Создание прокуратуры Республики Беларусь
После принятия суверенитета Республики Беларусь формирование органов власти и государственного управления проходило на фоне кодификации и систематизации законодательства.
15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь [1]. Изменения и дополнения, которые в нее вносились в 1996 г. и 2004 г., существенно изменили изначально установленный статус Генерального прокурора. Так, если в соответствии с Конституцией 1994 года избрание на должность и освобождение от нее Генерального прокурора осуществлялось Верховным Советом Республики Беларусь, то, начиная с 1996 года, это полномочие принадлежит Президенту. При этом согласно п. 9 ст. 84, ст. 126 Конституции [1] назначение на должность Генерального прокурора осуществляется с согласия Совета Республики, а освобождение от должности согласно п. 11 ст. 84 Конституции [1] при уведомлении Совета Республики.
Кроме того, внесением изменений в Конституцию в 1996 году Генеральный прокурор был лишен права законодательной инициативы, изначально ему принадлежащего.
Статьей 126 Конституции [1] прокуратура определяется в качестве единой централизованной системы, которая возглавляется Генеральным прокурором. Статья 128 Конституции [1] закрепляет, что компетенцию, организацию и порядок деятельности определяет законодательство.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Ныне действующий закон 2007 года [9] сменил одноименный закон 1993 года [10].
Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь» 1993 года прокуратура определялась в качестве самостоятельного органа, осуществляющего от имени государства надзор за исполнением законов. Данным законом также были определены цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, система и организация органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, предусмотрено разрешение других вопросов, относящихся к кадрам органов прокуратуры, а также иных вопросов организации и деятельности прокуратуры.
В ныне действующем Законе от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) (далее – Закон № 220-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [9, ст. 1].
Существенной новацией в этом Законе является то, что в нем изложена иная система принципов организации и деятельности прокуратуры по сравнению с системой принципов, которые были предусмотрены в прежнем Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь». Перечень направлений деятельности прокуратуры дополнен новым направлением – «Координация деятельности по борьбе с преступностью». Увеличено число отраслей прокурорского надзора с четырех до пяти в связи с разделением ранее одной отрасли «Надзор за исполнением, законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» на две самостоятельные отрасли: «Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и «Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания». Новшеством в этом Законе является переименование «общего надзора» прокуратуры на «надзор за исполнением законодательства». Введена новая глава «Особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур». Новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» имеет и другие отличия от прежнего Закона.
Таким образом, прокуратура Республики Беларусь в настоящее время выполняет задачи обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Кроме того, органами прокуратуры осуществляется координация правоохранительной деятельности государственных органов, которые осуществляют борьбу с преступностью и коррупцией, а также борьба с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, профилактика правонарушений. Также органами прокуратуры проводится предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь [4].
Работники прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь [2], Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь [5], Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь [4] и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях [3].
Статьей 5 Закона № 220-З [9] определятся принципы деятельности прокуратуры – законность, равенство всех граждан перед законом, независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласность, обязательность исполнения требований прокурора.
Прокурор в осуществлении своей профессиональной деятельности независим. Иными словами, вмешательство в осуществление прокурорских полномочий недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
Таким образом, создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур – Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.