Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Профессиональная служба в органах прокуратуры связана с особым режимом работы и ответственными полномочиями. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь.
Статьей 61 Закона № 220-З [9] прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами.
Материальное обеспечение прокурорских работников в первую очередь выражается в денежном содержании, которое состоит из должностного оклада, доплат за классный чин (воинское звание) и выслугу лет. Определение размеров должностных окладов и иных доплат осуществляется Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 59 «Об оплате труда прокурорских работников, работников системы органов прокуратуры, районных (городских), областных, Минского городского судов, экономических судов областей (города Минска)» (в ред. Постановления от 24 марта 2017 г. № 16) [13].
Статьей 61 Закона № 220-З определено право прокурорского работника на бесплатное форменное обмундирование. Нормы и порядок выдачи, а также описание знаков различия и форменного обмундирования устанавливаются Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 209 «О форменной одежде и знаках различия прокурорских работников» [6].
Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей имеют право по специальному знаку бесплатно пользоваться всеми видами общественного и железнодорожного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Прокурорским работникам предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а также дополнительный оплачиваемый отпуск. Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 2 календарных дня после 5 лет работы в органах прокуратуры; 4 календарных дня после 10 лет работы; 6 календарных дней после 15 лет работы.
Прокурорские работники имеют право выйти в отставку при наличии общего трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин не менее 25 лет и стажа работы в качестве прокурорского работника не менее 20 лет. При выходе в отставку прокурорскому работнику выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат по оставляемой должности. В период работы или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсий за выслугу лет приостанавливается.
За прокурорскими работниками после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны предоставлять прокурорскому работнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий служебное жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры или дома в течение шести месяцев со дня подачи заявления. В таком же порядке решаются вопросы установки домашнего телефона и представления мест в детских дошкольных учреждениях.
Прокурорским работникам, которые отработали в органах прокуратуры от 10 до 20 лет и имеют право на получение служебного жилого помещения жилое помещение, предоставляется в пользование по договору найма. А сотрудникам, проработавшим в органах прокуратуры более 20 лет, жилое помещение передается в собственность бесплатно, однако с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством.
В случае освобождения прокурорского работника от исполнения обязанностей (увольнении) по состоянию здоровья или признания его недееспособным в определенном законом порядке, ликвидацией органа прокуратуры, сокращением численности или штатов, а также в случае гибели (смерти) прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные служебные помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа его работы на соответствующих должностях.
Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников является своего рода компенсацией за особые условия работы и ограничения, установленные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 9 января 2017 г. № 14-З) [8] и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утв. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 (в ред. Указа от 23 февраля 2015 г. № 95) [7].
При этом в пп. 52-53 данного Положения указаны случаи, когда прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения. Так, например в судебной практике можно найти случай, когда П. работал начальником отдела прокуратуры Гомельской области. Приказом и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь от 15 февраля 2011 г. уволен из органов прокуратуры по подпункту 52.2 п. 52 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры, п. 4 ст. 22 Закона о госслужбе за несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, выразившееся в том, что он занимался предпринимательской деятельностью в сфере ритуальных услуг как лично, так и совместно со своими родителями. Считая увольнение незаконным, П. просил изменить формулировку причины увольнения на увольнение по соглашению сторон.
Решением суда Центрального района г. Гомеля в иске отказано.
Согласно подпункту 52.2 п. 52 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, в частности, за несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему.
Судом установлено, что служебным расследованием, проведенным Генеральной прокуратурой по представленным из Управления КГБ по Гомельской области материалам, причастность П. к коммерческой деятельности ООО «Р.» была подтверждена.
Проверкой установлено, что П. участвовал в работе указанного ООО, учредителями которого были отец истца и гражданин Л., с которым истец состоял в дружеских отношениях. Свидетели Л. и его мать Л-ва подтвердили, что, несмотря на то, что по документам учредителем ООО являлся отец истца, фактически договор о совместном занятии коммерческой деятельностью в сфере ритуальных услуг заключался с П., который был заинтересован в работе ООО, оказывал всяческое содействие, используя свои знакомства, интересовался и обсуждал бизнес-проект и работу магазина, финансовую деятельность, вносил свои предложения [23, с. 28].
Таким образом, можем сделать вывод, что материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами.