Раздел IV. НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР

Раздел IV. НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР

УГОЛОВНО–ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Глава 17. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Цели наказания

Продолжая анализ института наказания, остановимся на характеристике его целей. В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Анализируя уголовное законодательство стран СНГ, мы пришли к выводу, что в нем практически копируется содержание ст. 43 УК РФ. Правда, в некоторых Уголовных кодексах к целям наказания добавляется цель «перевоспитания», а в УК Украины еще и цель «кары».

Следует обратить внимание, что УИК РФ (ч.1 ст.1) почему-то не упоминает цель восстановления социальной справедливости, хотя указание на цели исправления и предупреждения содержит. УК РФ не дает понятия «восстановления социальной справедливости», что создает почву для полемики в среде ученых - теоретиков уголовного права.

Большинство авторов считает, что цель восстановления социальной справедливости означает, во-первых, реализацию принципа справедливости, закрепленного в ст.6 УК РФ. Он, как известно, выражается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Однако некоторые авторы полагают, что под этой целью следует понимать ничто иное как кару[41], поскольку даже соразмерное наказание предполагает применение к осужденному определенных лишений и ограничений прав, что уже само по себе можно рассматривать как вполне реальное воздаяние преступнику за совершенное преступление.

Во-вторых, тем не менее, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.7 УК «Принцип гуманизма»).

В-третьих, восстановление социальной справедливости предполагает в той мере, в какой это возможно, восстановление нарушенных преступлением охраняемых уголовным законом общественных отношений, а также законных интересов личности, общества, государства, т.е. возмещение вреда, причиненного преступлением. Однако не всегда вред может быть возмещен в полном объеме, особенно, если это необратимый физический вред (например, при причинении смерти). В то же время материальный вред гражданину или организации может возмещаться за счет имущества преступника или наложения взыскания на его доходы.

В ранее действовавшем УК РСФСР 1960 г. в ст. 20 одной из целей наказания признавалось «исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития». В то время отсутствовало законодательное определение понятий «исправление» и «перевоспитание», что порождало множество мнений и дискуссий относительно их толкованию. Вместе с тем эти категории разграничивались и при Советской власти.

Так, Н.А. Беляев считал, что «исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека, перевоспитание же есть исправление преступника плюс воспитание из него сознательного строителя коммунистического общества». В то же время Н.А. Беляев доказывал: «… утверждение, что «исправление» - это изменение отдельных черт личности, отдельных свойств характера, отдельных привычек и склонностей … противоречит взглядам советской психологии на характер человека как на единое, целое, состоящее из отдельных частей. «В силу единства характера при изменении одной из черт меняется весь облик личности, поэтому воздействуя на личность в известном направлении, формируя известную систему черт, мы тем самым изменяем характер в целом», - пишут Л.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев. «Следовательно, неправильно рассматривать «исправление» как изменение отдельных свойств характера, а «перевоспитание» как перестройку всей психики в целом» [42].

В настоящее время вместо целей «исправления и перевоспитания» УК называет лишь цель исправления. Цель перевоспитания в ст.43 УК не названа. В то же время законодатель впервые дал понятие исправления. Так, в соответствии со ст.9 УИК исправление означает формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Следовательно, исправление - это более формализированная категория, которая по содержанию уже перевоспитания. Для достижения цели исправления достаточно, чтобы осужденный формально выполнял требования ч.1 ст.9 УИК, т.е. внешне выражал уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и демонстрировал правопослушное поведение. Более глубокого переосмысления своих взглядов, внутреннего осознания ошибочности своего преступного поступка, искреннего желания следовать по пути правопослушного поведения, которое происходит при перевоспитании, от него, согласно ст.9 УИК, не требуется.

Причину отказа законодателя от цели перевоспитания в пользу исправления объяснить, на наш взгляд, не сложно. С одной стороны, не все ученые согласны с самим фактом возможности успешного перевоспитания преступников в коренном смысле. С другой стороны, в советском государстве такие случаи действительно были[43].

Но в настоящее время, в условиях рыночных отношений, при отсутствии господствующей государственной идеологии (существовавшей в эпоху социализма), при наличии устаревшей системы исправительных учреждений времен Советской власти и рассчитанных в первую очередь на неактуальное сейчас трудовое и идеологическое воспитание осужденных, достичь цели перевоспитания - задача архисложная. Понимая это, законодатель ограничился указанием лишь на цель исправления в смысле ч.1 ст. 9 УИК, назвав при этом, какими основными средствами она должна достигаться.

Таковыми средствами признаются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч.2, 3 ст. 9 УИК).

В качестве третьей цели наказания УК называет цель предупреждения совершения преступлений. Её подразделяют на общую и специальную превенцию. Общая превенция состоит в том, что угроза применения наказания, страх перед наказанием должны воздействовать на всех людей таким образом, чтобы они не совершали преступления. Не секрет, что довольно большое число людей воздерживаются от совершения преступления не из-за личностных моральных установок, а главным образом из-за боязни быть подвергнутыми уголовному наказанию. В связи с этим важно соблюсти баланс между тяжестью преступления и строгостью наказания, предусматриваемого за его совершение. Если наказание не будет достаточно строгим, цели общей превенции достигнуть будет трудно. Если же оно будет чересчур строгим, то будет нарушен принцип справедливости.

Важно также проводить работу по правовому информированию населения о последствиях совершения преступления как прямо - в средствах массовой информации, радио и телепередачах о громких уголовных делах, так и косвенно - в художественных фильмах, книгах и т.д. Эти меры будут способствовать повышению уровня правовой культуры граждан и благоприятно скажутся на достижении цели общей превенции.

Цель специальной превенции означает предупреждение совершения новых преступлений тем осужденным, который отбывает или уже отбыл наказание. Для достижения данной цели в процессе отбывания наказания должны быть созданы условия, при которых минимизируется возможность совершения нового преступления со стороны осужденного. В то же время в отношении него должны применяться соответствующие средства исправления с тем, чтобы убедить его в порочности преступного пути. Важно довести до осужденного, что государство заинтересовано в его ресоциализации, возвращении в общество полноправным и правопослушным его членом.

Необходимо также отметить, что цель предупреждения будет достигаться тем эффективнее, чем лучше будет соблюдаться принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. Ибо если он будет нарушаться, может создаться иллюзия «безнаказанности» преступников, которая приведет к стремительному росту преступлений.

О том, насколько успешно наказание достигает своих целей, свидетельствует такой показатель, как эффективность наказания. Проблема эффективности наказания весьма многогранна. Эффективность наказания зависит от многих факторов, среди которых важную роль играют адекватная строгость режима исполнения наказания, должный уровень воспитательной работы среди осужденных, привлечение их к труду, рациональное применение других средств исправительного воздействия и т.д. Оценить эффективность наказания можно по уровню постпенитенциарного рецидива, т.е. по удельному весу рецидива среди лиц, отбывших уголовное наказание. Чем ниже этот показатель, тем выше эффективность наказания. В случае же рецидива преступлений, когда ранее судимый осужденный вновь совершает преступление, можно говорить о низкой эффективности наказания, поскольку оно не достигает цели специальной превенции.

Пути повышения эффективности наказания многообразны. В конечном итоге, все эти меры должны сводиться к более эффективному способствованию исправлению осужденных и предупреждению совершения преступлений (общей и частной превенции). Во-первых, как представляется, необходимо продолжать дальнейшее совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства по всем направлениям. Сюда входит и установление более эффективных санкций за отдельные преступления и их группы, и более рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, и более результативная регламентация условий и правил исполнения отдельных видов наказания, обеспечения во время отбывания наказания требуемого баланса между карательным элементом последнего с исправительным воздействием на осужденного всеми доступными средствами.

Во-вторых, следует неуклонно повышать раскрываемость преступлений и всемерно улучшать деятельность правоохранительных органов и судов на этапах расследования преступлений и судебного разбирательства с целью более тщательного соблюдения принципа неотвратимости наказания. В частности, судам следует более ответственно подходить к вопросу применения институтов условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и наказания, замены наказания на более мягкое и т.д.

В-третьих, требуется более эффективная пропаганда неотвратимости наказания в средствах массовой информации, в литературных и художественных произведениях и т.д. Если члены общества будут осознавать неотвратимость наказания, это будет удерживать их от совершения преступлений, и тем самым наказание будет должным образом выполнять свою превентивную роль.

Штраф

Штраф является денежным взыска­нием, назначаемым судом в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. (ч.1 ст. 46 УК РФ). Штраф может выступать как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания (ч.2 ст. 45 УК). Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч.4 ст. 46 УК)[48].

Штраф - один из древнейших видов уголовных наказаний, широко распространенных еще в первом систематизированном сборнике норм - Русской Правде, созданной в 1017 -1054 гг. и известной в двух основных редакциях - Краткой и Пространной. В Русской правде штраф именовался «вирой» и исчислялся в гривнах.

В дальнейшем применение штрафа существенно сократилось, хотя он и продолжал назначаться за преступления небольшой тяжести. С принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а в дальнейшем и Уголовного уложения 1903 г. штраф занял прочное место в системе уголовных наказаний царской России.

В Советской России штраф был предусмотрен в УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 г.г. в качестве санкции за достаточно большое количество преступлений, однако к принятию УК РФ 1997 г. практика его применения заметно сократилась.

Штраф как мера наказания известен международному уголовному праву[49].

В зарубежном уголовном законодательстве штраф играет одну из главных ролей в системе наказаний (применяется от 25 до 50% случаев)[50]. Так, в соответствии со ст. 80 (§80.00) УК штата Нью-Йорк (США) за наиболее тяжкие преступления (фелонии класса А-1) на физических лиц налагается штраф в размере до 100 тыс. долларов, а на корпорации - на сумму, не более чем в 2 раза превышающую прибыль корпорации от совершения преступления. В соответствии со ст.350 УК Калифорнии (США) за умышленное производство, продажу или хранение в целях продажи контрафактных товаров в крупном размере налагается штраф на физических лиц до 500 тыс. долларов, а на организации – до 1 млн. долларов.

Размер штрафа по действующему УК РФ определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (ч.3 ст. 46 УК РФ).

Уголовный кодекс РФ предусматривает три способа определения размера штрафа. Первый, самый простой и очевидный, - конкретное указание в санкции статьи Особенной части определенной суммы в рублях. Эта сумма не может быть менее 5 тыс. и более 5 млн. руб.

Второй способ - определение суммы штрафа исходя из размера заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Однако это нормативное предписание не действует при определении размера штрафа третьим способом, который применяется в отношении лиц, совершивших преступления, образующие взяточничество или коммерческий подкуп. В этих случаях сумма штрафа исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов[51].

Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Штраф может быть назначен, в том числе, несовершеннолетним, причем независимо от наличия у них самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Размер штрафа варьируется от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Вопросы исполнения штрафа регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве», которые возложили исполнение этого наказания на судебных приставов-исполнителей по месту жительства (работы) осужденного. Судебные приставы-исполнители не состоят при суде и не подчиняются суду. Они входят в самостоятельную Федеральную службу судебных приставов, подчи­няющуюся Министерству юстиции Российской Федерации.

Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет (ч.3 ст.46 УК).

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты обязан в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, если размер штрафа определен первым или вторым способом, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, размер которого определен третьим способом, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. При этом назначенное наказание не может быть условным.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законом об исполнительном производстве.

Обязательные работы

В теории уголовного права распространено мнение, что введение обязательных работ в УК РФ явилось результатом изучения зарубежной практики установления и применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Так, в Великобритании аналогичным видом наказания без изоля­ции осужденного от общества является приказ суда о предоставлении услуг обществу, т.е. выполнении бесплатных общественно полезных работ. Во Франции в качестве одного из видов исправительных на­казаний за совершение уголовного проступка предусматриваются не­оплачиваемые работы в общественных интересах. Бесплатные общественные работы назначаются в зарубежных странах, как правило, за уголовно наказуемые деяния, не представ­ляющие значительной социальной опасности, и исполняются без от­рыва осужденного от основного места работы или учебы[63].

Прообразы обязательных работ можно найти в памятниках дореволюционного права России. Так, в соответствии со ст.8 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы.

Аналоги обязательных работ существовали и на ранних этапах развития советской России. Так, в период с 1917 по 1919 гг. различными нормативными актами молодого советского государства вводились «обязательные общественные работы», «принудительные общественные работы», «общественно необходимые работы», «принудительные работы без помещения в места лишения свободы»[64]. Однако с принятием УК РСФСР 1922 г. данный вид наказания был упразднен и вновь появился лишь в действующем УК 1996 г.

Обязательные работы по действующему УК применяются лишь в качестве основного вида наказания и заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК РФРРФ)[65].

Содержание п. 3 ст. 37 Конституции РФ о том, что «каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» не распространяется на труд осужденных к обязательным работам. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае, ограничение прав предусмотрено УК РФ в качестве наказания для защиты прав и законных интересов других лиц в соответствии со ст.2 УК.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч.1 ст.49 УК). Это могут быть работы, как правило, не требующие особой квалификации, например, по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, ремонт дорог, погрузочно-разгрузочные и т.п. Для несовершеннолетних осужденных важным условием является посильность этих работ и выполнение их в свободное от учебы или основной работы время (ст. 88 УК).

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах. Они могут устанавливаться на срок от 60 до 480 часов, а несовершеннолетним - от 40 до 160 часов. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов, взрослыми - не свыше 4 часов в день, при этом в рабочие дни - не свыше 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Важно отметить, что предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ). При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч.3 ст. 49 УК).

Исправительные работы

В памятниках дореволюционного права России широко представлено наказание в виде каторжных работ. О нём упоминается в Артикуле Воинском 1715 г., Уложениях 1845 и 1903 гг. Однако осужденные к каторге всегда содержались под стражей в специальных каторжных тюрьмах, что позволяет говорить о каторге как о разновидности лишения свободы, а не как о наказании, связанном с трудовой деятельностью без изоляции от общества.

В УК РСФСР 1922 г. (ст.35) в рамках принудительных работ без содержания под стражей предусматривались «работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность», а также «работы, требующие неквалифицированного физического труда». В УК РСФСР 1926 г. (ст.30) закреплялись «принудительные работы без лишения свободы». Сущность наказания «исправительные работы без лишения свободы» по УК РСФСР 1960 г. (ст. 27) почти полностью совпадает с современной интерпретацией данного вида наказания.

Исправительные работы по действующему УК РФ (ст. 50) назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного[66].

Исправительные работы применяется только как основной вид наказания и не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исполнение исправительных работ возложено на уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора суда и другие документы.

Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания исправительных работ осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения инспекции в письменной форме. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с инспекцией.

Исправительные работы могут назначаться на срок от двух месяцев до двух лет. Для несовершеннолетних срок данного наказания варьируется в пределах от двух месяцев до одного года. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции. В срок отбывания наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал (ст. 42 УИК).

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Основной карательный элемент наказания - удержание в доход государства от 5 до 20% заработной платы. Инспекция ежемесячно проверяет правильность и своевременность удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного (ч.7 ст. 44 УИК).

Инспекция проводит воспитательную работу с осужденными при содействии администрации организаций, в которых они работают. К проведению воспитательной работы могут привлекаться общественные объединения (организации), например, советы трудовых коллективов, профсоюзные организации, попечительские советы, религиозные организации и др.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч.4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК).

Исправительные работы следует отличать от обязательных. Во-первых, срок обязательных работ исчисляется в часах, а исправительных – в месяцах и годах. Во-вторых, обязательные работы выполняются в свободное от работы или учебы время, а исправительные – во время основной работы. В- третьих, обязательные работы не предусматривают оплаты труда, а исправительные подразумевают удержание из заработной платы определенного процента в доход государства.

Ограничение свободы

С 2010 года наказание в виде ограничения свободы было наделено новым содержанием. Во многих странах СНГ (Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Украина) одноименное наказание наиболее сходно с прежней редакцией ст. 53 УК РФ и корреспондирует с российским наказанием в виде принудительных работ (ст. 531 УК РФ). Что же касается современного понимания ограничения свободы, то ему примерно соответствуют одноименные наказания, предусмотренные ст. 48 УК Литвы, ст. 72 УК Польши. Уголовное законодательство большинства стран дальнего зарубежья не предусматривает наказания в виде ограничения свободы. Однако подобная мера включена в систему мер исправления и безопасности, которая применяется к осужденному после отбытия наказания в виде лишения свободы.

В российской истории в чистом виде рассматриваемое наказание не встречалось. Однако наиболее близким ему по духу является предусматриваемая ст. 461 УК РСФСР 1960 г. отсрочка исполнения приговора, во время которой к осужденному могли применяться определенные обязанности и запреты, аналогичные установленным в ст.53 УК РФ.

Ограничение свободы по действующему УК РФ заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы (ст. 49 УИК).

При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания[68], а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин (ст. 49 УИК).

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Надзор за отбыванием осужденными к наказанию в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля (например, электронные браслеты), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации[69].

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (в случае замены лишения свободы на ограничение свободы или назначения ограничения свободы в качестве дополнительного наказания) (ч.4 ст. 58 УИК).

Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответ<

Наши рекомендации