М2.Б.1 Методология и методы исследования в юриспруденции

Факультет «Экономики и права

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б.1 Методология и методы исследования в юриспруденции

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Предупреждение экономической преступности уголовно-правовыми средствами»

Уровень высшего образования Магистратура

Программа подготовки академическая магистратура

Москва – 2016 г.

Рецензенты:

1. к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Якушев А.В.

2. д.ю.н., профессор юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Керимов А.Д.

Аннотация рабочей программы дисциплины

Учебная дисциплина «Методология и методы исследования в юриспруденции» направлена на подготовку магистров к решению основных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным обществом, а также освоение магистрантами основных понятий методологии юридической науки и основных методов научных исследований правовых явлений.

Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, а также материально-техническое обеспечении преподавания дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции», как учебная дисциплина относится к блоку М2.Б «Базовая часть Профессионального цикла».

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению - 40.04.01 «Юриспруденция»

Составитель(и): ______________________________ Назаров В.Н., к.т.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

протокол № 2 от «19» сентября 2016 г.

Заведующий кафедрой __________________ Н.И. Крюкова, д.ю.н., проф.

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,

название дисциплины

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,

название дисциплины

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,

название дисциплины

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,

название дисциплины

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Содержание

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

Цель дисциплины.. 5

Учебные задачи дисциплины.. 5

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 7

Формы контроля. 7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

Рекомендуемая литература.. 15

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 15

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 15

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 16

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 18

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 18

(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий) 18

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 19

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II) 19

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и раздел VIII) 19

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 20

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 24

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 25

Приложение 1. 27

Приложение 2. 28

Знать

- основные принципы и нормы делового общения (ОК-4)

- принципы взаимоотношений в рабочем коллективе, в учебно-научном коллективе (ОК-2)

- основные формы делового общения, нормы делового разговора, нормы общения, вербальных коммуникаций в научной среде (ОК-2)

- правила и особенности делового этикета в различных деловых ситуациях, этикета учебно-научной среды (ОК-4)

Уметь

- применять на практике знания об основных принципах и нормах делового общения

(ОК-1)

- реализовывать знания об основных формах делового общения, нормах делового разговора (ОК-2)

- строить трудовые отношения с учетом норм делового этикета (ОК-4,)

- анализировать отношения с коллегами, начальством, подчиненными, клиентами,

(ОК-4,)

3. Владеть:

- навыками практической актуализации знаний об основных принципах и нормах делового и научного общения (ОК-3)

- навыками реализации знаний об основных формах делового общения, нормах делового разговора, разговора в учебно-научной среде (ОК-4, ОК-5)

- основными навыками делового этикета в экономической и научно-педагогической деятельности (ОК-1)

Изучение дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «История политических и правовых учений», «Правовые формы взаимодействия государства и бизнеса».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ПК-1 - способностью разрабатывать нормативные правовые акты

В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:

1. Знать: методологию разработки нормативных правовых актов различного уровня;

2. Уметь: самостоятельно разрабатывать проекты нормативных правовых актов;

3. Владеть: навыками и способами разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

ПК-7 - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

В результате освоения компетенции ПК-7 студент должен:

1. Знать: стадии, методы подготовки юридических документов

2. Уметь: самостоятельно разрабатывать и готовить юридические документы

3. Владеть: навыками подготовки юридических документов

ПК-8 – способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупций, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

В результате освоения компетенции ПК-8студент должен:

1. Знать: нормативные правовые акты, закрепляющие должностные обязанности лиц, осуществляющих обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

2. Уметь: реализовывать должностные обязанности субъектов правоохранительной деятельности;

3. Владеть: навыками реализации должностных обязанностей субъектов правоохранительной деятельности.

ПК-11 – способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

В результате освоения компетенции ПК-11студент должен:

1. Знать: механизм предупреждения правонарушений

2. Уметь: выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;

3. Владеть: навыками использования механизмов предупреждения правонарушении

ПК-12 – способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне

В результате освоения компетенции ПК-12студент должен:

1. Знать: механизм преподавания юридических дисциплин;

2. Уметь: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

3. Владеть: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне.

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Промежуточная аттестация в 1 семестре –зачет

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» осуществляется в соответствии с разделом VIII.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

№№ п/п Наименование раздела дисциплины (тема) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образова- тельные техноло- гии
Основные понятия процесса познания и науки как вида человеческой деятельности Процесс познания и его результат. Особенности научного познания. Научное познание и понятие. Операции мышления: абстрагирование, обобщение, опосредование. Объективированная система знаний. Наука как социальное явление. Наука как деятельность, как результат, как социальный институт. Соотношение науки и научного знания. Соотношение науки и теории в юридической научной литературе. Дифференциация и интеграция в системе науки. Система научного знания. Классификация научного знания. Вопросы классификации научного знания в юридической литературе. Юридическое знание в системе научного знания. Классификация юридического научного знания. Предпосылки появления систематизированного научного знания. Оформление науки в качестве социального института. Внешняя и внутренняя институционализация науки. Рефлексивность науки. Науковедение как самостоятельная отрасль научного знания. Место и роль истории науки в науковедческом знании. Модели исторической реконструкции науки. Подходы к периодизации науки: формальный, диалектический. Понятие метода. Трактовка метода в юридической науке. Значение метода в юридической науке, требования к нему. Метод и методологический принцип. Понятие методологического принципа. Соотношение метода и методологического принципа. Метод и методология. Методология в трактовке ученых - юристов. Взаимосвязь предмета и метода и ее интерпретация в юридических исследованиях. Факторы, определяющие методы юридического познания. Методы юридической науки и практики. Ценность методов юридического познания. Классификация методов юридического познания. Проблемы критерия классификации методов юридической науки. Общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы. Методы и методология в юридическом познании: динамизм и перспективы развития. Соотношение истории права и истории юридической науки. Понятие «правовой картины мира». Юридическое мировоззрение и правосознание. История юридической науки: история правовых учений, история правовых проблем, история юридико-правовых понятий. Место истории юридической науки в истории науки. Проблема метода в науке и методология юридической науки – общий подход к теме. ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики; обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения; знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. - уметь: ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики; может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть: применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина     Лекция Семинар Письменное домашнее задание Обсуждение эссе Самостоятельная работа
Объект, предмет и метод юридической науки Предмет юридической науки. Построение предмета науки. Субъект – объектная схема научного познания. Натуралистическое понимание объекта науки. Объект исследования и предмет науки: методологические смыслы различения. Объект исследования как фрагмент реальности. Онтологические утверждения об объекте науки. Концептуализация реальности и ее теоретическое моделирование. Предмет науки как теоретическая модель объекта исследования. Правовая реальность и подходы к ее концептуализации. Философские, метанаучные и специально-юридические средства построение предмета правоведения. Единицы предмета правовой науки и основания его организации. Проблема предметной определенности юридической науки. Юридические и «неюридические» исследования права, границы предмета правоведения. Многоаспектность юридических исследований и особенности предмета юридической науки. Понятия юридической науки. Категориальный строй юриспруденции и генезис понятий правоведения. Исследование содержания понятий юридической науки. Понятия общей теории права и отраслевых наук: вопросы соотношения. Метод юридической науки. Методологическая рефлексия в научном познании. Многоуровневость методологиче-ского анализа науки. Методологические исследования философского, метанаучного и частнонаучного уровней. Особенности гуманитарных исследований. Гносеологические и инструментальные аспекты методологии правоведения. Философские, метанаучные и частно-научные средства познания права. Метод юридической науки в системном представлении. Специально-юридические средства познания права. Методы иных наук в юридических исследованиях: возможности, ограничения и проблемы. Ценностно-целевые структуры общества и вопросы социокультурной обусловленности познания права. Проблема автономии теоретического юридического знания. ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 знать: знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики; обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения; знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. - уметь: ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики; может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть: применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина Лекции Интерактивные лекции Семинар письменное домашнее задание Деловые игры Самостоятельная работа Консультации преподавателей  
Методологический подход в правоведении Метод и методологический подход в научном исследовании. Понятие методологического подхода. Теория и исследовательский подход. Организационное значение методологического подхода в научном исследовании. Методологический и содержательно-теоретический подходы. Множественность подходов в научном исследовании. Онтологические полагания в познании права. Содержательно-теоретические подходы в юридическом исследовании: психологический, социологический, антропологический и др. Методологические подходы в правоведении: системный, генетический, деятельностный и др. Проблема синтеза разнопланового теоретического знания. Конфигуратор-модель. ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:умеет ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина     Лекция Интерактивная лекция Семинар Письменное домашнее задание Обсуждение подготовленных студентами эссе Самостоятельная работа Консультации преподавателей
Проблема истины в юридической науке Социологический и гносеологический подход к научной истине. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая, конвенциональная, семантическая. Общественно-историческая практика как критерий истины. Неэмпирические критерии истинности науч-ного знания. Проблема критериев истинности правовой теории. Принцип соответствия и его значение и сложности реализации в правовой науке. Ценностно-целевые структуры общества и истинность юридического знания. Диалогическая организация юридического знания и его истинность. Истина в юридической науке как проблема метода. Эксперимент в правоведении. Научная истина и практическая реализация. ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:умеет ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина Лекция Семинар Письменное домашнее задание Деловая игра Обсуждение результатов работы студ. групп Самостоятельная работа Консультации преподавателей
Юридическое исследование Философское самоопределение и проблема объекта исследования. Предмет юридической науки и предмет юридического исследования. Цели и задачи исследования. Средства и методы исследовательской деятельности. Построение предмета исследования. Метод юридической науки и метод юридического исследования. Возможные нарушения метода юридической науки: причины и следствия. Познавательная ситуация. Исследовательские задачи и научные проблемы. Проблемы науки и проблемы методологии науки, предметные и методологические исследования в правоведении. Фундаментальные и прикладные исследования права. Проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного знания в юриспруденции. Результаты исследования и формы их предъявления. Методология научного исследования и исследовательская практика. Традиционные формы научного исследования. Исследовательские проекты и исследовательские программы. Проблема организации междисциплинарных исследований. Исследовательские кооперации: методологические формы организации. Проблема межпрофессиональных коммуникаций, диалог логик и принципы организации мыследеятельности. Планирование научной работы и реализация результатов исследований ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 знать: - социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина. Лекция Семинар Письменное домашнее задание Деловая игра Самостоятельная работа Консультации преподавателей.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· лекции;

· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

· письменные или устные домашние задания;

· консультации преподавателей;

· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· интерактивные лекции;

· обсуждение подготовленных студентами эссе;

· обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Сырых В. М. История и методология юридической науки: Учебник по программам магистерской ступени образования / В.М. Сырых. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016

Дополнительная литература:

Тема 1. Основные понятия процесса познания и науки

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)

№ п/п Наименование разделов и тем Контактные часы Самостоятельная работа Формы текущего/ рубежного контроля
Аудиторные часы Часы в электронной форме обучения формы часы
Лекции Практи- ческие занятия Лабора-торные работы Всего ауд. в том числе интерактивные
формы часы лекции практи- ческие занятия
Тема 1 Основные понятия процесса познания и науки как вида человеческой деятельности   эссе     Лит., П.з. Микроконтрольная работа
Тема 2 Объект, предмет и метод юридической науки   5,5 И.л Д.и..     Лит., П.з.. Микроконтрольная работа
Тема 3 Методологический подход в правоведении   И.л. Эссе     Лит., П.з.. Микроконтрольная работа, Обсуждение подготовленных студентами эссе.
Тема 4 Проблема истины в юридической науке   Обсужд. результатов работы студ. групп Эссе     Лит., П.з.. Обсуждение подготовленных студентами эссе, Контрольная работа
Тема 5 Юридическое исследование   Д.и.     Лит., П.з. Обсуждение подготовленных студентами эссе
Итого:            
Всего по дисциплине: 108 (3 ЗЕТ)            

Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:

№ п/п Сокращение Вид работы
1. Лит Работа с литературой
2. П.з. Выполнение письменной домашней работы
3. Д.и. Деловая игра
4. И.л. Интерактивная лекция

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II)

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Положение об интерактивных формах обучения​​ (http://www.rea.ru)

Положение об организации самостоятельной работы студентов​ (http://www.rea.ru)

Положение о курсовых работах​ (http://www.rea.ru)

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов​​​ (http://www.rea.ru)

Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"​​ (http://www.rea.ru)

вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и зада-чам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источни-ков. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа / индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Эссе Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы. Темы докладов, сообщение студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно -практической, учебно- исследовательской или научной темы
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты. Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Приложение 1

Пример зачетного билета

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

“Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”

Факультет «Экономики и права»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

ЗАЧЕТНЫЙ БИЛЕТ № 1

по дисциплине «Методология и методы исследования в юриспруденции»

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

1. Системный подход

2. Целеполагание как стадия юридического исследования

____________________________________________

Утверждено на заседании кафедры «__» _________ 201__ года, протокол № ___

Заведующий кафедрой _______________________

(подпись)

.

Приложение 2

Тематика комплексных междисциплинарных курсовых работ / курсовых работ:

Не предусмотрено.

Карта обеспеченности дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции»

учебными изданиями и иными информационно-библиотечными

Наши рекомендации