Процессуальная регламентация вопросов, связанных с осуществлением дознания и предварительного следствия с участием защитника

Участники уголовного процесса на стадии предваритель­ного расследования наделены различным объемом прав, кото­рые определяются законом в зависимости от процессуального положения, занимаемого каждым из них в уголовном деле, и характера отстаиваемого ими законного интереса. С учетом этого рассмотрим данные права применительно к участникам уголовного процесса, имеющим право на защиту.

Подозреваемым признается лицо, задержанное по подо­зрению в совершении преступления либо к которому примене­на мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 52 УПК).

Лицо может быть задержано по подозрению в соверше­нии преступления, за которое может быть назначено наказа­ние в виде лишения свободы:

• когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо ука­жут на данное лицо, как на совершившее преступление^

• когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

Глава б. Институт защиты в уголовном судопроизводстве

• если подозреваемое лицо покушалось на побег или ког­да оно не имеет постоянного места жительства, либо не уста­новлена его личность (ст. 122 УПК).

В тех случаях, когда следователь располагает совокупно­стью данных (ст. 122 УПК), достаточных для подозрения лица в совершении преступления, но еще недостаточных для предъявления обвинения, закон в порядке исключения разре­шает в отношении такого подозреваемого применять любую меру пресечения (ст. 98, 90, 91 УПК).

Важной гарантией защиты прав личности при задержа­нии и признании лица подозреваемым является составление протокола, в котором должны быть отражены данные, позво­ляющие определить основания и мотивы задержания. По об­щему правилу к подозреваемому не может быть избрана мера пресечения более 1'0 суток содержания под стражей, но, как уже отмечалось, согласно Указу Президента РФ, к лицам, причастным к банде или иной организованной преступной груп­пе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по возбужденному уголовному делу может быть до предъявления обвинения избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком до 30 суток.

Законом РФ от 23 мая 1992 г. ст. 52 УПК РСФСР дополнена ч. 2, которая гласит: "Подозреваемый имеет право на защиту. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатай­ства; знакомиться с протоколами следственных действий, про­изведенных с его участием, а также с материалами, направ­ляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, про­курора, участвовать при рассмотрении судьей жалоб в поряд­ке, предусмотренном статьей 220 (частью 2) настоящего Ко­декса".

Важно, что с момента задержания лица или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения к нему допускается защитник, кото­рый вправе иметь с подозреваемым свидания наедине без ог­раничения их количеств и продолжительности, участвовать в допросе, а также иных следственных действиях, производи­мых с участием подозреваемого, знакомиться с соответствую­щими протоколами следственных действий.

§ 1. Адвокат на предварительном следствии

Если явка защитника, избранного подозреваемым, невоз­можна в течение 24 часов с момента задержания или заключе­ния под стражу, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор вправе предложить подозреваемому пригласить дру­гого защитника или обеспечить ему защитника через юриди­ческую консультацию (ч. 2 ст. 47 УПК).

Обвиняемым по уголовному делу лицо признается после вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении его к уголовной ответственности.

Для признания лица обвиняемым необходимы уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания. Первое оз­начает наличие конкретного состава преступления в действи­ях определенного лица, второе — доказанность обстоятельств, образующих этот состав.

Предъявление обвинения не равнозначно установлению виновности лица, так как в силу презумпции невиновности:

"1. Каждый обвиняемый в совершении преступления счи­тается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" (ст. 49 Конституции РФ).

Но вместе с тем, когда следователь выносит мотивиро­ванное постановление о привлечении лица к уголовной ответ­ственности и тем самым признавая его обвиняемым, он дол­жен быть убежден в достаточности доказательств, которые дают основания для предъявления обвинения в совершении преступления. Это важно, так как лицо, признанное обвиняе­мым, претерпевает применение к нему целого ряда процессу­альных мер, являющихся по своему характеру мерами при­нуждения. Они существенно ограничивают его конституцион­ные права и свободы вследствие: избрания ему одной из мер пресечения, лишающей его свободы или возможности пере­двигаться; вторжения в его жилище при выемки и обыске;

ограничения его права на труд при отстранении его от долж­ности; необходимости подвергаться освидетельствованию, изъя­тию образцов, судебно-медицинским исследованиям в связи с производством экспертиз; вторжения в частную жизнь и т. д. Применение мер принуждения строго регламентируется уго-ловно-процессуальным законом, устанавливающим пределы ограничения конституционных прав граждан.

Глава 6 Институт защиты в уголовном судопроизводстве

Обвиняемый имеет право на защиту. Лицо, производящее дознание, следователь и прокурор обязаны обеспечить обви­няемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами (ст. 19 У ПК).

В соответствии со ст. 46 УПК обвиняемый вправе:

• знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному ему обвинению;

• представлять доказательства и заявлять ходатайства;

• обжаловать в суд законность и обоснованность ареста;

• знакомиться с протоколами следственных действий, про­изведенных с его участием, а также с материалами, направ­ляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей, а по окончании дознания или предварительного следствия — со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме;

• иметь защитника с момента, предусмотренного ст. 47 УПК, участвовать при рассмотрении судом жалоб в порядке, предусмотренном ст. 2202 УПК;

• заявлять отводы;

• приносить жалобы на действия и решения лица, произ­водящего дознание, следователя, прокурора и суда;

• защищать свои права и законные интересы любыми дру­гими средствами и способами, не противоречащими закону.

Право на защиту, позволяющее обвиняемому как лично, так и с помощью адвоката доказывать свою невиновность либо приводить смягчающие вину обстоятельства, — важнейший конституционный принцип уголовного процесса.

Судебная практика идет по пути признания факта нару­шения права на защиту в случае, если просьба обвиняемого о предоставлении ему защитника не выполнена. Большинство следователей, несмотря на большие трудности, принимают меры к обеспечению защитником в тех случаях, когда обвиня­емый об этом ходатайствует. Такая деятельность следователя должна быть признана правильной. Серьезным нарушением права на защиту обвиняемого является предъявление ему об­винения перед самым окончанием предварительного следствия, когда до этого момента он числился свидетелем. В таких слу­чаях обвиняемые лишаются возможности заявить, например, ходатайство о производстве экспертизы, допросе указанных

§ 1. Адвокат на предварительном следствии

им свидетелей или приобщении вещественных доказательств. Все это требует времени, которого у следователя к концу рас­следования, как правило, нет, и поэтому в ходатайстве, часто необоснованно, отказывают.

После предъявления обвинения следователь должен не­медленно допросить обвиняемого, что является не только сред­ством получения доказательств, нужных следователю, но и действенным средством защиты обвиняемого, приводящего до­воды своей невиновности, либо указывающего на смягчающие обстоятельства.

Обвиняемого нельзя понуждать к даче показаний, посколь­ку это его право, а не обязанность, и это должно быть ему разъяснено.

Домогательство показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных методов является нетерпимым нару­шением конституционных прав граждан и влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 302 УК РФ. В предуп­реждении подобного рода действий по отношению к обвиняе­мому первостепенное значение имеет участие на предвари­тельном следствии защитника.

И последнее, что необходимо отметить, касаясь положе­ния при расследовании обвиняемого, это введение в УПК РСФСР очень важного правила, о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвине­ния, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК (ч. 3 ст. 69 УПК).

В 1960 г. при принятии УПК огромное значение имела норма ч. 2 ст. 77: "Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания имеющихся доказательств".

Наши рекомендации