Договоры: понятие, виды, общая характеристика
По своей юридической природе договор представляет собой добровольное соглашение равноправных сторон. Различают договоры нормативные и ненормативные. К первым относят договоры о разграничении предметов ведения и полномочии между федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, коллективные договоры.
Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
Можно также дать следующее определение, отражающее отнесение нормативного договора к источникам права и его специфику в качестве такового: нормативный договор - это юридический документ, заключенный между двумя (или более) сторонами на основе согласования их обособленных волеизъявлений, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Данное определение отражает следующие признаки нормативных договоров: письменный характер, для которого характерна та или иная степень формализованности; направленность на регулирование публичных интересов; двухсторонний (многосторонний) характер волеизъявления; согласованность волеизъявлений субъектов; обособленность волеизъявлений субъектов; содержание в тексте договора нормативных положений (правил общего характера); обязательность выполнения положений соглашения его субъектами.
Для нормативного договора характерны следующие свойства:
1. добровольность заключения;
2. равенство сторон;
3. согласие с его основными условиями, нормами;
4. целенаправленность на его конечные результаты.
Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.
Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.
Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.
Примером внутринационального нормативного договора могут служить договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами (например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12.011.1996 года).
Нормативные договоры получают распространение не только в конституционном праве, но и в трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Особое место в системе внутригосударственных нормативных договоров занимают коллективные договоры и соглашения.
Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права как сувереноносителями. Международный договор действует в иной системе права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права и является ее источником.
Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов. Более того, международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.
Для России большое значение имеют и международные нормативные договоры, так как в их рамках осуществляются важные формы сотрудничества по вопросам обеспечения международной безопасности, интеграции в мировую экономику, борьбы с болезнями, эпидемиями, преступностью и т.д. Признаки и особенности нормативного договора. Признаки нормативного договора:
1. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
2. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
3. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
4. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.
5. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.
6. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.
7. Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).
8. Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.
9. В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.
10. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.
4. Особенности внутригосударственных нормативных договоров.
Среди внутригосударственных договоров выделяются своим значением в становлении российской государственности договоры между Российской федерацией и ее субъектами, так называемые внутрифедеральные договоры.
Для сферы складывающихся в России внутрифедеральных отношений большое значение имели заключенные в 1992 году Федеративные договоры, содержащие общие и особенные аспекты в отношениях федеральных органов с разными субъектами Федерации. В текст действующей в то время Конституции был включен Федеративный договор (в раздел III о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Российской Федерации), а в приложении к ней даны тексты трех Федеративных договоров.
Цели внутрифедеральных договоров закреплены в их преамбулах. Среди них - сбалансированное разграничение полномочий и предметов ведения, забота о жизненных интересах народа, обеспечение гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов и т.п. Внутрифедеральные договоры выполняют функцию гаранта стабильности федеративных отношений: с одной стороны, они обеспечивают осуществление полномочий федеральной власти на территории конкретного субъекта РФ, а с другой - невмешательство федеральной власти в сферу компетенции субъекта РФ. Внутрифедеральные договоры выступают юридической базой для издания других правовых актов, в том числе и для заключения соглашений о разграничении полномочий по отдельным предметам ведения. Нормативной основой служит ст.78 Конституции РФ, предусматривающая возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот.
Субъекты РФ помимо договоров и соглашений с органами государственной власти Российской Федерации вправе заключать и иные договоры общего характера: прежде всего, это договоры с другими субъектами Российской Федерации (межрегиональные) и договоры о международных и внешнеэкономических связях.
Межрегиональные договоры и соглашения - это явление, отражающее высокую степень самостоятельности ее субъектов РФ. В рамках своей конституционной компетенции субъекты Федерации вправе заключать учредительные договоры, соглашения о сотрудничестве, договоры о совместной деятельности. Бесспорно, при заключении таких договоров субъекты РФ должны соблюдать некоторые ограничения: стороны не должны допускать отступлений от объема своих полномочий и не заменять законодательное регулирование договорным.
Наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления должно происходить в соответствии с законами РФ и ее субъектов. Ряд ученых не исключает использование договора как дополнительной формы передачи полномочий, заключенного на основе закона и в его дополнение. Договор применяет более гибкий подход, позволяющий в достаточной мере учесть специфику муниципальных образований, детально предусмотреть процедуру передачи полномочий и уже на стадии передачи полномочий разрешить многие спорные вопросы, которые могут возникнуть в процессе реализации переданных полномочий.
В этом отношении интерес представляют информационно-аналитическая записка «Об обеспечении гарантий реализации государственных полномочий органами местного самоуправления», подготовленная к заседанию Совета по местному самоуправлению РФ в декабре 2006 г. Ее авторы считают целесообразным использовать следующую схему наделения полномочиями: факт наделения и принципиальные требования к порядку осуществления полномочий фиксируются в законе, а конкретные условия материально-финансового обеспечения реализации передаваемых полномочий регулируются договорами между соответствующим органом государственной власти (его уполномоченным представителем) и органами местного самоуправления.
Не вызывает сомнений целесообразность и правомерность использования договорной формы как основы координации и сотрудничества в отдельных сферах региональных и местных властей. Возможность применения договорной формы во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления обычно предусмотрена региональными законами.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность сотрудничества муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов в форме ассоциаций или союзов (абзац 1 статьи 10). Вероятно, такое сотрудничество в основном должно основываться на договоре.
Одной из отраслей права, в которой значительную роль играет договорное регулирование, является трудовое. Договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений получили широкое распространение в Российской Федерации. Не подлежит сомнению нормативная природа коллективных договоров, и главой 7 ст. 40 ТК РФ коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпренимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Нормы коллективных договоров и соглашений не могут противоречить законодательству (как законам, так и подзаконным актам), они лишь дополняют законодательно установленные положения, предусматривая дополнительные гарантии и льготы.
В отличие от нормативных ненормативные договоры не содержат новых норм права. К ненормативным, например, относятся все договоры по обороту товаров, работ и услуг, трудовые соглашения и т.п.
Наиболее многочисленную группу составляют гражданско-правовые договоры.
Гражданско-правовые договоры очень разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, в соответствии с их направленностью:
- на передачу имущества;
- на выполнение работ;
- на оказание услуг;
- на учреждение различных образований.
Трудовой договор– это соглашение между работодателем и работником, регулирующее трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения в учреждении, организации.
Брачный договор– это соглашение лиц, вступающих в брак или находящихся в браке, определяющее права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Действующее законодательство предусматривает возможность заключения брачного договора только по поводу имущества (имущественных прав), поэтому положения брачного договора, регламентирующие личные взаимоотношения супругов, будут недействительными. Не допускается заключение кабального договора, т. е. соглашения, которое ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Это дает основание выделять, в частности, федеративные и административные договоры и соглашения.
Федеративный договор– правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти субъекта российской федерации.
Административный договор –это соглашение между государственными органами и иными организациями по поводу регулирования управленческих отношений.
При оформлении договорных отношений следует соблюдать ряд правил юридической техники.
Всякий договор должен содержать обязательные реквизиты – наименование сторон, сроки исполнения обязательства, предмет договора, стоимостное выражение сделки (цена товара, услуги либо размер оплаты труда).
Договор оформляется в нескольких экземплярах, по числу сторон. Все экземпляры обладают равной юридической силой.
Договор подписывается уполномоченными представителями сторон и содержит указание на их полное наименование (организационно-правовая форма для организаций, данные документа, удостоверяющего личность, для физических лиц), место расположения (юридический адрес для организаций) и контактный телефон.
Положения договора формулируются в лаконичные, емкие по содержанию пункты, а пункты группируются в разделы договора, например "Срок действия договора", "Предмет договора" и т.д.
Условия договора не могут противоречить законодательству. Но это не означает, что в договор должны переписываться законодательные формулы. Достаточно сделать ссылку на номер соответствующей статьи закона.
Исходя из принципа диспозитивности (свободы усмотрения сторон), участники обязательства могут включать в текст договора такие условия, которые не оговорены законом, но при этом им прямо и не запрещены. Поэтому формулировки, используемые в договоре, должны давать однозначное представление о сущности обязательства.
Договор считается незаключенным, если отсутствует согласие по его существенным условиям. Перечень существенных условий закрепляется, в частности, нормами Гражданского кодекса РФ. Кроме того, по решению одной из сторон любые дополнительные условия могут быть признаны в качестве существенных.