Предмет преступления и потерпевший от преступления
Вопрос о предмете преступления, его правовой природе, видах достаточно дискуссионный в уголовно-правовой теории. По мнению одних авторов, предмет не находится в органической связи с объектом вовсе, другие, напротив, эти понятия отождествляют. Третьи авторы считают предмет составной частью объекта преступления.
Следует различать предмет охраняемого общественного отношения, предмет преступления и предмет преступного воздействия. В одном случае предмет выступает структурным элементом общественного отношения, в другом - факультативным признаком состава преступления, индивидуализирующим объект преступления.
Кроме того, в качестве обособленного объекта исследования в науке выделяют предмет совершения преступления как признак, характеризующий объективную сторону. От предмета преступления, характеризующего объект, предлагается отличать предметы материального мира и информацию, создание и перемещение которых в пространстве характеризует объективную сторону преступления, которые представителями этой позиции рекомендуется именовать предметом совершения преступления, поскольку они в отличие от орудий и средств совершения преступления непосредственно не воздействуют на потерпевшего[186].
Предметом общественного отношения могут выступать природные объекты, вещи, различные товары или предметы, не обладающие признаками товара, и даже человек. В структуре общественного отношения человек чаще выступает субъектом этого отношения, однако, если под предметом общественного отношения понимать то, по поводу чего или в связи с чем существует само это отношение, то допустимы ситуации, в которых человек может быть признан предметом общественного отношения. Например, в составе незаконного усыновления (удочерения) (ст. 154 УК) субъектами отношения могут выступать должностные лица, приемные родители, попечители, опекуны, но никак не сам ребенок, поскольку в объекте этого преступления он выступает предметом охраняемого уголовным законом отношения (по защите интересов несовершеннолетних и нормальных условий его существования и развития) и не может одновременно выполнять функции субъекта отношения.
Под предметом преступного воздействия следует понимать тот элемент общественного отношения, который подвергается непосредственному преступному воздействию и которому, таким образом, ущерб причиняется в первую очередь. Таким предметом может стать любой элемент общественного отношения: субъект, социальная связь, предмет отношения.
В то же время наряду с предметом как структурным элементом общественного отношения и предметом преступного воздействия существует предмет как самостоятельный признак состава преступления.
В отличие от объекта как социальной категории, предмет преступления - это материальный субстрат, вещь материального мира, с определенными свойствами которых уголовный закон связывает наличие в действиях лица признаков конкретного состава преступления[187]. Поэтому предмет еще называют вещным признаком[188]. Одни авторы определяют его как конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений[189]. Другие традиционно предмет преступления характеризуют как предметы (вещи, вещества) материального мира, воздействуя на которые лицо осуществляет посягательство на охраняемый уголовным законом объект преступления[190]. Есть и иные, не менее объемные определения[191].
Законодатель описывает данный признак состава преступления с разной степенью детализации. В одних случаях он использует интегрированный термин, например, «чужое имущество» в составах хищения (ст. 158-162 УК), что позволяет к предмету преступления в равной степени отнести мешок картофеля или картину всемирно известного художника, деньги, ювелирные украшения или обыденные предметы потребления. В других случаях конкретизируется, что к предмету преступления может быть отнесен лишь ограниченный их перечень, например, в составе незаконной охоты - это птицы и звери, охота на которых полностью запрещена (ст. 158 УК). В третьих случаях законодатель четко оговаривает, что следует признать предметом преступления, к примеру, в похищении, предусмотренном ч. 3 ст. 325 УК, - это только акцизные марки, специальные марки или знаки соответствия, защищенные от подделок.
Иногда предмет и вовсе не упоминается, например, в составах оставления в опасности (ст. 125 УК) или самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК). Такая необязательность присутствия предмета при описании уголовно-правового запрета позволяет отнести его к факультативным признакам состава преступления.
Роль предмета преступления можно проиллюстрировать на примере хищения. При полном совпадении всех признаков преступления, кроме его предмета, квалификация содеянного будет разной: если в качестве предмета выступает имущество, не ограниченное в обороте, содеянное, в зависимости от способа изъятия, подлежит квалификации по ст. 158-162 УК; если предметы хищения представляют особую ценность (историческую, научную, художественную, культурную), применению подлежит ст. 164 УК; если предметы хищения ограничены или изъяты из оборота, применяются нормы глав УК, объектами которых являются не отношения собственности (этим отношениям отводится уже второстепенная роль - дополнительных объектов), а общественная безопасность или общественный порядок (при хищении ядерных материалов или радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых вещество и взрывных устройств) (ст. 221, 226 УК), здоровье населения и общественная нравственность (при хищении наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества) (ст. 229 УК), порядок управления (при хищении документов, штампов, печатей, акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок) (ст. 325 УК)[192].
Предмет преступления, с одной стороны, необходимо отличать от предмета охраняемого общественного отношения и предмета преступного воздействия, а с другой стороны, от объекта преступления, орудий или средств совершения преступления.
Объект и предмет преступления соотносятся как целое и его часть. Объект - самостоятельный элемент состава преступления, наряду с объективной и субъективной сторонами, а также субъектом преступления. Наличие объекта преступления для привлечения виновного лица к уголовной ответственности также необходимо как любого другого элемента состава преступления. Предмет же преступления - всего лишь признак отдельных составов преступлений. Объект преступления представляет собой общественное отношение (либо их совокупность в разном сочетании в конкретных преступных посягательствах), а предмет является вещью материального мира, обладающей физическими свойствами, имеющей определенное объемное выражение и воспринимаемой наглядно (зрительно либо с помощью тактильной чувствительности). Объект всегда страдает от преступного воздействия, ему причиняется ущерб либо создается реальная угроза его причинения. Особенности предмета преступления, напротив, состоят в том, что преступления в большинстве случаев не причиняют вреда предмету преступления[193]. Ущерб для предмета не обязательное свойство, предмет может вовсе не пострадать, а в отдельных случаях даже улучшить свои характеристики.
Сказанное можно проиллюстрировать на примере преступлений против собственности (гл 21 УК), объект которых, как правило, называют кратко - собственность или отношения собственности. Более развернутое определение этого объекта можно обозначить как общественные отношения в сфере распределения материальных благ, предназначенных для индивидуального или коллективного потребления либо для осуществления производственной деятельности.
Как известно, субъекты отношения наделяются правами и корреспондирующими им обязанностями. Поэтому важную сторону отношений собственности составляет обеспеченное законом право (возможность) одного субъекта - собственника (или законного владельца) имущества - владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Соответственно этому праву на других субъектов отношения возлагается корреспондирующая обязанность не препятствовать собственнику (или законному владельцу) имущества осуществлению своих прав, обеспечить реализацию названных правомочий. Переход имущества от собственника к другому лицу может осуществляться только по воле первого. Из этого следует, что любое хищение всегда нарушает обозначенные отношения, т.е. собственник утрачивает возможность владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом по своему усмотрению, тем самым ему причиняется материальный ущерб, эквивалентный стоимости похищенной вещи. В то же время предмет преступления - похищенная вещь, - скорее всего, никак не пострадает (например, украденные денежные купюры). Можно даже предположить, что несколько улучшит или сохранит утрачиваемые свойства (например, если ценная картина, похищенная из сырого холодного подвала или душного чердака, населенного грызунами, помещена её похитителем в нормальные условия хранения).
Учитывая физические свойства вещи, следует признать, что она может выступать в процессе преступного посягательства в разных качествах: предмета преступления, орудий и средств совершения преступления. Угнанный автомобиль является предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК. Если на автомобиле совершили наезд на пешехода с целью причинения ему смерти, он служит орудием убийства (ст. 105, 277, 297, 317 УК). Если автомобиль использовался в процессе изъятия или завладения имуществом, он может быть признан средством совершения преступления. Оружие, наркотические средства, ценные бумаги и мн.др. предметы материального мира могут играть разные роли в разных преступных деяниях. Отличие должно проводиться по характеру использования этих вещей в процессе преступного посягательства. Если вещь играет «активную» роль в ходе преступного деяния и используется в качестве инструмента воздействия на объект, то она выступает орудием или средством совершения преступления (убийство из пистолета). Если же вещь играет «пассивную» роль, и преступление совершается в связи и поводу этой вещи, то она является предметом преступного посягательства (хищение пистолета). Кроме того, орудия или средства совершения преступления, в отличие от объекта, никак не связаны с теми общественными отношениями, на которые осуществляется преступное посягательство. Наконец, предметом преступления обычно возвращается потерпевшему, тогда как орудия и средства конфискуются с последующим уничтожением или обращением в доход государства.
В рамках объекта преступления нельзя не сказать о потерпевшем от преступления. Данная фигура была известна и дореволюционному уголовному праву. Потерпевшим от преступления признавался прежде всего обладатель того правоохраняемого интереса, который непосредственно повредил или поставил в опасность преступник, независимо от того, идет ли речь об одном человеке, о группе лиц или юридическом лице, включая государство как держателя прав и интересов[194].
Согласно статье 42 УПК РФ потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Чаще о нем говорят в уголовно-процессуальном значении, однако, потерпевшего от преступления нельзя обособить от объекта преступления. Как объекту, так и потерпевшему причиняется вред от совершенного (или совершаемого) преступления, но эти понятия не тождественны: в отличие от объекта, потерпевшему причиняется еще и реальный вред - физический, имущественный, моральный, идеологический или иной (либо он поставлен под угрозу причинения такого вреда). Нередко социальные свойства потерпевшего определяют характер отношений, выступающих объектом преступления, и, тем самым, обусловливают необходимость конструирования специальных норм, размещая их в самостоятельных статьях (например, ст. 277, 295, 317 УК) либо меняют уровень наказуемости в рамках нормы, предусмотренной в одной статье (например, возраст потерпевших в характеристике половых преступлений). Чаще других законодатель указывает на такие параметры потерпевших, как возраст и состояние беременности или беспомощности. В одних случаях потерпевший указывается в основном составе, что придает ему статус обязательного признака (см., например, ст. 150 УК), в других - в квалифицированном составе (см., например, п. «в», «г» ч. 2 ст. 150 УК), что влияет на переквалификацию содеянного, в третьих - не упоминается вовсе, что и дает основание считать признак, характеризующий потерпевшего, факультативным признаком.