Возраст субъекта преступления
Экскурс в историю отечественного уголовного права свидетельствует, что вопрос о возрасте субъекта преступления в разные периоды его развития решался по-разному. В дореволюционный период устанавливались следующие минимальные возрастные пределы уголовной ответственности: с 7 лет (Соборное Уложение 1649 г.), с 10 лет (Указ Екатерины II от 26 июня 1765 г.), с 7 лет (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.), с 10 лет (Уголовное уложение 1903 г.). Неоднозначно регламентировался данный вопрос и в постреволюционный (советский) период: с 17 лет (Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г.), с 14 лет (Руководящие начала по уголовному праву 1919 г., УК 1922 г., УК 1926 г. в первоначальной редакции), с 12 лет (постановление ЦИК и СНК РСФСР от 7 апреля 1935 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г.), с 14 лет (УК 1960 г.).
Нет единства в подходе к рассматриваемому вопросу и в современном зарубежном уголовном праве: с 7 лет (Египет, Индия, Кипр, Пакистан, Таиланд, Швейцария), с 10 лет (Австралия, Никарагуа, Новая Зеландия), с 12 лет (Бразилия, Греция, Израиль, Канада), с 13 лет (Алжир, Мадагаскар, Тунис, Франция), с 14 лет (Австрия, Болгария, Германия, Испания, Македония, Япония), с 15 лет (Польша, Словакия), с 16 лет (Бельгия, Португалия, Чили), с 18 лет (Люксембург, Эквадор).
В настоящее время российский законодатель, следуя уже давно сложившейся традиции, предусматривает дифференцированный подход к решению вопроса о минимальных возрастных границах уголовной ответственности. По общему правилу последняя наступает по достижении лицом 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК) и, как исключение, из этого правила – 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК). Указание законодателя на необходимость достижения установленного возраста,с которого возможна уголовная ответственность, означает, что субъектом преступления может быть только лицо на таком уровне интеллектуального развития и социальной зрелости, который позволяет ему адекватно оценивать общественную значимость своих поступков и избирать правильный вариант поведения. Возрастные границы уголовной ответственности определяются законодателем на базе научных исследований в области психологии, педагогики, медицины и биологии. Зафиксированные в УК строго формализованные минимальные возрастные пределы уголовной ответственности требуют точного установления числа, месяца и года рождения лица, совершившего преступление. При этом судебно-следственные органы обязаны руководствоваться требованиями ст. 128 УПК РФ.Согласно п. 5 постановления № 1 Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» нужно, в частности, учитывать, что «лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица»[212].
В ч. 2 ст. 20 УК законодатель включил деяния, составляющие основную долю преступности несовершеннолетних конкретной возрастной группы (от 14 до 16 лет). Общественная опасность указанных преступлений очевидна и доступна для понимания по достижении лицом более раннего, т.е. 14-летнего возраста. Они направлены против жизни, здоровья, половой свободы, собственности, общественной безопасности, общественного порядка и обладают достаточно высокой степенью общественной опасности. Все эти преступления характеризуются умышленной формой вины. Лишь приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267 УК) предполагает неосторожность по отношению к наступлению общественно опасных последствий. Однако и в этом случае само деяние совершается умышленно. Из перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК преступлений преобладают тяжкие и особо тяжкие, затем следуют преступления средней тяжести и лишь четыре относятся к категории небольшой тяжести (ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 158, ст. 207 и 214 УК).
Перечень преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 20 УК, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. Однако следует иметь в виду, что в состав отдельных (так называемых сложных) преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 16 лет, могут фактически включаться деяния и последствия, инкриминируемые по достижении лицом 14 лет. Например, массовые беспорядки (ст. 212 УК) могут охватывать собой умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК), хулиганство (ст. 213 УК), вандализм (ст. 214 УК) и т.д.; бандитизм (ст. 209 УК) – грабеж (ст. 161 УК), разбой (ст. 162 УК), убийство (ст. 105 УК), изнасилование (ст. 131 УК) и т.д. В подобной ситуации подростки, достигшие 14-летнего возраста и принявшие участие в массовых беспорядках или бандитском нападении, согласно п. 11 постановления № 1 Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»[213] должны привлекаться к уголовной ответственности за другие вышеперечисленные преступления, а не по ст. 212 или 209 УК.
В ч. 3 ст. 20 УК впервые на законодательном уровне закреплено новое нормативное предписание о так называемой возрастной невменяемости как обстоятельстве, исключающем при определенных условиях уголовную ответственность несовершеннолетнего лица за совершенное общественно опасное деяние после достижения им соответственно 16- и 14-летнего возраста. Такими условиями признаются: а) отставание (задержка) в психическом развитии, связанное не с психическим расстройством, а с индивидуальными возрастными особенностями интеллектуально-волевого развития несовершеннолетнего, и, как следствие этого, б) ограниченная возможность («не в полной мере») в момент совершения деяния осознавать (понимать) его фактический характер и общественную опасность (интеллектуальный признак) либо руководить своим поведением (волевой признак). Причинами социального инфантилизма обычно являются существенные дефекты в воспитании подростка, его изоляция от контактов с окружающей средой, черепно-мозговые травмы, длительные соматические (физиологические) заболевания и т.п.[214]
При совершении общественно опасных деяний до достижения установленного УК возраста уголовная ответственность исключается.
Материалы о малолетних лицах, совершивших такие деяния, передаются в компетентные органы для решения вопроса о возможности применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420[215].