Тема 6. Право в системе социального регулирования
Право как система. Структура правовой системы. Понятие и виды социального регулирования. Понятие правового регулирования. Предмет и методы правового регулирования. Юридические конфликты как предмет правового регулирования. Способы и типы правового регулирования. Цели правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы. Юридическая техника и правовые средства регулирования.
Лекция:
Семинарское занятие:
Задание 1
Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.
1. Правовое регулирование как вид (форма) социального регулирования.
2. Предмет (сфера), методы, способы, типы правового регулирования.
3. Стадии правового регулирования.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 9 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 9 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.
Тема 7. Нормы права
Понятие социальной нормы. Виды социальных норм. Социальные нормы и социальные ценности. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы. Понятие и виды гипотез, диспозиций и санкций. Виды правовых норм.
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
По заданию преподавателя студентам предлагается дать аргументированный анализ логической структуры трех правовых норм, в частности: 1) выявить элементы логической структуры правовой нормы; 2) указать конкретные виды каждого из выявленных элементов логической структуры правовой нормы с указанием критерия классификации; 3) определить, к какому виду правовых норм относится данное правило, использовав несколько критериев классификации.
Пример:
1. Выявите в приведенном ниже тексте элементы логической структуры правовой нормы.
2. Укажите конкретные виды каждого из выявленных элементов логической структуры правовой нормы с указанием критерия классификации.
3. К какому виду правовых норм, выделяемых по критерию функции в механизме правового регулирования, относится данное правило?
Аргументируйте свои ответы.
«Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте».
Задание 2
Обсуждение (с использованием по выбору преподавателя формы интерактивных занятий) проблем соотношения (взаимосвязи и автономии) права и морали с предварительным обсуждением дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя:
1. Моральные, нравственные и правовые нормы: проблемы соотношения.
2. Признаки правовой нормы с позиций различных типов правопонимания.
3. Различные теоретические подходы к определению структуры правовой нормы и их практическое значение.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 10 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 10 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.
Тема 8. Источники права
Понятие источника права. Виды источников права. Юридические источники права: понятие, виды. Нормативно-правовой акт как источник права. Правовой прецедент: понятие, виды. Закон и судебный (административный) прецедент как источники права: современные проблемы. Нормативные договоры: понятие, признаки. Юридическая доктрина как источник права. Правовой обычай как источник права. Принципы права как источник права: различные подходы в аспекте правопонимания.
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
Решение задачи по выбору преподавателя.
Пример 1:
Республика Фиджи потеряла исторический документ, который подтверждал независимость государства от Великобритании. Как сообщил в 2010 году руководитель правительственных архивов, фиджийский экземпляр Указа о независимости 1970 года, который на острова привез принц Уэльский Чарльз, был потерян примерно пять лет назад. По словам властей, уже были исследованы все архивы, документ пробовали искать во всех правительственных департаментах, но найти его так и не удалось.
Ответьте на следующие вопросы при допущении, что потерян был единственный оригинальный экземпляр указа:
Повлияла ли потеря правового акта на его действительность и/или на независимость Фиджи? Оцените данную ситуацию с точки зрения разных типов правопонимания.
Как соотносятся норма права и нормативный правовой акт?
Пример 2:
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 5 октября 2010 г. № 5153/10 указано следующее:
«Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».
1. Является ли данное постановление Президиума ВАС РФ источником права?
2. При положительном ответе на первый вопрос укажите место постановления Президиума ВАС РФ в классификации источников права.
3. При отрицательном ответе на первый вопрос поясните, означает ли это, что нижестоящие суды не обязаны следовать толкованию правовых норм, сформулированных в постановлении Президиума ВАС РФ?
Задание 2
Управляемая преподавателем групповая дискуссия в интерактивной форме на заданную преподавателем тему, например, «Допустимо ли рассматривать судебный прецедент в качестве источника права в России? с предварительным обсуждением дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя:
1. Закон и судебный (административный) прецедент как источники права: современные проблемы.
2. Принципы права как источник права: различные подходы в аспекте правопонимания.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 11 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов: изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 11 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.
Тема 9. Правотворчество
Понятие и виды правотворчества (правоустановления). Правотворчество и законотворчество. Понятие и основные стадии законотворческого процесса. Принципы правотворчества. Предмет и субъекты правотворчества. Цели правотворчества. Роль юридической техники в правотворческом процессе. Результаты правотворчества. Правовые акты: понятие, признаки. Нормативно-правовые акты как результат правотворчества. Закон: понятие, признаки, виды. Подзаконный акт: понятие, признаки, виды. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Понятие законодательства и виды (способы) его систематизации. Автоматизированный (электронный) учет как вид систематизации законодательства: электронные правовые
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
Решение задачи по выбору преподавателя.
Пример 1:
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в числе правовых актов, признаваемых утратившими силу, называется Постановление Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103/1-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР». В соответствии же с п. 5 данного Постановления Верховного Совета РСФСР утратившим силу признавался Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 1 июля 1970 г.
1. Влияет ли утрата юридической силы Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103/1-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» на юридическую силу Земельного кодекса РСФСР 1970 г.?
2. Являются ли положения п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ и п. 5 Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103/1-1 правовыми нормами? Аргументируйте свою позицию.
3. При положительном ответе на второй вопрос определите, к какому виду правовых норм они относятся?
Пример 2:
ООО «Айсберг» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с требованием признать недействительным распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № 237-р от 26 декабря 2008 г. В числе доводов заявитель указал, что в преамбуле данного распоряжения указано, что оно издано во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 г. № 1624 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», которое было опубликовано и вступило в силу 29 декабря 2008 г., т. е. уже после принятия распоряжения № 237-р. Представитель Комитета возразил на это тем, что распоряжение № 237-р опубликовано (вступило в силу) после опубликования постановления № 1624, а дата подписания распоряжения № 237-р не имеет правового значения (в отличии от даты опубликования).
В своем решении от 13 марта 2012 г. суд согласился с позицией Комитета, отметив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят КУГИ в пределах предоставленных полномочий; опубликован в соответствии с п. 9 утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1624 от 22 декабря 2008 года Порядка в выпуске одного из изданий, указанных в пункте 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
Оцените позиции сторон. Согласны ли Вы с решением Суда? Аргументируйте свою позицию.
Какое значение имеет преамбула правового акта?
Задание 2
Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.
1. Правотворчество и законотворчество.
2. Принципы и цели правотворчества.
3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
4. Систематизация законодательства. Собрание законодательства vs. «on-line» кодификация (подготовка данного вопроса и его обсуждение направлены на развитие навыков работы с электронными правовыми базами, поиском нормативных правовых актов в Интернете).
Задание 3
Задание направлено на развитие навыков анализа структуры нормативно-правового акта, умения правильно определять его элементы (статьи, части, абзацы, пункты, подпункты и т. д.).
Пример 1:
Найдите ошибку в ссылке на нормативно-правовой акт и дайте корректную ссылку.
«В соответствии со ст. 244.8 (пункт 2, подпункты 1, 2, 3, 4) гл. 22.1 Гражданско-процессуального кодекса в редакции федерального закона № 69-ФЗ от 30.04.2010».
Пример 2:
Дайте корректную ссылку на выделенный фрагмент статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения
при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1и (или)подпунктом 8 пункта 1 статьи 164настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2и3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) …
3)таможенная декларация(ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия).
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 13 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 12 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.