германцы жили по своим обычаям.
По мере усиления своей власти германские короли занялись формированием права. Необходимо было создать сборники права как для римлян, так и для германцев с учетом новых условий жизни. Сборники, созданные для римлян, получили название «Римские правды варваров». К ним относятся Бревиарий Алариха, Эдикт Теодориха, Римская правда бургундов. Эти сборники не представляют систематизированного изложения римского права, а включают в себя отрывки из римских кодификаций и трудов римских юристов зачастую с интерполяциями. Право, содержащееся в этих сборниках ,называют вульгарным римским правом. Оно отличалось весьма примитивным уровнем с технической стороны.
«Бревиарий Алариха» (краткий справочник Алариха) или «Римская правда вестготов».Вестготское королевство было образовано на территории, которая впоследствии стала частью Франции, Испании, Италии.
В 506г. король вестготов Аларих II создал особую комиссию, которой было поручено составить сборник из конституций римских императоров и текстов римских юристов. В сборник вошли тексты из трудов Папиниана, Павла, Гая, а также извлечения из кодексов Грегориана, Гермогениана и Феодосия. Бревиарий имел большое практическое значение и получил распространение за пределами вестготского королевства, оказав влияние на развитие права в Европе. Этот сборник был аннулирован в 654г., но им продолжали пользоваться.
В отношении вестготов действовал собственный закон – Lex Visigothorum ( Вестготская правда). Первоначально этот Закон имел черты германского права, но он неоднократно переписывался и все больше приобретал черты римского права.
Эдикт Теодориха. Остготский король Теодорих рассматривал свое королевство как часть Римской империи и поэтому римское право в этом государстве распространялось не только на римлян, но и на остготов. В 500г. был издан кодекс, состоящий из 184 статей, в который вошли выдержки их кодексов Грегориана, Гермогениана, Феодосия, а также из трудов Павла, Ульпиана. Вошедший в кодекс правовой материал был существенно переработан и отражал состояние права в Италии на начало шестого века. После победы Юстиниана над остготами эдикт перестал действовать, поскольку Юстиниан ввел собственное законодательство.
Римская правда бургундов (Римский закон бургундов).Этот сборник был составлен королем Гундобадом в 506г. для римлян, проживавших в Бургундском королевстве. Он представлял собой смесь бургундского права и римского, которое подверглось значительному искажению. Для бургундцев в 501г. был издан Бургундский закон (Бургундская правда), который в случае спора бургундцев с римлянами распространялся и на последних. После прекращения существования в 534г. Бургундского королевства, на его территории стал действовать «Бревиарий Алариха» и Бургундская правда стала использоваться в качестве дополнительного источника.
Все перечисленные выше сборники представляли собой неудачную попытку кодификации римского права, но они позволяют проследить процесс романизации германского права.
Для германского населения практически во всех государствах были изданы сборники, в основе которых лежало их обычное право. Наиболее известными являются Бургундская правда, Аллеманская правда, Рипуарская правда, Салическая правда. Большинство из названных кодификаций испытало влияние римского права. Среди тех кодификаций , которые сохранили самобытный характер , наибольший интерес представляет Салическая правда (Салический закон). Lex Salica был издан в 507-511 гг. и представлял собой запись обычного права салических франков. Некоторые положения этого закона в дальнейшем оказали влияние на развитие европейского права. В частности, в некоторых европейских странах в эпоху средневековья действовал закон о наследовании престола по мужской линии. Это правило было основано на главе 59 (Об аллодах), гласившей, что земля может быть наследована только лицами мужского пола.