Процессуальная регламентация задержания
Процессуальный закон определяет задержание как меру процессуального принуждения, применяемую органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (ст. 5 УПК). Законодатель в определении указанного термина пошел по пути описания порядка применения, а не раскрытия его содержания.
Оптимально определяет понятие задержания Ретюнских И.А., включая в него как саму поимку заподозренного лица, так и его дальнейшую изоляцию. Итак, взяв за основу определение Ретюнских И.А., задержание можно охарактеризовать как проводимые при наличии предусмотренных законом оснований и условий захват заподозренного лица, доставление его в компетентные органы, процессуальное оформление, а также осуществляемую в закрепленных законом целях его принудительную изоляцию*(182).
Законодатель выделяет четыре группы оснований, по которым лицо может быть задержано:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Такое задержание именуют задержанием с поличным. Сотрудники правоохранительных органов должны лично наблюдать действия или часть действий, свидетельствующие о факте совершения лицом преступления, осознавать их преступный характер. Думается, по этому основанию может быть так же задержано лицо при приготовлении или в момент покушения на совершение преступления. Если лицу удается скрыться, то задержание производится по другим основаниям;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Такие сведения получают от потерпевшего или свидетеля, непосредственно воспринимавших событие преступления и осознававших, что видели именно преступление, а не иное деяние. На наш взгляд, нельзя проводить задержание по этому основанию, если гражданин указывает на преступника со слов других лиц, не наблюдав непосредственно событие преступления. Очевидцы или потерпевшие могут не обладать полными данными о преступнике, но они обязательно должны описать его внешность, особые приметы. Показания этих лиц должны с достаточной степенью определенности характеризовать задерживаемого как лицо, совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. По определению, данному В.Ю. Мельниковым, под явными следами преступления следует понимать "очевидность такого факта, что это следы, оставленные подозреваемым лицом в связи с совершением преступных действий, а также их наглядность (для органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора) и взаимосвязь между конкретным лицом и событием преступления. Такими следами могут быть материальные следы, оставленные отдельными предметами, различными веществами на лице и одежде подозреваемого. Явными следами преступления следует считать и такие, которые обнаружены с помощью технических средств"*(183). Многие ученые подчеркивают, что такое задержание возможно только после возбуждения уголовного дела, поскольку для обнаружения упомянутых следов необходимо произвести освидетельствование, осмотр одежды, личный обыск или обыск помещения. Это верно, однако возможна также ситуация, когда на одежде преступника явно заметны следы, похожие на кровь;
4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. По этому основанию лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Закон не конкретизирует понятие "иные данные". В каждом конкретном случае условия задержания по этому основанию могут выступать как по отдельности, так и в совокупности. Важность этих дополнительных условий обусловливается тем, что на практике эти иные данные могут толковаться широко. На наш взгляд, по этому основанию лицо может быть задержано, если:
- данные о причастности лица к преступлению получены в ходе предшествующих следственных действий;
- данные получены в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- по результатам документальных проверок и ревизий выявлена причастность лица к хищениям;
- данные получены в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении;
- лицо пыталось скрыть следы преступления;
- лицо выявлено путем проверки по криминалистическим и оперативно-справочным учетам;
- видеозапись контроля и сигнализации зафиксировали лицо при совершении преступления или непосредственно после него;
- когда по результатам применения служебно-розыскной собаки есть основания полагать, что лицо причастно к преступлению.
35.2. Задержание, проводимое после предварительной
подготовки и без нее
В самом общем виде можно выделить две ситуации задержания: с предварительной подготовкой или без таковой.
Важность наиболее полной и правильной подготовки к проведению данного процессуального действия неоспорима. Организационно-подготовительные мероприятия предназначены для отработки и оптимизации действий задерживающих при проведении захвата.
Они включают в себя:
- изучение личности;
- выбор и изучение места задержания;
- выбор времени и способов задержания;
- проведение необходимых мероприятий на месте задержания;
- формирование группы;
- подбор технических средств;
- составление плана;
- инструктаж участников и по возможности репетиционные действия.
В ходе изучения личности преступника собирается информация о совершенном им преступлении, действиях во время и после совершения преступления, количестве преступников, степени дерзости и опасности преступного деяния, наличии оружия. Если преступник знаком с потерпевшим или свидетелями, выясняются его паспортные данные. Также выясняется информация, не называли ли преступники в ходе совершенного преступления друг друга по именам или кличкам, не упоминали ли других соучастников или организаторов преступления. Проводится идентификация преступника по фотокартотекам. После выяснения личности преступника большую важность приобретает уточнение сведений по различным криминалистическим и оперативным учетам. Выясняются факты совершения им ранее преступлений, оказания сопротивления сотрудникам милиции (особенно внимание фиксируется на вооруженном сопротивлении).
Сбор сведений о задерживаемом может осуществляться путем визуального наблюдения за его действиями, местами укрытия (с использованием биноклей, приборов ночного видения и т.п.); прослушивания телефонных и иных переговоров, осуществляемого оперативно-техническими службами; зашифрованных опросов должностных лиц, родственников, знакомых и других граждан; использования оперативно-розыскных и криминалистических учетов; привлечения негласных сотрудников*(184). Кроме того, необходимые сведения можно получить в ходе произведенных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, анализа материалов уголовного дела, архивных уголовных дел, ориентировок о розыске, непроцессуальных данных участковых инспекторов милиции, оперативных сотрудников, работающих на земле, осведомителей, агентов, внедренных в преступную группу.
Выбор места задержания и его предварительное изучение производятся для уменьшения тактического риска для сотрудников ПОО. Место задержания должно быть максимально безопасным для сотрудников, осуществляющих задержание, и окружающих лиц; должно обеспечивать возможность применения специальных и технических средств во время операции; предоставлять возможность сотрудникам осуществлять контроль (визуальный и слуховой) за действиями преступников. Необходимо всестороннее рассмотрение как преимуществ, так и недостатков выбранного места.
Предварительное изучение обстановки предполагаемого места задержания проводится с целью правильной его организации: возможности свободной ориентации на месте, планирования расстановки участников задержания, определения пунктов предварительного наблюдения; разработки маршрутов движения и мест стоянки транспортных средств*(185).
На месте будущего задержания возможно проведение некоторых организационных мероприятий. Так, в целях блокирования преступникам возможных путей отхода можно на некоторых дорогах начать ложные ремонтные или земляные работы под видом представителей различных коммунальных служб, расставить вблизи места задержания сотрудников ПОО, скрыто расположить автомобили с оперативными сотрудниками, которые по условному сигналу перекроют проезд.
Задержание должно осуществляться в условиях, максимально невыгодных для преступника и наиболее благоприятных для задерживающих.
Время задержания выбирается с учетом возможности обеспечения безопасности участникам захвата и посторонним гражданам, внезапности задержания для преступников, возможности захвата с минимальным сопротивлением задерживаемых.
Состав группы формируется с учетом количества преступников, степени их опасности, вооруженности и предполагаемого развития ситуации при задержании. В любом случае группа захвата должна иметь численное преимущество. Количество членов группы захвата набирается из расчета 2-3 работника милиции на 1 преступника. Целесообразно разделение функциональных ролей членов группы захвата.
Материально-техническое оснащение группы имеет большое значение. В оснащении группы выделяются оружие, спецсредства, средства личной защиты, транспорт, средства наблюдения, связи и усиления речи, фиксации хода и результатов задержания и т.д.
Планирование задержания представляет собой основанную на анализе следственной ситуации и имеющейся информации сложную мыслительную деятельность субъекта расследования, направленную на определение наиболее оптимальных путей решения задачи данного мероприятия. План задержания составляется лицом, ведущим расследование по данному делу, при активном участии оперативных работников. В план задержания включаются:
- определение оснований, мотивов и условий задержания;
- сведения о задерживаемом;
- разработка программы действий;
- подбор участников;
- определение задачи каждого участника;
- вопросы взаимодействия участников задержания;
- время, место проведения задержания;
- подбор необходимого материально-технического оснащения;
- разработка мер безопасности и маскировки;
- организация засады и скрытого наблюдения;
- порядок и способ связи между участниками задержания;
- применяемые научно-технические средства;
- меры по нейтрализации противодействия задерживаемых, соучастников и посторонних граждан;
- очередность и особенности производства других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, входящих в данную тактическую операцию.
План должен предусматривать несколько вариантов действий сотрудников правоохранительных органов в зависимости от развития ситуации задержания.
Завершающим этапом подготовки к задержанию является инструктаж. Инструктаж подразумевает доведение информации о различных аспектах планируемого задержания до участников группы захвата. Инструктаж должен быть кратким, но полным, конкретным и ясным. Руководитель должен убедиться, что представленная информация и поставленные задачи всеми правильно поняты и уяснены. Целесообразно также поощрение высказывания личных соображений и предложений по поводу предстоящего задержания. После обсуждения предложений в замысел по проведению данного мероприятия могут быть внесены коррективы и дополнения.
Многие ученые сходятся на необходимости предварительной отработки действий группы в условиях, максимально схожих с реальными, или на макете*(186).