Тактика проверки показаний на месте
Приступив к проверке показаний, следователь предлагает допрошенному лицу обозначить то место, где произошло расследуемое событие, и дать о нем показания в присутствии понятых. Двигаясь несколько впереди остальных, это лицо указывает места и объекты, связанные с расследуемым событием, дает объяснения по поводу происшедшего события и сопровождает их демонстрацией отдельных действий.
Если допрошенный утверждает, что он хорошо знает маршрут, движение следственно-оперативной группы начинается от места сбора, обозначенного в плане. Когда же лицо, показания которого проверяются, не знакомо с местностью, но сообщило об ориентирах, известных следствию, группа прибывает в полном составе к названному месту и затем приступает к проверке показаний. В соответствии с объяснениями проверяемого лица группа может делать остановки в пути следования, чтобы внимательно ознакомиться с "опорным пунктом" и попытаться обнаружить там следы пребывания определенных лиц или иные вещественные доказательства.
Характерным для проверки показаний тактическим приемом является получение от допрошенного объяснений с "упреждением". Например, если лицо сообщает о событии, происшедшем в доме, то предварительно ему предлагается в присутствии понятых рассказать, в какой из его частей и при наличии какой обстановки произошли события, интересующие следствие. После этого все участники следственного действия заходят в дом и убеждаются, насколько показания соответствуют действительной обстановке.
Для более наглядного представления о механизме проверяемого события пожег быть использован тактический прием "макетирование". Лицо, высказавшее намерение показать, как происходило событие, с помощью макетов жертвы и орудия преступления демонстрирует на месте обстановку и обстоятельства расследуемого события. Результаты применения приема фиксируются посредством видеозаписи.
Предоставление самостоятельности допрошенному в выборе маршрута движения, в порядке изложения известных ему сведений и демонстрации определенных действий вовсе не означает, что следователь не может вмешиваться в его поведение. Видя непоследовательность действий лица, показания которого проверяются, его попытки ввести в заблуждение или повредить (уничтожить) обнаруженные следы, следователь должен отметить это и принять соответствующие меры. Кроме того, ему нельзя ограничиваться объемом информации, полученной от проверяемого лица. Оценивая ход и результаты проверки показаний, следователь по собственной инициативе совершает действия, направленные на обнаружение следов и других вещественных доказательств, даже если о них ничего не сообщило лицо, показания которого проверяются.
Некоторой спецификой обладает проверка показаний на месте с участием несовершеннолетнего. В следственно-оперативную группу надлежит при необходимости включить педагога или психолога, принимавших участие в допросе несовершеннолетнего, либо его законных представителей, а также защитника,
При проверке показаний несовершеннолетнего надо учитывать его топографическую (пространственную) ориентацию, т.е. способность подростка определять пространственное положение объектов, находящихся на участке местности, и свое положение относительно их.
В ходе проверки показаний необходимо полностью исключить возможность подсказки или внушения. Даже заметив некоторое несоответствие фактических данных, содержащихся в показаниях подростка, окружающей обстановке, не нужно торопиться с указанием на это обстоятельство. Результаты следственного действия должны быть оценены в совокупности, по итогам всех проверочных действий,
Важно отметить, что проверка показаний малолетних свидетелей и потерпевших на месте представляет значительные трудности и не всегда приводит к положительным результатам. Чаще всего надобность в проверке их показаний возникает при расследовании половых преступлений. Дети показывают места преступных посягательств и пути движения к этим местам. К участию в данном следственном действии можно привлечь родителей потерпевшего или воспитателя детского учреждения, которое посещает малолетний. Названные лица должны следовать не позади ребенка, а рядом, иногда держа его за руку, чтобы вселить в него уверенность, помочь сосредоточиться.