Психология социально-правовой деятельности
Казанский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Психология социально-правовой деятельности
Учебно-методический комплекс
факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
(углубленная подготовка)
Казань
Автор:
Гусарова Мария Викторовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Гарипов Руслан Фаритович, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУВПО «Казанский государственный энергетический университет»
Пепелышева Оксана Вячеславовна, старший преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).
Ó КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013
Гусарова М.В., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………….. | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины………………….. | |
Программа курса ………………………………................................................ | |
Планы семинарских (практических) занятий………………………………... | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………... | |
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации ……………………………………...…………………………………………... | |
Информационное обеспечение обучения. Литература……………………... | |
Вопросы для подготовки к контрольной работе…….……………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: схемы, таблицы, плакаты.
Технические средства обучения: проектор, ноутбук, интерактивная доска.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
семинарские (практические) занятия | |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | |
Итоговая аттестация в форме | Контрольная работа |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
(разделы, темы, количество часов)
Название разделов и тем | Содержание учебного материала, семинарские (практические) занятия | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии | Содержание учебного материала 1. Предмет и методы психологии. 2. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание. 3. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. 4. Этапы формирования юридической психологии основные пути и направления в ее развитии. 5. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Научная природа юридической психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 2. Психика человека. Понятие и классификация психических явлений | Содержание учебного материала 1. Классификация психических явлений. 2. Возникновение и развитие психики. 3. Психика человека. 4. Сознание как высшая форма психики. 5. Нейрофизиологические основы психики. 6. Строение и функции нервной системы. 7. Принципы и законы высшей нервной деятельности. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 3. Система психических процессов: познаватель-ные, эмоциональные и волевые психические процессы. | Содержание учебного материала 1. Психические познавательные процессы, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 2. Эмоциональные процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 3. Волевые процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 4. Мотивация и регуляция поведения личности. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 4. Психические состояния. Значение психических процессов и состояний в деятельности юриста | Содержание учебного материала 1. Понятие и классификация психических состояний. 2. Эмоции и чувства. 3. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация). 4. Состояния тревожности, психической напряженности. 5. Критерии оценки аффекта. 6. Значение психических состояний в деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 5. Психология личности и структура ее психических свойств. | Содержание учебного материала 1. Понятие личности в психологии и в правовой науке. 2. Структура личности. 3. Совокупности свойств личности - темперамент, характер, способности. 4. Характер и его свойства. 5. Задатки и способности. 6. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 6. Мотивация и регуляция поведения личности. Использование психологичес-ких особенностей личности в деятельности юриста | Содержание учебного материала 1. Структура направленности личности. 2. Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности. 3. Волевая регуляция поведения. 4. Структура волевого действия. 5. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 7. Методология юридической психологии | Содержание учебного материала 1. Юридическая психология в системе научного знания. 2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии. 3. Методологические основы юридической психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 8. Психология юридического труда. Юридические профессиограммы | Содержание учебного материала 1. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности – разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. 2. Профессиограмма деятельности юриста. 3. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. 4. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 9. Психология общения и межличност-ных отношений Ведение переговоров с преступниками | Содержание учебного материала 1. Общение как фактор социализации личности. 2. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. 3. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. 4. Речевое поведение юриста. 5. Социальные роли и статус партнеров по общению. 6. Понятие группы в социальной психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 10. Криминальная психология. Психологичес-кие особенности личности преступника и преступного поведения | Содержание учебного материала 1. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. 2. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 3. Психологические факторы формирования преступного поведения личности. Психология преступного деяния. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 11. Психология потерпевшего. Психологичес-кие особенности виктимного поведения. | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности личности потерпевшего. 2. Понятие виктимности. 3. Психологические аспекты виктимного поведения. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 12. Психология несовершен-нолетних. Психология преступной группы | Содержание учебного материала 1. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. 3. Понятие о криминальной субкультуре. 4. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). 5. Психологические методы нейтрализации круговой поруки в борьбе с групповой преступностью. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 13. Психологичес-кие основы предварительного расследования. Психологичес-кие основы осмотра места происшествия, обыска и выемки | Содержание учебного материала 1. Психология предварительного расследования. 2. Психологические особенности взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. 3. Психологические аспекты осмотра места происшествия. 4. Составление психологического портрета неизвестного преступника. 5. Психологические особенности обыска и выемки. 6. Психология обыскиваемого и обыскивающего. 7. Психологические особенности личности обыскиваемого. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 14. Психология допроса и очной ставки | Содержание учебного материала 1. Общие психологические особенности проведения допроса. 2. Вопросы как средство психологического воздействия на допрашиваемое лицо. 3. Психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. 4. Психологические особенности проведения очной ставки. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 15. Психологичес-кие основы проверки показаний на месте и следственного эксперимента. Психология предъявления для опознания | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности проверки показаний на месте. 2. Психология следственного эксперимента. 3. Проверка психологических особенностей личности, а также ее навыков, умений и способностей в смоделированных условиях. 4. Психология предъявление для опознания. 5. Психологические особенности восприятия объекта и личности опознающего. 6. Психологические закономерности процесса узнавания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. 7. Психологические особенности опознания трупа. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 16. Судебно-психологичес-кая экспертиза | Содержание учебного материала 1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы. 2. Особенности постановки вопросов перед судебно-психологической экспертизой. 3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. 4. Комплексная психолого-психиатрическая и медико-психологическая (судебная) экспертиза. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 17. Психологичес-кие аспекты гражданского и арбитражного судопроизвод-ства | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности гражданского судопроизводства. 2. Психология участников гражданского процесса. 3. Психология деятельности арбитражного суда. 4. Психологические особенности участия посредника в арбитражном судопроизводстве. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 18. Психологичес-кие основы деятельности прокурора. Психологичес-кие особенности деятельности адвоката и нотариуса | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности деятельности прокурора. 2. Психологические аспекты деятельности адвоката. 3. Социально-коммуникативные и нравственные качества адвоката. 4. Социально-психологические особенности деятельности нотариата. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 19. Психологичес-кие аспекты уголовного судопроизводства | Содержание учебного материала 1. Общие психологические аспекты уголовного судопроизводства. 2. Психологические особенности судебного следствия. 3. Психологические особенности допроса в суде. 4. Психологические аспекты оценки доказательств и назначения наказания в ходе судебного разбирательства. 5. Психологические особенности личности судьи. 6. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. 7. Психологические особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 20. Исправительно-трудовая психология. Психологичес-кие факторы ресоциализа-ции | Содержание учебного материала 1. Психология осужденного. 2. Проблемы эффективности наказания. 3. Труд осужденного в условиях лишения свободы. 4. Психологические факторы успешной ресоциализации. 5. Проблемы адаптации освобожденного к жизни на свободе. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
ИТОГО | Лекции | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельные работы обучающихся | |||
Всего |
ПРОГРАММА КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и методы психологии.
2. Общее понятие о психике.
3. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание.
4. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины.
5. Система методов юридической психологии.
6. Методы психологии в юридической практике.
Семинар 2 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Новые направления в методологии юридической психологии: полиграф, юридическая психолингвистика, эксперименты с экстрасенсорным восприятием.
2. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.
3. Психологические ресурсы Интернета в сфере психологии и права. Коллегия юридических психологов.
4. Опыт кооперации юридических психологов с использованием возможностей Интернета.
Литература[1]:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1. Психика человека.
2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.
3. Структура сознания. Внимание как форма организации сознания. Виды внимания.
4. Понятие и классификация психических явлений.
Семинар 4 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Классификация психических явлений.
2. Возникновение и развитие психики.
3. Сознание как высшая форма психики.
4. Нейрофизиологические основы психики.
5. Строение и функции нервной системы.
6. Принципы и законы высшей нервной деятельности.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1. Система психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
2. Ощущение, восприятие.
3. Мышление, его закономерности. Воображение.
4. Память и ее виды.
5. Эмоционально-волевая регуляция поведения.
6. Значение психических процессов в деятельности юриста.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1. Внимание и профессиональная наблюдательность.
2. Понятие, виды, закономерности ощущений и восприятия.
Семинар 7 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Память, ее виды и закономерности.
2. Мышление и воображение как психические познавательные процессы.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 1991.
Еникеев М.И. Психические процессы и состояния // Основы общей и юридической психологии. - М.: Юристъ, 1996.
Мостовая И.М. Психические познавательные процессы и их роль в деятельности юриста // Юридическая психология. 2-е изд., доп. – Киев: ВИРА-Р, 1999.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие личности.
2. Структура психических свойств личности.
3. Понятие и виды темперамента.
4. Понятие характера и классификация его черт.
Семинар 9 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Акцентуации характера.
2. Понятие и виды способностей.
3. Понятие личности в правовой науке.
4. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1.Структура направленности личности.
2.Потребности личности.
3.Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности. Волевая регуляция поведения.
Семинар 11 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Структура волевого действия.
2. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1. Юридическая психология в системе научного знания.
2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии.
3.Методологические основы юридической психологии.
Семинар 13 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии.
2. Методологические основы юридической психологии.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Вопросы для обсуждения
1. Психологические особенности труда юриста.
2. Психология личности юриста.
3. Профессиональная направленность.
4. Требования, предъявляемые к работнику юридического труда.
5. Профессиональная деформация: причины, признаки, пути преодоления.
Семинар 15 (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Юридические профессиограммы. Психограмма.
2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
3. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
Литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Дополнительная:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов