Каким способом происходило освобождение сына от власти отца по Закону XII таблиц?
1) посредством троекратной продажи сына в рабство;
2) на основании заключения об этом договора между отцом и сыном;
3) путем торжественного заявления отца об этом перед магистратом;
4) путем троекратного произнесения отцом магических заклинаний.
На какие части распадается римское право в соответствии с Дигестами Юстиниана?
1) публичное и уголовное;
2) публичное и семейное;
3) публичное и процессуальное;
4) публичное и частное.
8. В императорском Риме изгнание и лишение гражданства как мера наказания использовалась для борьбы:
1) с уголовными преступниками;
2) с нарушителями супружеской верности;
3) с политическими и религиозными преступниками;
4) как превентивное наказание для рабов
9. Главной причиной ограничения дееспособности женщин в Риме следует считать:
1) «легкость ума», свойственную женщинам;
2) низкий уровень образования римских женщин;
3) мужчины, не женщины были главными защитниками и кормильцами семьи;
4) женщина слабее мужчины физически.
10. Колон становится полностью правоспособным и свободным человеком в случае:
1) принятия колоном христианства;
2) своевременной платы хозяину земельного участка;
3) получения сана епископа;
4) бегства со своего земельного участка.
11. Наиболее привилегированными юридическими лицами в Риме были:
1) торговые корпорации;
2) благотворительные учреждения;
3) объединения государственных служащих;
4) фиск (императорская казна).
Малолетний Юлий взял в долг у совершеннолетнего Авла 100 сестерциев. Будет ли эта сделка считаться законной?
1) Да, при рассмотрении на нее преторской защиты;
2) да, но только при участии в ней опекуна;
3) да, при заключении сделки в письменной форме;
4) сделка не будет считаться законной ни при каких условиях.
13. Часть преторской формулы, в которой содержались претензии истца именовалась:
1) прескрипцией;
2) кондемнацией;
3) адьюдикацией;
4) интенцией.
14. Под спецификацией понимается:
1) захват вещи у врага римского народа;
2) изготовление новой вещи из чужого материала;
3) давность владения;
4) находка клада.
15. Во время между открытием наследства и его принятием наследуемое имущество именуется:
1) выморочным имуществом;
2) «лежачим» наследством;
3) бесхозным имуществом;
4) имуществом, принадлежащим государству.
Ключи к тестам для самоконтроля
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
Вопросы к зачету
1. Значение римского права для современного юриста.
2. Роль римского права в развитии права других общественных
формаций. Рецепция римского права.
3. Деление римского права на публичное и частное. Система римского частного права.
4. Исторические системы римского права: jus civilis, jus praetorium, jus gentium.
5. Понятие источника права. Обычай и закон как источники права.
6. Сенатусконсульты, преторские эдикты и императорские конституции как источники права. Типы конституций.
7. Юридическая доктрина как источник права. Формы юридической деятельности в античном Риме.
8. Кодификация императора Юстиниана: цели и содержание.
9. Понятие лица (persona), содержание правоспособности. Виды capitis deminutio.
10. Понятие дееспособности. Основания ограничения дееспособности.
11. Правовое положение римских граждан.
12. Правовое положение латинов.
13. Правовое положение перегринов.
14. Правовое положение рабов и либертинов.
15. Правовое положение колонов. «Свободные» колоны и квазиколоны.
16. Юридические лица в Риме. Императорская казна (fiscus) как привилегированное юридическое лицо.
17. Римская семья (familia). Агнаты и когнаты.
18. Условия заключения брака. Прекращение брака.
19. Формы брака (sine manu mariti и cum manu mariti). Личные и имущественные отношения супругов.
20. Конкубинат как прообраз современного гражданского брака.
21. Отцовская власть (patria potestas). Взаимоотношения детей и родителей.
22. Опека и попечительство.
23. Особенности организации судебной системы Рима.
24. Легисакционный судебный процесс.
25. Формулярный судебный процесс. Основные и дополнительные элементы преторской формулы.
26. Экстраординарный судебный процесс.
27. Типы исков.
28. Реституция и интердикт как административные (внесудебные) средства защиты нарушенных прав.
29. Правовое значение времени.
30. Деление прав на вещные и обязательственные.
31. Категории вещей.
32. Владение (possessio). Виды владения.
33. Держание (detentio) как форма фактического обладания вещью.
34. Собственность (dominium): понятие и виды.
35. Правомочия собственника.
36. Приобретения и утраты права собственности.
37. Юридические средства защиты права собственности.
38. Сервитуты как разновидность прав на чужие вещи.
39. Эмфитевзис и суперфиций как специфические вещные права.
40. Сущность и содержание обязательств.
41. Основание возникновения обязательств (контракт, деликт, квазиконтракт, квазиделикт).
42. Классификация договоров.
43. Условия действительности договоров.
44. Способы обеспечения исполнения обязательств (залог и его виды, задаток, поручительство третьих лиц, неустойка).
45. Основания прекращения обязательств.
46. Вербальные контракты. Стипуляция.
47. Реальные контракты.
48. Консенсуальные контракты.
49. Литеральные контракты.
50. Обязательства из квазиконтрактов, деликтов, квазиделиктов.
51. Понятие наследования. Этапы развития римского наследственного права.
52. Наследование по завещанию.
53. Наследование по закону.
54. Легаты и фидеикомиссы. «Фальцидиева четверть».
55. Защита прав наследников от нарушений третьими лицами.
56. Юридические последствия непринятия наследства. Лежачее (выморочное) наследство.
8.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Циклы, дисциплины (модули) учебного плана ОП | Б.1. Дисциплины (модули) | ||
1 семестр | |||
Индекс компетенции | Римское право | ||
Общекультурные, общепрофессиональные компетенции | |||
ОК-1, ПК-6, | + | ||
Профессиональные компетенции | |||
ПК-9 | + | ||
Виды аттестации | Формы оценочных средств** | ||
Текущая (по дисциплине) | УФ-1 | + | |
УФ-2 | + | ||
ПФ-3 | + | ||
ПФ-4 | + | ||
ПФ-6 | + | ||
ИС-3 | + | ||
ИС-4 | + | ||
ИС-6 | + | ||
УФ-13 | + | ||
ПФ-4 | + | ||
ПФ-6 | + | ||
ПФ-9 | + | ||
ПФ-10 | + | ||
ПФ-13 | + | ||
ИС-6 | + | ||
ИС-13 | + | ||
8.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 5.
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинарские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||||
ОК-1 | Знает: Имеет общее представление о значимости профессии юриста, о недопустимости коррупционных поступков, об ответственности за коррупционные правонарушения, о значении права и закона в жизни общества и государства, о правах человека, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере образовательных правоотношений. Умеет: Осуществлять деятельность в составе учебного коллектива по пользованию справочными правовыми системами, по уяснению содержания нормы права, использованию нормы права, критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права, подчинять свое поведение требованиям юридических норм, в том числе в сфере образовательного права. Владеет: Начальными навыками профессии юриста. | Знает:Имеет понимание значимости профессии юриста, о недопустимости коррупционных поступков, об ответственности за коррупционные правонарушения, о значении права и закона в жизни общества и государства, о правах человека, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере образовательных правоотношений. Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке пользоваться справочными правовыми системами, понимать содержание нормы права, использовать нормы права, критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права, подчинять свое поведение требованиям юридических норм, в том числе в сфере образовательного права. Владеет:Основными навыками профессии юриста. | Знает:Имеет обширные знания о профессии юриста, о недопустимости коррупционных поступков, об ответственности за коррупционные правонарушения, о значении права и закона в жизни общества и государства, о правах человека, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере образовательных правоотношений. Умеет:Самостоятельно пользоваться справочными правовыми системами, понимать содержание нормы права, использовать нормы права, критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права, подчинять свое поведение требованиям юридических норм, в том числе в сфере образовательного права. Владеет:Устойчивыми навыками профессии юриста. | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и зачете. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. | ||
ПК-6 | Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Способен на хорошем уровне выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Способен на высоком уровне выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и зачете. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. | ||
1.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы
формирования компетенций
Методические указания по подготовке к зачету
В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» (Утверждено приказом от 04.04.2014 № 190) студенты, набравшие по дисциплине в период проведения текущего контроля от 35 до 60 баллов, допускаются к сдаче зачета, который проходит в форме собеседования и (или) ответа по билетам.
Зачет является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно. Зачету предшествует работа студента на семинарских занятиях и самостоятельная работа по изучению предмета. Отсутствие студента на занятиях без уважительной причины и невыполнение заданий, предусмотренных программой дисциплины является основанием для недопущения студента к зачету.
Подготовка к зачету осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.
При подготовке к зачету следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использовать нормативно-правовыми акты, а также словари и справочники. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзамену. Основными функциями зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Зачет позволяет выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы в знаниях.
9. Образовательные технологии
Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа (со всеми студентами); групповая работа (с частью студентов); индивидуальная работа (с отдельным студентом). В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального, устного и письменного опроса, зачета). Широко (более 20% аудиторных занятий) используются активные и интерактивные формы проведения занятий: ситуационный анализ, ролевые игры, деловые игры, эвристические технологии, социально-психологические тренинги, тестирование.
В рамках освоения и реализации компетентностного подхода в учебном процессе предусмотрены такие формы учебной работы как:
– блиц опрос на знания понятийно-категориального аппарата;
– опрос по общетеоретическим вопросам темы;
– доклад на семинарском занятии и обсуждения его итогов в дискуссионной форме;
– интерактивный опрос на знания ключевых аспектов темы;
– проверка знаний по прошедшим темам, по средствам общения со студентами;
– коллоквиумы;
– участие в конференциях;
– подготовка мультимедийных презентаций;
– разработка учебного видеофильма и т.д.
В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями органов государственной и муниципальной власти (по договоренности), а также мастер-классы преподавателей из других учебных заведений.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10.1. Основная литература:
1. Кудинов, Олег Алексеевич. Римское право: учеб. пособие / О. А. Кудинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2010. – 240 с.
2. Кузнецов А. В. Римское право: учеб. пособие / А. В. Кузнецов. - 2-е 2. изд., перераб. и доп. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - 212 с.
3. Михайлова, Н. В. Римское право [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Михайлова, А. А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 192 с. -978-5-238-01534-7. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117482 (дата обращения 18.12.2013).
4. Новицкий, И. Б. Римское право [Электронный ресурс]: учебник / И. Б. Новицкий. - М.: Зерцало-М, 2012. - 255 с. - 978-5-94373-200-3. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135165 (дата обращения 18.12.2013).
5. Рассолов, Михаил Михайлович. Римское право: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция" / М. М. Рассолов, М. А. Горбунов. - Москва: Юнити-Дана, 2010. - 495 с.
10.2. Дополнительная литература:
1. Аннерс Э. История европейского права: пер. со швед. / РАН Институт Европы. Шведская Королевская АН. - М.: Наука, 1994. – 397 с.
2. Андреев М. Римское частное право. 4-е изд., перераб. и доп. / М. Андреев. - София: Наука и искусство, 1971. - 422 с.
3. Астапенко П.Н. Римское частное право: учебное пособие / П. Н. Астапенко; Под общ. ред. проф. В.И. Кузищина. - М.: Книжный мир,. 2001. - 248 с.
4. Бартошек М. Римское право.Понятия. Термины. Определения / М. Бартошек. - М.: Юрид. лит., 1989. - 226 с.
5. Борисевич М.М. Римское гражданское право. Учебное пособие / М. М. Борисевич. - М.: Издательство МНЭПУ, 1995. - 232 с.
6. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского / Отв. ред. Е.А. Скрипилева. – М.: Юрид. лит., 1984. - 456 с.
7. Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для ВУЗов / Д. В. Дождев; Под ред. проф. В.С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА - М, 1996. - 669 с.
8. Игнатенко А.В., Баженова Т.М. Основы римского частного права. Учебно – методический комплекс / А.В. Игнатенко, Т.М. Баженова. - Екатеринбург: Изд - во УрГЮА, 2001. - 140 с.
9. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения / О.С. Иоффе, В. А. Мусин. - Л.: Изд - во ЛГУ, 1974. - 156 с.
10. Косарев А.И. Римское право / А.И. Косарев. - М.: Юрид. лит., 1986. - 185 с.
11. Медведев С.Н. Римское частное право: учебное пособие / С.Н. Медведев. - Москва - Ставрополь: Изд - во Московского открытого социального университета, Северо - Кавказский филиал, 1994. - 320 с.
12. Новицкий, И.Б. Римское право: учебник. 6-е изд. Стереотипное / И. Б. Новицкий. - М.: ТЕИС - М, 1998. – 112 с.
13. Омельченко О.А. Римское право. Учебник. Изд. 2–е / О. А. Омельченко. - М.: Эксмо - Пресс, 2005. - 224 с.
14. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика / И.С. Перетерский. - М.: Юрид. лит., 1956. - 129 с.
15. Пиляева В.В. Римское частное право / В.В. Пиляева. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
16. Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский. – СПб.: Издательско - торговый дом «Летний сад», 1998. - 560 с.
17. Пухан И., Поленак - Акимовская М. Римское право: Базовый учебник. Пер. с македонского / И. Пухан, М. Поленак - Акимовская; Под ред. проф. В. А. Томсинова. - М.: Зерцало, 1999. - 448 с.
18. Римское частное право: учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. - М.: Юрист, 1999. - 544 с.
19. Савельев В.А. История римского частного права / В.А. Савельев. - М.: Юристъ, 1995. - 176 с.
20. Савельев В.А. Римское частное право: проблемы истории и теории / В.А.Савельев. - М.: Юрист , 1995. - 176 с.
21. Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций / Е. А. Скрипилев. - М.: «ОСЬ - 89», 1996. - 208 с.
22. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву / З. М. Черниловский. - М.: Юрид. лит., 1991. - 63 с.
10.3. Программное обеспечение и инетернет-ресурсы
1. Рецепция римского права. Http: // wiki-pedia.org.
2. Омельченко О. Римское право. Нttp: //www.gumer.info.
3. Понятие и основные черты римского частного права. Автор: admin. Категория: Понятие Римского права. Нttp://rimskoe-pravo.ru.
4. Роль римского права в истории права. Его значение для современного юриста. Нttp://society.polbu.ru.
5. Римское право. Нttp://bestboy.narod.ru.
6. Римское право: Институции Гая. Нttp://alldocs.ru.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
При проведении занятий по всем темам активно используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные с помощью программного приложения Microsoft Power Point, подготовленные ими в часы самостоятельной работы.
Информационные технологии:
– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;
– подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;
– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
Информационные справочные системы
В ходе реализации целей и задач учебной практики обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.
Информационно-справочные и информационно-правовые системы
– Консультант Плюс.
– ЭБС Университетская библиотека он-лайн http://www.biblioclub.ru/
12. Технические средства и материально-техническое обеспечение
дисциплины (модуля)
Семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа по дисциплине проводятся в учебных аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами обучения, а также в компьютерных классах, обеспечивающих доступ к сетям Интернет.
13. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Семинары проводится в целях активного приобретения и углубления студентами новых знаний, закрепления, расширения знаний, полученных на других видах учебных занятий, разработки рефератов (докладов, сообщений) и других творческих заданий, а также для обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом и нормативными правовыми актами. Самостоятельная работа студентов включает подготовку устному опросу на семинарских занятиях. Для этого студент изучает лекции преподавателя, нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.
Тема и вопросы к семинарским занятиям, вопросы для самоконтроля содержатся в рабочей учебной программе и доводятся до студентов заранее.
Студентам необходимо до занятия:
1) внимательно ознакомиться с заданием на семинар;
2) прочитать конспект лекции по соответствующей теме;
3) ознакомиться с рекомендованной литературой, в том числе дополнительной, и принести ее с собой на занятие.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо глубоко изучить основные теоретические положения учебных вопросов, выносимых на семинар. При работе с учебной литературой, хрестоматиями, историческими памятниками, Интернет-ресурсами следует особое внимание обращать на особенности терминологии юридических категорий (дефиниций) и формировать у себя соответствующие лексико-фразеологические обороты речи.
Изучаемый учебный материал студенты обязаны законспектировать в рабочих тетрадях. В среднем подготовка к устному опросу по одному семинарскому занятию занимает от 2 до 4 часов в зависимости от сложности темы и особенностей организации студентом своей самостоятельной работы.
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности, способствующей закреплению навыков и знаний по проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
В процессе всего семинарского занятия студенты должны быть готовыми к проведению промежуточного (текущего) контроля в форме, избранной преподавателем.
Методические указания по подготовке к тестированию
Успешное выполнение тестовых заданий является необходимым условием итоговой положительной оценки в соответствии с рейтинговой системой обучения.
Тестовые задания подготовлены на основе учебников и учебных пособий по дисциплине «История политических и правовых учений», изданных за последние пять лет.
Выполнение тестовых заданий предоставляет студентам возможность самостоятельно контролировать уровень своих знаний, обнаруживать пробелы в знаниях и принимать меры по их ликвидации. Форма изложения тестовых заданий позволяет закрепить и восстановить в памяти пройденный материал.
Предлагаемые тестовые задания охватывают узловые вопросы теоретических и практических основ по дисциплине «История политических и правовых учений». Для формирования заданий использована закрытая форма. У студента есть возможность выбора правильного ответа или нескольких правильных ответов из числа предложенных вариантов.
Для выполнения тестовых заданий студенты должны изучить лекционный материал по теме, соответствующие разделы учебников, учебных пособий и других литературных источников, Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями, а также иные нормативные правовые акты по темам дисциплины, предусмотренные рабочей учебной программой, а также повторить предыдущие темы.
При этом следует усвоить:
- основные понятия и категории государства и права;
- общие положения о правоотношении;
- правовой статус граждан и юридических лиц как субъектов права;
- основные положения об источниках права;
- значение и виды толкования права;
- основные положения о правонарушении и юридической ответственности;
- общие положения о правотворческой деятельности;
- основные положения о законности правопорядке;
- общие положения о системе права.
Изучение студентом теоретических вопросов дисциплины «История политических и правовых учений» и рекомендуемых нормативных правовых актов позволяет успешно справиться с выполнением тестового задания.
Контрольные тестовые задания выполняются студентами на семинарских занятиях. Репетиционные тестовые задания содержатся в рабочей учебной программе. С ними целесообразно ознакомиться при подготовке к контрольному тестированию.
Методические указания по подготовке доклада
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Для подготовки доклада по дисциплине студенту необходимо обратиться к преподавателю, который порекомендует тему доклада, либо предложить собственную тему доклада.
При подготовке студенту необходимо учитывать, что доклад - это вид научно-исследовательской работы, когда ставится проблема, приводятся разные точки зрения, а также вырабатывается аргументированный подход автора к ее решению. Доклад, как правило, составляет около 3 страниц машинописного текста, продолжительность выступления с докладом не превышает 10 минут.
Работа над докладом осуществляется в несколько этапов:
1) Подбор и изучение основных источников (рекомендуется использовать не менее 5 источников);
2) Систематизация материала, его обобщение;
3) Выработка структуры доклада (рекомендуется придерживаться следующей схемы: а) формулировка темы, ее актуальности; б) обозначение проблемных вопросов, основных подходов в науке и на практике к их решению; в) гипотеза; г) результаты, полученные автором, их обоснование; д) выводы).
4) Написание текста доклада,
5) Подготовка к публичному выступлению с докладом, к ответам на вопросы аудитории, подготовка раздаточного материала / презентации.
В среднем, подготовка доклада в зависимости от сложности выбранной темы и особенностей организации студентом своей самостоятельной работы составляет 3 часа.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату - точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Рефераты в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным критериям:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение источников, ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Структура реферата:
Введение.
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц - 1,2 страницы.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников.
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Методические указания по подготовке контрольной работы
Контрольная работа представляет собой самостоятельное, творческое изложение студентом конкретной проблемы (вопроса) по истории отечественного государства и права. Выполнение контрольной работы предполагает глубокое понимание сущности проблемы, четкое и логичное изложение ее с использованием научной, периодической и справочной литературы. Особое внимание обращается на изучение первоисточников.
Контрольная работа должна носить аналитический, а не описательный характер. На основе изучения учебной и научной литературы, освещающей вопросы избранной темы, необходимо самостоятельно изложить эти вопросы так, чтобы контрольная работа давала достаточно полное и цельное представление о содержании выбранной темы.
При написании контрольной работы необходимо использовать различный фактический материал (правовые акты), уметь самостоятельно и правильно, используя юридическую терминологию, формулировать свои взгляды по тем или иным дискуссионным проблемам темы.
В контрольной работе должны найти отражение различные научные подходы к решению тех или иных проблем, существующих в современной юридической науке по избранной теме.
Рекомендуемый объем контрольной работы не более 20 - 25 страниц.
Контрольная работа должна включать: титульный лист; содержание; основную часть; список использованной литературы.
Содержание должно включать все заголовки разделов (вопросов темы) с указанием страниц, на которых начинается материал разделов. Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа. Сокращения слов в тексте, как правило, не допускается, за исключением общепринятых.
Нумерация страниц контрольной работы должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу листа. На титульном листе номер не ставится.
Из основной части текста должно быть видно, что студент действительно использовал всю ту литературу, список которой приведен в конце контрольной работы. Поэтому ко всем цитатам, фактическому и статистическому материалу должны даваться ссылки на той же страницы текста в виде сносок. Как правило, это делается в нижней части страницы с указанием источника.
В конце контрольной работы дается список использованной литературы в следующей последовательности:
а) нормативные документы;
б) в алфавитном порядке работы других авторов с указанием издательства, места и года издания, а для журнала также и номера.
При выполнении контрольной работы студенту следует помнить, что правильное оформление ее и наличие справочного аппарата свидетельствуют о культуре исполнения и влияют на оценку.
Контрольная работа должна быть защищена. Это завершающий этап, имеющие важное значение. Защита включает в себя выступление студента в течение 5-7 минут. В выступлении необходимо кратко показать значение избранной темы, рассказать об использованной литературе и о содержании работы. Студент должен проявить умение уложиться в отведенное ему время и ответить на вопросы преподавателя по теме работы и связанным с нею проблемам.
Методические указания по подготовке к зачетам (экзаменам)
Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам сле