Тема 5. Личность и право. Права человека и гражданина. Право, общество, государство
Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека. Права человека и права гражданина. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав личности.
Понятие и признаки общества. Общество, право, гражданское общество. Понятие государства и его основные признаки. Понятие и природа власти. Виды власти. Суверенитет: понятие, природа, виды. Легитимность и легальность государственной власти. Современные формы правления. Основные формы государственного устройства. Виды унитарных государств и федераций. Политические режимы: понятие, виды, признаки. Механизм и аппарат государства. Орган государства: понятие, природа, признаки. Функции государства: понятие, виды, формы осуществления. Общество и государство: характер соотношения. Государство и право в их соотношении. Правовое государство: основные характеристики. Социальное государство.
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
Решение задачи:
В Декларации независимости США 1776 года сказано:
«Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. Благоразумие, конечно, требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не сменялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как опыт прошлого показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».
Раскройте понятие прав человека.
Относится ли к правам человека упоминаемое в Декларации право на свержение деспотического правительства?
Если да, то какое место в классификации прав человека оно занимает?
Оцените проблему с позиций различных типов правопонимания.
Задание 2
Управляемая преподавателем групповая дискуссия в интерактивной форме по заданную преподавателем тему, например, «Универсальны ли права человека?» с предварительным обсуждением вопросов темы под руководством преподавателя:
1. Право и права человека.
2. Права человека и права гражданина. Правовой статус личности.
3. Классификация прав человека.
4. Гарантии прав и свобод личности.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 6 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Задание 3
Организация и проведение в интерактивной форме научной конференции по предложенной преподавателем теме, например, «Соматические права: проблемы правового регулирования». Студенты должны по согласованию с преподавателем - научным руководителем конференции выбрать тему доклада (возможны содоклады), сообщения, составить программу конференции и сборник тезисов участников конференции, подготовить презентации к докладам и сообщениям, выбрать модератора конференции. На проведение конференции отводится одно семинарское занятие – 2 часа.
Задание 4
Решение задачи:
В соответствии с планом, утверждённым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 г., на территории Палестины рекомендовалось создание двух государств: еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. было провозглашено создание государства Израиль. За этим последовал ряд арабо-израильских войн, в результате которых Израиль установил фактический контроль над всей территорией Палестины и частью территории соседних арабских государств. 15 ноября 1988 года на сессии Палестинского национального совета (руководящего органа Организации освобождения Палестины) в Алжире было провозглашено создание государства Палестина. Палестина в качестве суверенного государства было признано 128 государствами, в том числе СССР. В 1995 году между Израилем и Организацией освобождения Палестины был заключён договор о создании Палестинской национальной администрации, осуществляющей самоуправление на территории проживания арабского населения. Территория государства Палестина разделена на 2 части (Западный берег реки Иордан и сектор Газа), не имеющих прямой связи между собой. Значительная часть Западного берега реки Иордан занята еврейскими поселениями и полностью контролируется Израилем. У государства Палестина нет армии, но есть многочисленная полиция и собственная правовая система.
Раскройте признаки понятия государства. Является ли государственный суверенитет признаком государства?
Какими признаками государства обладает Палестина? Является ли она государством?
Если да, то с какого момента появилось данное государство – с момента решения Генеральной Ассамблеи ООН 1947 года, с момента провозглашения государства Израиль, с момента провозглашения создания государства Палестина в 1988 году, с момента признания государства Палестина другими государствами в том же году, с момента заключения договора о создании Палестинской национальной администрации или с момента начала фактического функционирования органов Палестинской национальной администрации?
Если нет, то что должно произойти, чтобы Палестина стала государством?
Какие юридические последствия порождает признание государства другим государством?
Задание 5
Обсуждение (с использованием по выбору преподавателя формы интерактивных занятий) проблем соотношения правового и социального государства с предварительным обсуждением дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя:
1. Понятие государственного суверенитета.
2. Соотношение права и государства.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 7 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по темам 6 и 7 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.