Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС
Лекция 2.
Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС
ОМСК-2015
Учебные цели:
1 Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций
2 Ознакомиться с особенностями воздействия поражающих факторов ЧС в мирное время на население и территории
3 Ознакомится с характерными особенностями опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 310.
Время: 90 мин.
Учебные вопросы и расчет времени:
Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение | 5 мин. | |
1-й учебный вопрос | Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО | 20 мин. |
2-й учебный вопрос | Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области РСЧС | 20 мин. |
3-й учебный вопрос | Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время | 40 мин. |
Подведение итогов занятий. Заключение | 5 мин. | |
Итого | 90 мин. |
Литература:
1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».
2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1 Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, а также международным правом.
Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения ГО, ее задачи и структуру, является ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне».
В соответствии с ФЗ от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» ГО- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области ГО являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Из задач, возложенных на ГО, вытекает и создание соответствующих структур по ГО (рис. 2.1).
Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.
Организационную структуру ГО РФ составляют совокупность органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муницпальных образований и организаций, предназначенных для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Организационная структура ГО РФ
ГО как система принимает непосредственное участие в обеспечении большинства видов безопасности, и в первую очередь – военной. В связи с этим согласно ст. 4 федерального закона ГО на территории РФ организуется по следующим принципам:
1 Первый принцип - организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2 Второй принцип - подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3 Третий принцип – ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ и или в отдельных ее местностях.
Руководство ГО на территории РФ осуществляется централизованно на основе единоначалия. Для реализации единоначалия создан и функционирует в мирное время, в угрожаемый период и военное время институт руководителей ГО.
Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ (НГО), обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.
Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель НГО, которым является Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На региональном, муниципальном и объектовом уровнях руководство ГО осуществляют непосредственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей и органов местного самоуправления городов, районов городов, сельских районов и населенных пунктов.
Рабочими органами управления ГО, планирующими, организующими и обеспечивающими непосредственное выполнение мероприятий ГО при угрозе нападения противника и в условиях военного времени на всей территории РФ в целом являются:
- на федеральном уровне – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО - МЧС России;
- на региональном уровне – ГУ по делам ГОЧС субъектов РФ;
- на муниципальном уровне - управления по делам ГОЧС городов и сельских районов;
- на объектов уровне – отделы по делам ГОЧС объектов экономики и сельских населенных пунктов
Функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты населения и территорий в области ГО страны, возложены на МЧС России.
МЧС России для решения задач ГО осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий ГО в РФ, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Войск ГО, межрегиональных, региональных, муниципальных и объектовых органов управления по делам ГОЧС, планирует и организует их мобилизационную подготовку, разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение Президенту страны проект Плана ГО РФ.
Как любая система, ГО состоит из системы управления, сил и средств, финансовых и материальных резервов, а также связей между ними.
Система управления ГО, в свою очередь, состоит из трех подсистем – системы органов управления; системы пунктов управления; системы средств управления (рис. 2.2)
Органы управления ГО отвечают за планирование, организацию и ведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Рисунок 2.2 - Система управления ГО РФ
Управление мероприятиями ГОЧС в мирное время осуществляется с рабочего места соответствующего руководителя, в угрожаемый период и военное время – с пунктов управления ГО.
При угрозе или с началом военных действий они непосредственно приступают к выполнению мероприятий ГО.
Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (повседневные пункты управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления ГО.
Пункты управления ГО - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Ряд пунктов управления ГО могут использоваться при ликвидации ЧС мирного времени.
Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются силы и средства ГО, включающие войска ГО, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
Войска ГО РФ - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи в интересах ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.
В военное время общее руководство Войсками ГО осуществляет Верховный Главнокомандующий ВС - Президент РФ через Начальника ГО страны. Непосредственное управление ими осуществляет Первый заместитель НГО – Министр РФ по делам ГОЧС.
В мирное время в условиях повседневной деятельности и при ЧС Министр по делам ГОЧС управляет соединениями, частями и подразделениями Войск ГО центрального подчинения непосредственно или через Начальника Департамента Войск ГО и спасательных формирований МЧС России; регионального подчинения – через начальников РЦ ГОЧС по месту их дислокации.
Аварийно-спасательные служба ГО – структурное звено ГО и представляет собой нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил (формирований) и средств. Они предназначены для проведения АСДНР в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также на этапах выполнения мероприятий РСЧС в мирное время.
Службы ГО создаются и функционируют на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и объектовом решением соответствующих органов государственной, исполнительной власти, местного самоуправления и руководителями организаций и организуют свою работу в военное и мирное время на основе положений о службах ГО.
На каждом уровне общее руководство службами ГО осуществляют руководители ГО, координацию действий – органы управления по делам ГОЧС, непосредственное руководство – начальники служб ГО.
Аварийно-спасательные формирования ГО – формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций ЧС в мирное и военное время.
Формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Основной задачей формирований является проведение АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах ЧС мирного и военного времени, а также восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.
Для решения задач в области ГО могут привлекаться и воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Лекция 2.
Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС
ОМСК-2015
Учебные цели:
1 Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций
2 Ознакомиться с особенностями воздействия поражающих факторов ЧС в мирное время на население и территории
3 Ознакомится с характерными особенностями опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 310.
Время: 90 мин.
Учебные вопросы и расчет времени:
Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение | 5 мин. | |
1-й учебный вопрос | Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО | 20 мин. |
2-й учебный вопрос | Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области РСЧС | 20 мин. |
3-й учебный вопрос | Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время | 40 мин. |
Подведение итогов занятий. Заключение | 5 мин. | |
Итого | 90 мин. |
Литература:
1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».
2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1 Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, а также международным правом.
Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения ГО, ее задачи и структуру, является ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне».
В соответствии с ФЗ от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» ГО- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области ГО являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Из задач, возложенных на ГО, вытекает и создание соответствующих структур по ГО (рис. 2.1).
Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.
Организационную структуру ГО РФ составляют совокупность органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муницпальных образований и организаций, предназначенных для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Организационная структура ГО РФ
ГО как система принимает непосредственное участие в обеспечении большинства видов безопасности, и в первую очередь – военной. В связи с этим согласно ст. 4 федерального закона ГО на территории РФ организуется по следующим принципам:
1 Первый принцип - организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2 Второй принцип - подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3 Третий принцип – ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ и или в отдельных ее местностях.
Руководство ГО на территории РФ осуществляется централизованно на основе единоначалия. Для реализации единоначалия создан и функционирует в мирное время, в угрожаемый период и военное время институт руководителей ГО.
Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ (НГО), обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.
Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель НГО, которым является Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На региональном, муниципальном и объектовом уровнях руководство ГО осуществляют непосредственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей и органов местного самоуправления городов, районов городов, сельских районов и населенных пунктов.
Рабочими органами управления ГО, планирующими, организующими и обеспечивающими непосредственное выполнение мероприятий ГО при угрозе нападения противника и в условиях военного времени на всей территории РФ в целом являются:
- на федеральном уровне – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО - МЧС России;
- на региональном уровне – ГУ по делам ГОЧС субъектов РФ;
- на муниципальном уровне - управления по делам ГОЧС городов и сельских районов;
- на объектов уровне – отделы по делам ГОЧС объектов экономики и сельских населенных пунктов
Функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты населения и территорий в области ГО страны, возложены на МЧС России.
МЧС России для решения задач ГО осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий ГО в РФ, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Войск ГО, межрегиональных, региональных, муниципальных и объектовых органов управления по делам ГОЧС, планирует и организует их мобилизационную подготовку, разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение Президенту страны проект Плана ГО РФ.
Как любая система, ГО состоит из системы управления, сил и средств, финансовых и материальных резервов, а также связей между ними.
Система управления ГО, в свою очередь, состоит из трех подсистем – системы органов управления; системы пунктов управления; системы средств управления (рис. 2.2)
Органы управления ГО отвечают за планирование, организацию и ведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Рисунок 2.2 - Система управления ГО РФ
Управление мероприятиями ГОЧС в мирное время осуществляется с рабочего места соответствующего руководителя, в угрожаемый период и военное время – с пунктов управления ГО.
При угрозе или с началом военных действий они непосредственно приступают к выполнению мероприятий ГО.
Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (повседневные пункты управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления ГО.
Пункты управления ГО - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Ряд пунктов управления ГО могут использоваться при ликвидации ЧС мирного времени.
Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются силы и средства ГО, включающие войска ГО, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
Войска ГО РФ - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи в интересах ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.
В военное время общее руководство Войсками ГО осуществляет Верховный Главнокомандующий ВС - Президент РФ через Начальника ГО страны. Непосредственное управление ими осуществляет Первый заместитель НГО – Министр РФ по делам ГОЧС.
В мирное время в условиях повседневной деятельности и при ЧС Министр по делам ГОЧС управляет соединениями, частями и подразделениями Войск ГО центрального подчинения непосредственно или через Начальника Департамента Войск ГО и спасательных формирований МЧС России; регионального подчинения – через начальников РЦ ГОЧС по месту их дислокации.
Аварийно-спасательные служба ГО – структурное звено ГО и представляет собой нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил (формирований) и средств. Они предназначены для проведения АСДНР в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также на этапах выполнения мероприятий РСЧС в мирное время.
Службы ГО создаются и функционируют на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и объектовом решением соответствующих органов государственной, исполнительной власти, местного самоуправления и руководителями организаций и организуют свою работу в военное и мирное время на основе положений о службах ГО.
На каждом уровне общее руководство службами ГО осуществляют руководители ГО, координацию действий – органы управления по делам ГОЧС, непосредственное руководство – начальники служб ГО.
Аварийно-спасательные формирования ГО – формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций ЧС в мирное и военное время.
Формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Основной задачей формирований является проведение АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах ЧС мирного и военного времени, а также восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.
Для решения задач в области ГО могут привлекаться и воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС
Выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
ФЗ от 21.12.1994 г№ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В России осуществление функций по защите населения и территорий от ЧС в мирное время возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»» основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:
1 Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2 Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3 Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.
4 Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5 Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый (рис. 3.1).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Функциональная и территориальная подсистемы
Рисунок 3.1 - Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Каждый уровень РСЧС имеет (рис.3.2):
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
- на межрегиональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям .
Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧСявляются:
- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на межрегиональном уровне - региональные центры;
- на региональном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
- на муниципальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне- отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства.
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупре