М2.Б.1 Методология и методы исследования в юриспруденции
Факультет «Экономики и права
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.1 Методология и методы исследования в юриспруденции
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Предупреждение экономической преступности уголовно-правовыми средствами»
Уровень высшего образования Магистратура
Программа подготовки академическая магистратура
Москва – 2016 г.
Рецензенты:
1. к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Якушев А.В.
2. д.ю.н., профессор юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Керимов А.Д.
Аннотация рабочей программы дисциплины
Учебная дисциплина «Методология и методы исследования в юриспруденции» направлена на подготовку магистров к решению основных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным обществом, а также освоение магистрантами основных понятий методологии юридической науки и основных методов научных исследований правовых явлений.
Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, а также материально-техническое обеспечении преподавания дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции», как учебная дисциплина относится к блоку М2.Б «Базовая часть Профессионального цикла».
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению - 40.04.01 «Юриспруденция»
Составитель(и): ______________________________ Назаров В.Н., к.т.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин
протокол № 2 от «19» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ Н.И. Крюкова, д.ю.н., проф.
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,
название дисциплины
утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________,
протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,
название дисциплины
утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________,
протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,
название дисциплины
утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________,
протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «______________________»,
название дисциплины
утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________,
протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Содержание
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5
Цель дисциплины.. 5
Учебные задачи дисциплины.. 5
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 5
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 7
Формы контроля. 7
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15
Рекомендуемая литература.. 15
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 15
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 15
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 16
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 18
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 18
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий) 18
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 19
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II) 19
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и раздел VIII) 19
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 20
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 24
VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 25
Приложение 1. 27
Приложение 2. 28
Знать
- основные принципы и нормы делового общения (ОК-4)
- принципы взаимоотношений в рабочем коллективе, в учебно-научном коллективе (ОК-2)
- основные формы делового общения, нормы делового разговора, нормы общения, вербальных коммуникаций в научной среде (ОК-2)
- правила и особенности делового этикета в различных деловых ситуациях, этикета учебно-научной среды (ОК-4)
Уметь
- применять на практике знания об основных принципах и нормах делового общения
(ОК-1)
- реализовывать знания об основных формах делового общения, нормах делового разговора (ОК-2)
- строить трудовые отношения с учетом норм делового этикета (ОК-4,)
- анализировать отношения с коллегами, начальством, подчиненными, клиентами,
(ОК-4,)
3. Владеть:
- навыками практической актуализации знаний об основных принципах и нормах делового и научного общения (ОК-3)
- навыками реализации знаний об основных формах делового общения, нормах делового разговора, разговора в учебно-научной среде (ОК-4, ОК-5)
- основными навыками делового этикета в экономической и научно-педагогической деятельности (ОК-1)
Изучение дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «История политических и правовых учений», «Правовые формы взаимодействия государства и бизнеса».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК-1 - способностью разрабатывать нормативные правовые акты
В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:
1. Знать: методологию разработки нормативных правовых актов различного уровня;
2. Уметь: самостоятельно разрабатывать проекты нормативных правовых актов;
3. Владеть: навыками и способами разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
ПК-7 - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
В результате освоения компетенции ПК-7 студент должен:
1. Знать: стадии, методы подготовки юридических документов
2. Уметь: самостоятельно разрабатывать и готовить юридические документы
3. Владеть: навыками подготовки юридических документов
ПК-8 – способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупций, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
В результате освоения компетенции ПК-8студент должен:
1. Знать: нормативные правовые акты, закрепляющие должностные обязанности лиц, осуществляющих обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
2. Уметь: реализовывать должностные обязанности субъектов правоохранительной деятельности;
3. Владеть: навыками реализации должностных обязанностей субъектов правоохранительной деятельности.
ПК-11 – способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;
В результате освоения компетенции ПК-11студент должен:
1. Знать: механизм предупреждения правонарушений
2. Уметь: выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
3. Владеть: навыками использования механизмов предупреждения правонарушении
ПК-12 – способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
В результате освоения компетенции ПК-12студент должен:
1. Знать: механизм преподавания юридических дисциплин;
2. Уметь: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
3. Владеть: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне.
Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация в 1 семестре –зачет
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы
№№ п/п | Наименование раздела дисциплины (тема) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образова- тельные техноло- гии |
Основные понятия процесса познания и науки как вида человеческой деятельности | Процесс познания и его результат. Особенности научного познания. Научное познание и понятие. Операции мышления: абстрагирование, обобщение, опосредование. Объективированная система знаний. Наука как социальное явление. Наука как деятельность, как результат, как социальный институт. Соотношение науки и научного знания. Соотношение науки и теории в юридической научной литературе. Дифференциация и интеграция в системе науки. Система научного знания. Классификация научного знания. Вопросы классификации научного знания в юридической литературе. Юридическое знание в системе научного знания. Классификация юридического научного знания. Предпосылки появления систематизированного научного знания. Оформление науки в качестве социального института. Внешняя и внутренняя институционализация науки. Рефлексивность науки. Науковедение как самостоятельная отрасль научного знания. Место и роль истории науки в науковедческом знании. Модели исторической реконструкции науки. Подходы к периодизации науки: формальный, диалектический. Понятие метода. Трактовка метода в юридической науке. Значение метода в юридической науке, требования к нему. Метод и методологический принцип. Понятие методологического принципа. Соотношение метода и методологического принципа. Метод и методология. Методология в трактовке ученых - юристов. Взаимосвязь предмета и метода и ее интерпретация в юридических исследованиях. Факторы, определяющие методы юридического познания. Методы юридической науки и практики. Ценность методов юридического познания. Классификация методов юридического познания. Проблемы критерия классификации методов юридической науки. Общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы. Методы и методология в юридическом познании: динамизм и перспективы развития. Соотношение истории права и истории юридической науки. Понятие «правовой картины мира». Юридическое мировоззрение и правосознание. История юридической науки: история правовых учений, история правовых проблем, история юридико-правовых понятий. Место истории юридической науки в истории науки. Проблема метода в науке и методология юридической науки – общий подход к теме. | ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 | знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики; обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения; знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. - уметь: ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики; может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть: применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина | Лекция Семинар Письменное домашнее задание Обсуждение эссе Самостоятельная работа | |
Объект, предмет и метод юридической науки | Предмет юридической науки. Построение предмета науки. Субъект – объектная схема научного познания. Натуралистическое понимание объекта науки. Объект исследования и предмет науки: методологические смыслы различения. Объект исследования как фрагмент реальности. Онтологические утверждения об объекте науки. Концептуализация реальности и ее теоретическое моделирование. Предмет науки как теоретическая модель объекта исследования. Правовая реальность и подходы к ее концептуализации. Философские, метанаучные и специально-юридические средства построение предмета правоведения. Единицы предмета правовой науки и основания его организации. Проблема предметной определенности юридической науки. Юридические и «неюридические» исследования права, границы предмета правоведения. Многоаспектность юридических исследований и особенности предмета юридической науки. Понятия юридической науки. Категориальный строй юриспруденции и генезис понятий правоведения. Исследование содержания понятий юридической науки. Понятия общей теории права и отраслевых наук: вопросы соотношения. Метод юридической науки. Методологическая рефлексия в научном познании. Многоуровневость методологиче-ского анализа науки. Методологические исследования философского, метанаучного и частнонаучного уровней. Особенности гуманитарных исследований. Гносеологические и инструментальные аспекты методологии правоведения. Философские, метанаучные и частно-научные средства познания права. Метод юридической науки в системном представлении. Специально-юридические средства познания права. Методы иных наук в юридических исследованиях: возможности, ограничения и проблемы. Ценностно-целевые структуры общества и вопросы социокультурной обусловленности познания права. Проблема автономии теоретического юридического знания. | ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 | знать: знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики; обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения; знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. - уметь: ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики; может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть: применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина | Лекции Интерактивные лекции Семинар письменное домашнее задание Деловые игры Самостоятельная работа Консультации преподавателей | |
Методологический подход в правоведении | Метод и методологический подход в научном исследовании. Понятие методологического подхода. Теория и исследовательский подход. Организационное значение методологического подхода в научном исследовании. Методологический и содержательно-теоретический подходы. Множественность подходов в научном исследовании. Онтологические полагания в познании права. Содержательно-теоретические подходы в юридическом исследовании: психологический, социологический, антропологический и др. Методологические подходы в правоведении: системный, генетический, деятельностный и др. Проблема синтеза разнопланового теоретического знания. Конфигуратор-модель. | ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 | знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:умеет ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина | Лекция Интерактивная лекция Семинар Письменное домашнее задание Обсуждение подготовленных студентами эссе Самостоятельная работа Консультации преподавателей | |
Проблема истины в юридической науке | Социологический и гносеологический подход к научной истине. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая, конвенциональная, семантическая. Общественно-историческая практика как критерий истины. Неэмпирические критерии истинности науч-ного знания. Проблема критериев истинности правовой теории. Принцип соответствия и его значение и сложности реализации в правовой науке. Ценностно-целевые структуры общества и истинность юридического знания. Диалогическая организация юридического знания и его истинность. Истина в юридической науке как проблема метода. Эксперимент в правоведении. Научная истина и практическая реализация. | ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 | знать: - знает социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:умеет ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина | Лекция Семинар Письменное домашнее задание Деловая игра Обсуждение результатов работы студ. групп Самостоятельная работа Консультации преподавателей | |
Юридическое исследование | Философское самоопределение и проблема объекта исследования. Предмет юридической науки и предмет юридического исследования. Цели и задачи исследования. Средства и методы исследовательской деятельности. Построение предмета исследования. Метод юридической науки и метод юридического исследования. Возможные нарушения метода юридической науки: причины и следствия. Познавательная ситуация. Исследовательские задачи и научные проблемы. Проблемы науки и проблемы методологии науки, предметные и методологические исследования в правоведении. Фундаментальные и прикладные исследования права. Проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного знания в юриспруденции. Результаты исследования и формы их предъявления. Методология научного исследования и исследовательская практика. Традиционные формы научного исследования. Исследовательские проекты и исследовательские программы. Проблема организации междисциплинарных исследований. Исследовательские кооперации: методологические формы организации. Проблема межпрофессиональных коммуникаций, диалог логик и принципы организации мыследеятельности. Планирование научной работы и реализация результатов исследований | ПК-1 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 | знать: - социальную значимость профессии юриста, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста, имеет представление об основах правовой этики;обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации, имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения;знает основы речевого этикета, требования к построению речевого взаимодействия, осведомлен относительно логически верного, аргументированного построения высказываний. -уметь:ориентироваться в юридических специальностях, обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности; умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности, умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс, применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения; применяет требования к построению устной речи на практике, действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию - владеть:применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина. | Лекция Семинар Письменное домашнее задание Деловая игра Самостоятельная работа Консультации преподавателей. |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные или устные домашние задания;
· консультации преподавателей;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· интерактивные лекции;
· обсуждение подготовленных студентами эссе;
· обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Сырых В. М. История и методология юридической науки: Учебник по программам магистерской ступени образования / В.М. Сырых. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016
Дополнительная литература:
Тема 1. Основные понятия процесса познания и науки
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Контактные часы | Самостоятельная работа | Формы текущего/ рубежного контроля | ||||||||
Аудиторные часы | Часы в электронной форме обучения | формы | часы | |||||||||
Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора-торные работы | Всего ауд. | в том числе интерактивные | ||||||||
формы | часы | лекции | практи- ческие занятия | |||||||||
Тема 1 Основные понятия процесса познания и науки как вида человеческой деятельности | эссе | Лит., П.з. | Микроконтрольная работа | |||||||||
Тема 2 Объект, предмет и метод юридической науки | 5,5 | И.л Д.и.. | Лит., П.з.. | Микроконтрольная работа | ||||||||
Тема 3 Методологический подход в правоведении | И.л. Эссе | Лит., П.з.. | Микроконтрольная работа, Обсуждение подготовленных студентами эссе. | |||||||||
Тема 4 Проблема истины в юридической науке | Обсужд. результатов работы студ. групп Эссе | Лит., П.з.. | Обсуждение подготовленных студентами эссе, Контрольная работа | |||||||||
Тема 5 Юридическое исследование | Д.и. | Лит., П.з. | Обсуждение подготовленных студентами эссе | |||||||||
Итого: | ||||||||||||
Всего по дисциплине: 108 (3 ЗЕТ) |
Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:
№ п/п | Сокращение | Вид работы |
1. | Лит | Работа с литературой |
2. | П.з. | Выполнение письменной домашней работы |
3. | Д.и. | Деловая игра |
4. | И.л. | Интерактивная лекция |
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]
Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II)
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Положение об интерактивных формах обучения (http://www.rea.ru)
Положение об организации самостоятельной работы студентов (http://www.rea.ru)
Положение о курсовых работах (http://www.rea.ru)
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов (http://www.rea.ru)
Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" (http://www.rea.ru)
вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и зада-чам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источни-ков. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа / индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Реферат | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы. Темы докладов, сообщение студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно -практической, учебно- исследовательской или научной темы |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты. Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. |
Приложение 1
Пример зачетного билета
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
“Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”
Факультет «Экономики и права»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ЗАЧЕТНЫЙ БИЛЕТ № 1
по дисциплине «Методология и методы исследования в юриспруденции»
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
1. Системный подход
2. Целеполагание как стадия юридического исследования
____________________________________________
Утверждено на заседании кафедры «__» _________ 201__ года, протокол № ___
Заведующий кафедрой _______________________
(подпись)
.
Приложение 2
Тематика комплексных междисциплинарных курсовых работ / курсовых работ:
Не предусмотрено.
Карта обеспеченности дисциплины «Методология и методы исследования в юриспруденции»
учебными изданиями и иными информационно-библиотечными