Тема 35: Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Понятие должностного лица.

3. Злоупотребление должностными полномочиями.

4. Превышение должностных полномочий.

5. Присвоение должностных полномочий.

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

7. Получение и дача взятки. Посредничество во взяточничестве.

8. Служебный подлог.

9. Халатность.

Методические рекомендации. Эта группа преступлений в прежнем кодексе называлась «Должностными преступлениями». Однако появление различных форм собственности, изменение политической и экономической системы государства предопределяет пересмотр понятий должностного лица и должностного преступления, которые существовали в советском уголовном праве.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления и совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, которые осуществляют функции публичного аппарата управления по специальному поручению. Отличительными признаками этой группы преступлений являются специальный субъект, использование своего служебного положения.

Особенности субъекта данной группы преступлений оговорены в примечании к ст.285 УК России. Субъектами данной группы преступлений являются четыре категории лиц:
1. Должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, выполняют организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и военных формированиях Российской Федерации.

Обучающимся необходимо уяснить понятия: “представитель власти”, “организационно-распорядительные функции” и “административно-хозяйственные функции”.

В судебной практике выделяют еще несколько категорий лиц, которые могут признаваться должностными:
а) материально ответственные лица в том случае, если они дополнительно наделяются функциями по управлению и распоряжению имуществом;
б) медицинские работники, преподаватели, учителя, воспитатели, если они дополнительно наделяются организационно-распорядительными функциями;
в) вспомогательный персонал и функциональные работники, если ведут личные дела, например секретари, контролеры.
2. Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. к этой группе относятся государственные служащие категорий “А”, “Б”, и “В”.
3. Лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, которые несут ответственность только за присвоение полномочий должностного лица (ст.288) и служебный подлог (ст.292) УК России, так как они должностными лицами не являются.

Преступление, которое предусмотрено ст.287, основано на положениях Конституции Российской Федерации, определяющей полномочия Федерального Собрания, а также на Федеральном законе “О счетной палате Российской Федерации”. Особое внимание следует уделить предмету преступления, а также моменту окончания преступления.

Статья 288 предусматривает ответственность за присвоение полномочий должностного лица государственным служащим или служащим органов местного самоуправления. Особое внимание следует уделить последствиям этого преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов. Представляется, что существенными могут признаваться нарушения тех прав и законных интересов, которые установлены Конституцией Российской Федерации.

Статья 289 основана на Законе Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации”, который вводит запрет для государственных служащих заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Однако, уголовная ответственность за нарушение этого запрета может наступить только в том случае, если это повлекло за собой предоставление такой организации льгот, преимуществ или иного покровительства.

Статьи 290, 291 предусматривают ответственность за получение и дачу взятки. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст.575 устанавливает запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Объективная сторона заключается в получении взятки и совершении действия в пользу взяткодателя, а также способствовании такими действиями общему покровительству. Действия, совершаемые в пользу взяткодателя, должны входить в служебные полномочия должностного лица. Часть 2 ст.290 предусматривает ответственность за получение взятки в случае совершения незаконных действий в пользу взяткодателя. Незаконными являются любые действия, нарушающие закон, не обязательно преступные.

Студентам необходимо также внимательно изучить квалифицирующие признаки, предусмотренные ч.3, 4 ст.290. Особое внимание надо уделить п.”в” ч.4 ст.290 “Вымогательство взятки”. Статья 291 “Дача взятки” предусматривает передачу взятки лично или через посредника. В Уголовном кодексе 1960 г. существовала самостоятельная статья, предусматривающая ответственность за взяточничество, в новом Уголовном кодексе посредник отвечает за пособничество в даче взятки.

В примечании к ст.290 УК России указаны условия освобождения лица от уголовной ответственности: применение вымогательства к взяткодателю; добровольное сообщение взяткодателя об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Статья 292 предусматривает ответственность за случайный подлог. Обучающимся необходимо знать понятие служебного подлога и его признаки, а также особенности субъекта служебного подлога.

Халатность, предусмотренная ст.293, - это преступление, которое совершается с неосторожной формой вины. Установление объективных и субъективных признаков халатности предполагает разграничение с иными составами, которые по последствиям тождественны.

Нормативные правовые акты:

Уголовный кодекс РФ (ст.285-293).

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013г.) // СЗ РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063, Российская газета от 31 мая 2003 г. СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 02.04.2014г.) // СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215, Российская газета от 31 июля 2004 г.

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 14.10.2014г.) // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822, Российская газета от 8 октября 2003 г. СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 06 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2014г.) // СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42.

Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Российская газета от 30 октября 2009 г.

Литература:

Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 апреля 2013 г., г. Хабаровск) / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева, В.В. Агильдин и др.; под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова; Хабаровский краевой суд, Дальневосточный филиал Российской академии правосудия. Хабаровск: ООО Издательство "Юрист", 2013.

Астанин В.В. К вопросу о присоединения России к Европейской конвенции

Басова Т. Преступление, предусмотренное ст. 292.1 УК РФ: проблемы квалификации // Уголовное право. 2014. N 1. С. 4 - 8.

Бриллиантов А. О признаках приказа, неисполнение которого сотрудником органа внутренних дел влечет уголовную ответственность (ст. 286.1 УК) // Уголовное право. 2012. N 4. С. 17 - 21.

Бриллиантов А.В., Яни П.С. Должностное лицо: административно-хозяйственные функции, выполнение функций по специальному полномочию // Законность. 2010. N 7. С. 19 - 23.

Бриллиантов А.В., Яни П.С. Должностное лицо: организационно-распорядительные функции // Законность. 2010. N 6. С. 10 - 15.

Бриллиантов А.В., Яни П.С. Должностное лицо: представитель власти // Законность. 2010. N 5. С. 18 - 22.

Бриллиантов А.В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица // Российский следователь. 2010. N 9. С. 6 - 10.

Лопашенко Н. О некоторых проблемах понимания и толкования взяточничества и коммерческого подкупа (квалификационные проблемы) // Уголовное право. 2013. N 5. С. 83 - 88.

Мингалимова М.Ф. Уголовная ответственность за трудоустройство "мертвых душ" // Законность. 2014. N 8. С. 28 - 32.

Шнитенков А. Проблемы юридической оценки коррупционных преступлений в проекте Постановления Пленума Верховного Суда РФ // Уголовное право. 2013. N 5. С. 114 - 116.

Щепельков В. Некоторые проблемы квалификации получения взятки // Уголовное право. 2013. N 5. С. 117 - 119.

Яни П.С. Новые вопросы квалификации взяточничества // Законность. 2014. N 8. С. 23 - 27.

Яни П.С. Получить взятку может только должностное лицо // Законность. 2014. N 7. С. 20 - 24.

Яни П.С. Вопросы квалификации должностных преступлений в Постановлении Пленума и судебной практике // Законность. 2014. N 4. С. 28 - 33.

Яни П.С. Общественно опасные последствия должностных преступлений // Законность. 2014. N 3. С. 39 - 43.

Яни П.С. Новое Постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве // Законность. 2013. N 9. С. 35 - 40; N 10. С. 25 - 30; N 11. С. 21 - 26; N 12. С. 31 - 36.

Яни П.С. Квалифицированный состав служебного подлога: проблемы вменения // Законность. 2010. N 12. С. 13 - 16.

Яни П.С. Сложности квалификации халатности // Законность. 2011. N 8. С. 14 - 19.

Наши рекомендации