Социальная среда юридической деятельности
Понятие социальной среды профессиональной деятельности юристов. Она в данном случае понимается как совокупность устойчивых и меняющихся социально-экономических, политических, демографических, естественно-природных, организационных, правовых и иных факторов, которые сложились на этапе осуществления профессиональной юридической деятельности и так или иначе определяют ее цели и возможности, содержание и методы.
Наиболее интенсивно действующими факторами социальной среды являются: а) экономические отношения и прежде всего форма собственности, ее распределение между социальными группами, характер осуществляемой трудовой деятельности и отношений в процессе производства и обмена материальными и нематериальными благами; концентрация экономической власти, степень поляризации экономических возможностей и интересов членов общества; б) система политической власти, ее распределение, политическая поляризация в обществе, центры политической власти, их стремления, возможности; политический режим и режим осуществления политической власти; в) идеологические отношения; социальная память, воспроизводимая через систему юридического образования; нравственные и этические позиции, в частности выраженные в степени тревожности, конфликтности, агрессивности, готовности к компромиссу, стремления к устойчивости; эта группа факторов рядом направлений гуманитарной науки рассматривается как действительно ведущая, определяющая.
Действие названных факторов и процессов зависит от их качеств, свойств, состояний. Для правовой отрасли особенно важны такие состояния, как стабильность, разрушение или старение, а особенно переходы, которые именуются революциями, мятежами, переломами, перестройками, разломами, т.е. коренные изменения, трансформации, преобразования, переход в другую форму.
Современная социальная среда профессиональной юридической деятельности заслуживает глубокого и разностороннего анализа. Здесь же для иллюстрации сказанного сошлемся на Федеральную программу РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. как свидетельство современников об определенном периоде нашей истории. В ней было подчеркнуто, что одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена.
Тема 4. Личность юриста
4.1. Понятие личности юриста. Личность юриста есть, в конечном счете, субъектный источник профессиональной юридической деятельности и функционирования сферы правовых работ и услуг. Проблема личности юриста - это сложный, спорный, деликатный комплекс вопросов о том, какие черты и свойства личности юриста необходимы или желательны, а какие противопоказаны, какие безразличны, и насколько общество вправе корректировать личность юриста.
Собственно определение личности, ее структура, содержание и другие связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, социологической, психологической и правовой литературе. В ней содержатся сотни или тысячи определений личности, сформулированных с самых различных позиций. Эти определения и связанные с ними теории желательно как-то учитывать при исследовании правовых проблем.
Личность юриста здесь, однако, без особых обсуждений в начале предметно определяется как субъект, который, имея для этого соответствующую подготовку, осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные или не всегда благородные цели.
Личность юриста затем раскрывается в ее качественной, социальной характеристике. Это присущая субъекту совокупность или система черт характера, качеств и свойств, которые так или иначе отражаются на его деятельности как профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном, профессиональном поведении.
Наконец, в соответствии с традициями, сложившимися в российской (советской) общественной науке, личность юриста рассматривается на трех уровнях: как индивид (прокурор Иванов), как портрет профессиональной группы (личность судьи), как социальный тип (личность юриста в конце XX в. или ранее, например в середине XIX в.).
4.2. Структура личности юриста. Ее анализ осуществляется по традиции с биологических, психологических либо социологических позиций.
В структуре личности юриста по критерию содержания выделяют четыре группы свойств:
1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;
2) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;
3) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам и пр.;
4) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).
Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главным при анализе свойств личности юриста является оценка их соотносимости с профессией юриста, их реального состояния, содержания и интенсивности.
В свое время С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, разрабатывая, как и другие ученые, модель юриста, т.е. не что иное, как желательное состояние личности юриста, включали в предложенную ими модель общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Основными общими показателями, по их мнению, являлись:
1) "марксистско-ленинская идейность, политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного государственного долга;
2) высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;
3) высокий и притом "специализированный" нравственный уровень - подчинение деятельности юриста ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т.д.;
4) надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;
5) глубокое знание советского законодательства и практики его применения;
6) общеюридические практические навыки - "умения" (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.);
7) общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;
8) навыки научно-исследовательской работы;
9) качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений".
Иные классификации элементов личности юриста также возможны. Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным, т.е. обязательным, и ненормативным.
Они могут быть присущи: а) всем юристам; б) группе юристов; в) индивидууму.
Далее, свойства по иному критерию могут быть: а) одобряемыми; б) осуждаемыми; в) нейтральными.
Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на: а) ведущие; б) существенные; в) малозначимые.
4.3. Нормативно закрепленные свойства личности юриста. Ряд свойств личности юриста рассматриваются законодателем как обязательные для осуществления юридической профессии или, по меньшей мере, части юридической профессии. Таким образом, в одних случаях ограничивается доступ к профессии, что естественно вызывает споры как на уровне оценки необходимости тех или иных предписаний, так и на уровне их толкования, в других - формируются такие требования к личности юриста, которые не предъявляются к другим профессионалам.
Профессиональная подготовленность юриста и ее уровень. Здесь есть несколько видов требований и соответственно свидетельств об их выполнении: а) признание лица юристом, которое предполагает в формальном плане наличие соответствующего диплома, а в материальном плане - наличие правовых знаний, навыков; б) допуск к некоторым специальностям, требующий получения дополнительного свидетельства о сдаче квалификационного экзамена (экзаменов); в) наконец, в сфере научной работы получение юристами, как и представителями иных профессий, ученых званий кандидата и доктора юридических наук, а также ученых степеней доцента и профессора.
В этой связи актуализируется проблема проверки качества профессиональной подготовленности юристов, включая периодический контроль за ней. Можно полагать, что актуальная профессиональная подготовленность должна быть постоянным, а не временным свойством личности юриста.
Существенное внимание общества привлекает и проблема сдачи квалификационных экзаменов, что обязательно для осуществления некоторых юридических профессий. В целом как будто бы нет каких-либо данных о недостатках в проведении такого рода экзаменов. Однако применительно и к высшему юридическому образованию, и к квалификационным экзаменам подготовка кадров для себя, внутри своего ведомства не должна рассматриваться как наилучший вариант.
Нормативно по ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", опирающейся на ст. 119 Конституции РФ, судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Кроме того, требуется стаж работы не менее пяти лет, несовершение им порочащих его поступков и сдача квалификационного экзамена. При этом ст. 5 этого же Закона жестко регламентирует порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи. А подзаконные акты определяют, кто сдает квалификационный экзамен, кто входит в экзаменационную комиссию, регулируют организацию работы экзаменационной комиссии, содержание и порядок приема квалификационного экзамена.
Требование высшего юридического образования к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, установлено также ст. 37 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В свою очередь, и адвокаты обязаны сдавать квалификационный экзамен.
Все такого рода квалификационные экзамены по существу конкретизируют требование профессиональной подготовленности и одновременно являются механизмом оценки высшего юридического образования.
По-видимому, целесообразно законодательно установить перечень должностей, требующих наличия высшего юридического образования, включив в него и оказание правовых услуг населению.
Возраст. Это свойство личности юриста закон учитывает только применительно к некоторым категориям. Определенный возраст требуется для занятия должности судьи. По ст. 119 Конституции РФ он составляет 25 лет, а по Закону РФ "О статусе судей в Российской Федерации" он повышается до 30 лет для судей вышестоящих судов и до 35 лет для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Статья 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в свою очередь, устанавливает минимальный возраст в 25 лет только для занятия должностей городского, районного и приравненного к ним прокуроров и не моложе 30 лет - для занятия должностей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров. В принципе проблема возраста, включая верхний его предел, имеет принципиальный характер. Было бы целесообразно, по-видимому, дать возможность молодым юристам обязательно поpaботать в должности стажера с тем, чтобы принятие важнейших юридических решений и совершение юридически значимых действий опиралось на достаточный опыт, а затем не деформировалось жизненной усталостью.
Состояние здоровья. Во время подготовки первого издания книги этот вопрос казался только теоретическим и вызывал недоумение. Теперь ситуация изменилась. Вокруг этого вопроса возникла острая полемика.
Сейчас о требованиях к здоровью упоминается в ст. 37 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ней говорится, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. В ст. 4.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлена обязательность прохождения медицинского освидетельствования претендента на должность судьи. По-видимому, было бы целесообразно вообще в законе сформулировать понятие здоровья, без дискриминации отдельных граждан, но с учетом реальных интересов выполнения обязанностей, вытекающих из юридической профессии. Во всяком случае, необходимо установить, когда недостатки здоровья вообще не могут препятствовать допуску лица к юридической профессии. Сейчас Совет судей разработал перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Нормативно-правовые оценочные свойства личности юриста. Ряд законов о юридической деятельности требует наличия у юриста таких оценочных свойств личности, как "необходимые моральные качества" (ст. 37 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), "недопущение порочащих поступков" (ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"), а для принятия на службу в полицию является препятствием наличие в прошлом или настоящем судимости.
Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., также выдвинул требования к поведению судьи, включающие требования, предъявляемые к званию судьи. Кроме того, здесь сформулированы правила поведения судьи во внеслужебной деятельности. Они включают общие требования, а также особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова, при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Такие требования отражают свойства личности юриста как бы в позитивно-негативном плане: указывается, что должно быть и что должно отсутствовать. При этом возникают две существенные задачи: первая - общество, а от его имени государство, должно конкретизировать, не допуская нарушения прав человека, какие свойства личности юриста оно вправе считать препятствующими занятию профессией, и вторая - как описать эти признаки, исключая возможность их произвольного толкования и, главное, произвольного применения.
Пока же трудно сказать, какие моральные качества закон считает обязательными для прокурорских работников или других юристов. К сожалению, практика также не дает ответа на этот вопрос. Вероятно, следовало бы отправлять в отставку прокуроров, дающих ложную информацию в прессе, имеющих сомнительные связи, не расследующих качественно дела, находящиеся в производстве, и пр. Можно полагать, что становление такого подхода - дело ближайшего будущего.