Доктор юридических наук, доцент В.Ф. Лапшин

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

(Общая часть)

Планы семинарских и практических занятий

по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Квалификация (степень) выпускника «специалист»

Факультет: Институт подготовки государственных

и муниципальных служащих

Категория обучающихся: студенты

Курсы: 2-й (очная форма обучения)

3-й (заочная форма обучения)

Рязань

ББК 67.408р30

У26

Рецензенты:

Рахмаев Э.С., кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России);

Мельников М.Г., кандидат юридических наук, доцент (Рязанский областной суд).

У26 Захарова С.С., Никишин Д.Л.Уголовное право (Общая часть): Планы семинарских и практических занятий. – Рязань: Академия ФСИН России, 2017. – 41 с.   Планы семинарских и практических занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Уголовное право». Обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного права «___» августа 2017 г., протокол № __.

Начальник кафедры уголовного права

Доктор юридических наук, доцент В.Ф. Лапшин

 
  Доктор юридических наук, доцент В.Ф. Лапшин - student2.ru

Учебно-методическое издание

ЗАХАРОВА Светлана Сергеевна

НИКИШИН Дмитрий Леонидович

УГОЛОВНОЕ ПРАВО (оБЩАЯ ЧАСТЬ)

Планы семинарских и практических занятий

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать__.__.2017. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times.. Печ. л. 2,0. Тираж 50 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1
  ББК 67.408р30 © Захарова С.С., Никишин Д.Л., 2017 © Академия ФСИН России, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цельюосвоения учебной дисциплины «Уголовное право (Общая часть)» является формирование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения обучающимися профессиональных обязанностей и овладение ими теоретическими знаниями и практическими навыками в области Общей части уголовного права, а также ознакомление с приоритетными направлениями уголовной политики.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, стоящих перед семинарами, а именно, контроль знаний обучающихся, полученных в ходе лекций и самостоятельной работы, а также их углубление и восполнение имеющихся пробелов. Подготовка вопросов, выносимых на семинарские занятия, предполагает изучение не только конспектов лекций, но нормативных и официальных документов, а также той литературы, которая рекомендована в планах семинарских и практических занятий. В ходе семинара студенты должны научиться овладению и обобщению теоретических положений Общей части уголовного права, изучить его основные институты.

Практические занятия служат для овладения студентами навыками в применении норм уголовного права. Занятия осуществляются в форме решения той или иной ситуации, предлагаемой преподавателем. При ответе студент должен дать юридическую оценку ситуации, обосновать свое решение не только ссылкой на то или иное теоретическое положение или норму закона, но и на судебную практику.

Основными задачами являются:

изложение и привитие обучающимся теоретических знаний о принципах, категориях и положениях уголовного права и уголовного закона РФ;

обучение их правильному ориентированию в положениях уголовного законодательства РФ;

развитие способностей анализировать уголовное законодательство и практику его применения;

обеспечение соблюдения требований уголовного закона в профессиональной деятельности;

формирование у обучающихся уважительного отношения к уголовному закону как незыблемому средству защиты прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств;

воспитание интеллектуально развитого, коммуникабельного сотрудника.

Требования к уровню освоения программы.По итогам курса обучающийся должен:

Знать: принципы, категории и положения науки уголовного права, основные направления и содержание уголовной политики РФ; систему уголовного права и содержание уголовного закона РФ; сущность, содержание и особенности институтов и понятий Общей части уголовного права действующего законодательства; механизм и средства уголовно-правового регулирования; опыт зарубежного уголовного законодательства и историю развития уголовно-правовой мысли, касающейся институтов Общей части.

Уметь:правильно ориентироваться в положениях Общей части уголовного законодательства в связи с дополнениями и изменениями Уголовного кодекса Российской Федерации, толковать и применять нормы Общей части уголовного права; связывать положения Общей части уголовного права с требованиями, предъявляемыми к уголовно-исполнительной системе Российской Федерации; оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями, регламентированными в Общей части УК РФ; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с точки зрения уголовного закона; изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Владеть:методами научного анализа уголовного закона, взаимосвязи составляющих его норм и институтов; навыками работы с уголовным законодательством; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения уголовного законодательства; навыками анализа норм, регулирующих уголовные правоотношения.

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрен зачет, защита курсовой работы, сдача экзамена; для заочной формы обучения защита курсовой работы, зачет.

Учебно-тематический план

очная форма обучения

№ п/ п темы Наименование разделов и тем Всего часов по рабо- чему учебному плану Количество часов занятий по видам   Сам. работа
Всего аудиторных часов Лекций Семи- нарских Практи- ческих Др. виды занятий
  3 семестр              
Понятие, система, задачи и принципы уголовного права Российской Федерации - - -
Уголовный закон -
Преступление: понятие, признаки, классификация. Состав преступления -
Объект преступления -
Объективная сторона преступления -
Субъект преступления - -
Субъективная сторона преступления -
  Итого в 3 семестре -
  4 семестр              
Стадии совершения умышленного преступления -
Соучастие в преступлении -
Множественность преступлений -
Обстоятельства, исключающие преступность деяния -
Уголовное наказание: понятие, цели, система и виды -
Назначение наказания - -
Освобождение от уголовной ответственности и наказания -
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних -
Иные меры уголовно-правового характера -
  Итого в 4 семестре -
  Всего по курсу -

План

1. Понятие уголовного права, его предмет и метод.

2. Система уголовного права.

3. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Понятие, система принципов Уголовного кодекса Российской Федерации и ее значение.

5. Виды принципов и их отражение в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить историческую обусловленность уголовного права, обратить внимание на то, что термин «уголовное право» используется в четырех значениях – как отрасль права, законодательства, науки и как учебная дисциплина, – которые необходимо раскрыть. Следует уяснить, что является предметом уголовного права, какие группы общественных отношений в него входят, в чем их специфика, какие методы им соответствуют.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на понятии системы уголовного права и ее структурных составляющих – Общей и Особенной частей, раскрыть их соотношение, взаимосвязь и взаимозависимость.

При подготовке третьего вопроса необходимо обратить внимание на законодательную регламентацию задач в УК РФ, а также уяснить, какие еще задачи выделяют в науке уголовного права, каким образом они реализуются.

При подготовке четвертого вопроса следует уяснить понятие принципов уголовного права, дать характеристику их системы, обратив внимание на то, какие принципы относятся к общеправовым, а какие к отраслевым, присущим только уголовному праву, а также раскрыть значение законодательной регламентации принципов в УК РФ 1996 г.

При подготовке пятого вопроса необходимо остановиться на характеристике каждого из регламентированных законодателем принципов, а также изучить и другие принципы, существующие в науке уголовного права – принцип неотвратимости уголовной ответственности, личной персональной ответственности, индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания, экономии уголовной репрессии и др.

Темы рефератов

1. Соотношение уголовного права с другими отраслями права и науки.

2. Наука уголовного права: понятие, задачи и методы.

3. Задачи уголовного права и их соотношение с задачами УК РФ.

4. Принципы уголовного права и их соотношение с принципами УК РФ.

Тема 2. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями об уголовном законе, его признаках, нормах уголовного права, их видах и структуре.

Семинарское занятие - 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Понятие и значение уголовного закона, его особенности.

2. Уголовно-правовые нормы: понятие и виды.

3. Структура уголовно-правовых норм.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие уголовного закона и обратить внимание на соотношение понятий «уголовный закон», «уголовный кодекс» и «уголовное законодательство». Также необходимо раскрыть признаки уголовного закона и его уголовно-правовое значение для деятельности правоохранительных органов.

При подготовке второго вопроса необходимо остановиться на определении уголовно-правовой нормы, ее соотношении со статьей уголовного кодекса, раскрыть классификации видов уголовно-правовых норм и их особенности.

При подготовке третьего вопроса особое внимание необходимо обратить на то, что уголовно-правовая норма, как любая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, и остановиться на специфике гипотезы уголовно-правовой нормы и особенностях ее изложения в уголовном законе. Также следует изучить диспозицию и ее виды, санкцию и ее виды, специфику их закрепления в статьях уголовного закона.

Темы рефератов

1. Источники уголовного закона.

2. Уголовный закон и уголовное законодательство.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с особенностями реализации принципов действия уголовного закона во времени и пространстве, особенностями толкования уголовного закона и его видами.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.

2. Действие уголовного закона в пространстве.

3. Толкование уголовного закона и его виды.

4. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающемуся необходимо уяснить моменты вступления уголовного закона в силу и утраты им юридической силы. Также следует обратить внимание на то, что признается временем совершения преступления согласно законодательного определения и позиций, существующих в теории уголовного права. Особое внимание следует уделить принципам действия уголовного закона во времени: перспективному, ультраактивному и ретроспективному (обратная сила уголовного закона) – уяснить их содержание и специфику применения.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на определении и принципах действия уголовного закона в пространстве: территориальном, гражданства, универсальном и реальном, уяснить их особенности и специфику реализации согласно законодательной регламентации.

При подготовке третьего вопроса обучающемуся необходимо уяснить определение толкования уголовного закона, его классификацию и виды и уметь их применять для уяснения и разъяснения смысла уголовно-правовой нормы.

Темы рефератов

1. Экстерриториальные принципы действия уголовного закона в пространстве.

2. Выдача лиц, совершивших преступление.

План

1. Понятие и признаки преступления.

2. Классификация преступлений и ее уголовно-правовое значение.

3. Отличие преступления от иных видов правонарушений (административного правонарушения, гражданско-правового деликта и дисциплинарного проступка).

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающемуся следует остановиться на историческом аспекте происхождения термина «преступление», соотнести законодательные формулировки преступления по УК РФ и уголовному законодательству зарубежных стран. Особое внимание обучаемый должен уделить уяснению законодательного определения понятия преступления (ч.1 ст.14 УК РФ) и его признаков: деяние, общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость, уметь их раскрыть.

При подготовке второго вопроса необходимо остановиться на определении классификации преступлений, раскрыть основные виды такой классификации по объекту, формам вины, способам совершения и др. и подробно остановиться на законодательной классификации преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния (ст.15 УК РФ) с учетом внесенных законодателем изменений.

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание на критерии отграничения преступления от иных правонарушений: по характеру и степени общественной опасности, правовым последствиям, наступающим за их совершение и др.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с определением преступления, а также категорий преступлений. Кроме того, видов составов преступлений.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Понятие и значение состава преступления.

2. Виды составов преступлений.

3. Признаки состава преступления.

4. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающийся должен четко уяснить понятие состава преступления, его соотношение с преступлением, уголовно-правовое значение состава преступления.

При подготовке второго вопроса необходимо обратить внимание на различные классификации составов преступлений в зависимости от общественной опасности (простой, квалифицированный, привилегированный), конструкции объективной стороны (материальный, формальный, усеченный) и др.

При подготовке третьего вопроса необходимо рассмотреть элементы состава преступления: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, а также обязательные и факультативные признаки состава преступления, относящиеся к каждому из элементов.

Темы рефератов

1. Понятие и признаки преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

2. Виды классификаций преступления и их уголовно-правовое значение.

3. Соотношение категорий «преступление» и «состав преступления».

4. Обязательные и факультативные признаки состава преступления.

Тема 4. ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями об объекте, его видах, предмете преступления и потерпевшем от преступления и их уголовно-правовом значении.

Семинарское занятие - 2 часа

Практическое занятие - 2 часа

План

1. Объективные признаки преступления: объект и объективная сторона преступления.

2. Понятие и значение объекта преступления.

3. Виды объектов преступления. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть содержание объективных признаков преступления и их соотношение между собой.

При подготовке второго вопроса обучающийся должен остановиться на различных точках зрения относительно объекта преступления, существующих в теории уголовного права, уяснить законодательный перечень объектов преступления (ч.1 ст.2 УК РФ) и уголовно-правовое значение объекта преступления.

При подготовке третьего вопроса необходимо остановиться на классификации объектов преступления по вертикали – общий, родовой, видовой и непосредственный, по горизонтали – основной, дополнительный и факультативный, уметь их раскрыть применительно к конкретным составам преступлений.

Темы рефератов

1. Соотношение предмета преступления с объектом преступления.

2. Объект преступления и потерпевший от преступления.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с определением объекта преступления, его предмета и потерпевшего от преступления.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Предмет преступления и его соотношение с объектом преступления. Значение предмета преступления для квалификации деяний.

2. Потерпевший от преступления и его уголовно-правовое значение.

3. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на соотношение понятий «объект преступления» и «предмет преступления», уяснить уголовно-правовое значение предмета преступления для правильной квалификации содеянного на соотношение понятий «объект преступления» и «предмет преступления».

При подготовке второго вопроса необходимо уяснить уголовно-правовое значение потерпевшего от преступления для правильной квалификации содеянного.

Решить задачи по теме.

План

1. Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение.

2. Понятие и свойства общественно опасного деяния (действия или бездействия) как признака объективной стороны преступления.

3. Понятие общественно опасного последствия, его виды и значение.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающийся особое внимание должен обратить на понятие объективной стороны преступления, ее соотношение с объективной стороной состава преступления, признаках объективной стороны и ее уголовно-правовом значении.

При подготовке второго вопроса следует уяснить понятие общественно опасного деяния как обязательного признака объективной стороны любого преступления, его признаки, а также особое внимание уделить таким формам деяния как действие и бездействие, знать их признаки, особенности и уголовно-правовое значение.

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание на понятие общественно опасного последствия, уяснить его виды и специфику их определения, а также уголовно-правовое значение.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с особенностями установления общественно опасных последствий, их видов, причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием, ее видами и спецификой факультативных признаков объективной стороны преступления.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием.

2. Место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления как факультативные признаки объективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение.

3. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающийся должен уделить особое внимание понятию причинной связи, знать основные теории причинности, существующие в науке уголовного права, отличать причину от условия, необходимую причинную связь от случайной, уметь раскрыть виды причинной связи.

При подготовке второго вопроса необходимо уяснить понятие каждого из факультативных признаков объективной стороны преступления и их влияние на квалификацию преступления и назначение наказания.

Решить задачи по теме.

Темы рефератов

1. Теории причинности в уголовном праве.

2. Способ совершения преступления и его влияние на квалификацию содеянного.

План

1. Понятие субъекта преступления и его признаки.

2. Возраст как обязательный признак субъекта преступления.

3. Вменяемость как обязательный признак субъекта преступления. Понятие и критерии состояния невменяемости, исключающего уголовную ответственность.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающийся особое внимание должен уделить уяснению понятия субъекта преступления, законодательному закреплению признаков субъекта преступления, соотношению категорий «субъект преступления» и «личность преступника», а также уголовно-правовому значению данного элемента состава преступления.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на различных подходах в определении возраста субъекта, уяснить общий возраст уголовной ответственности и возраст уголовной ответственности за отдельные наиболее опасные преступления (ч.2 ст.20 УК РФ), уделить внимание проблемам установления возраста лица в зависимости от наличия или отсутствия документов, удостоверяющих его личность. Также необходимо обратить внимание на условия применения положения ч.3 ст.20 УК РФ, согласно которого несовершеннолетнее лицо, хотя и достигшее возраста уголовной ответственности, не подлежит ей.

При подготовке третьего вопроса обучающийся должен уяснить понятие и критерии вменяемости как одного из признаков субъекта преступления и особое внимание уделить законодательной регламентации понятия и критериев невменяемости, как состояния, исключающего уголовную ответственность.

Темы рефератов

1. Субъект преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

2. Невменяемость в уголовном праве.

3. Проблема уголовной ответственности юридических лиц.

4. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

5. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями, связанными с особенностями установления признаков субъекта преступления, их уголовно-правовом значении, а также практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков субъекта преступления.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Специальный субъект преступления: понятие и классификация его признаков.

2. Уголовно-правовое значение признаков специального субъекта преступления для правильной квалификации содеянного и назначения наказания.

3. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо остановиться на определении специального субъекта преступления, классификации его признаков.

При подготовке второго вопроса обучающимся следует уточнить уголовно-правовое значение признаков специального субъекта для правильной квалификации содеянного и назначения наказания.

Решить задачи по теме.

План

1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.

2. Вина как основной признак субъективной стороны преступления: сущность, содержание и формы.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающемуся следует обратить внимание на соотношение понятий «субъективная сторона преступления» и «субъективная сторона состава преступления», уяснить признаки субъективной стороны, специфику их установления и уголовно-правовое значение.

При подготовке второго вопроса следует уяснить определение вины как обязательного признака субъективной стороны, знать критерии деления вины на формы и виды, уголовно-правовое значение вины и ее форм.

При подготовке третьего вопроса особое внимание обучающийся должен уделить законодательному определению прямого и косвенного умысла, их интеллектуальных и волевых признаков, отличию данных видов умысла друг от друга, изучить другие виды умысла, выделяемые в теории и судебной практики: заранее обдуманный и внезапно возникший, в том числе аффектированный, конкретизированный и неконкретизированный и др.

При подготовке четвертого вопроса подробно следует остановиться на законодательной регламентации неосторожности и ее видов: легкомыслия и небрежности, уяснить их интеллектуальные и волевые признаки, отличие легкомыслия от косвенного умысла и от небрежности, отличие небрежности от легкомыслия и невиновного причинения вреда.

Темы рефератов

1. Влияние вины на квалификацию преступления.

2. Особенности уголовной ответственности за неосторожные преступления.

3. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.

4. Невиновное причинение вреда.

5. Понятие и виды юридической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

6. Понятие и виды фактической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

Цель практического занятия: Овладение обучающимися практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков субъективной стороны преступления.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Факультативные признаки субъективной стороны преступления.

2. Мотив и цель как факультативные признаки субъективной стороны преступления.

3. Эмоциональное состояние (аффект) как признак субъективной стороны преступления.

4. Невиновное причинение вреда.

5. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить содержание факультативных признаков субъективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение для квалификации деяния.

При подготовке второго вопроса обучающимся следует дать определение мотива преступления, его виды, уяснить, что представляет собой цель преступления.

При подготовке третьего вопроса необходимо уяснить, что такое эмоциональное состояние как аффект, понимать и уметь раскрыть их уголовно-правовое значение и влияние на квалификацию преступления и назначение наказания.

При подготовке четвертого вопроса следует рассмотреть понятие и содержание невиновного причинения вреда.

Решить задачи по теме.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Цели проведения семинарского занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о стадиях совершения умышленного преступления, их видах, отличиях друг от друга, их уголовно-правовом значении.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Понятие, виды и значение стадий совершения умышленного преступления.

2. Понятие и признаки приготовления к преступлению.

3. Понятие, признаки и виды покушения на преступление.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие стадий совершения умышленного преступления, особое внимание уделить их видам и уголовно-правовому значению выделения и правильного установления стадий преступления для правильной квалификации содеянного и назначения справедливого наказания.

При подготовке второго вопроса обучающийся должен обратить особое внимание на изучение законодательного определения приготовления к преступлению, его признаков, отличия от добровольного отказа от преступления и покушения, специфики состава приготовления как разновидности неоконченной преступной деятельности и его наказуемости.

При подготовке третьего вопроса следует остановиться на законодательной регламентации покушения на преступления, его признаках и видах, специфики состава покушения, отличии от приготовления, оконченного преступления и добровольного отказа от преступления и уголовно-правового значения данной стадии преступления.

Цель практического занятия: овладение обучающимися практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков добровольного отказа от преступления, его отличиях от деятельного раскаяния.

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Понятие оконченного преступления. Зависимость момента окончания преступления от конструкции его состава.

2. Добровольный отказ от преступления, его признаки и отличие от деятельного раскаяния.

3. Решение задач.

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить законодательное понятие оконченного преступления, знать момент окончания в зависимости от конструкции состава преступления (материальный, формальный, усеченный).

При подготовке второго вопроса обучающимся особое внимание необходимо обратить на законодательную конструкцию добровольного отказа от преступления, уяснить его признаки, отличие от деятельного раскаяния.

Решить задачи по теме.

Темы рефератов

1. Стадии преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

2. Особенности добровольного отказа соучастников преступления.

План

1. Понятие и признаки соучастия в преступлении.

2. Формы и виды соучастия в преступлении: проблема критерия классификации (группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация)).

3. Группа лиц и группа лиц по предварительному сговору: понятие и признаки.

4. Организованная группа и преступное сообщество (преступная организация): понятие и отличия.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо обратить внимание на законодательное определение соучастия в преступлении, уяснить его признаки, отличие от прикосновенности к преступлению и остановиться на уголовно-правовом значении данного института.

При подготовке второго вопроса следует уяснить понятие форм и видов соучастия, соотношение их друг с другом, а также критерии их классификации и отграничения друг от друга, обратить внимание на их уголовно-правовое значение.

При подготовке третьего и четвертого вопроса обучающийся должен остановить свое внимание на законодательном определении группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), уяснить их признаки, знать их отличие друг от друга, уголовно-правовое значение данных форм соучастия.

План

1. Виды соучастников преступления: основание их ответственности и порядок квалификации действий.

2. Понятие исполнителя в уголовном праве.

3. Организатор как вид соучастника: понятие и признаки.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на существующие в науке уголовного права теории соучастия (акцессорная и самостоятельная) и ответственности соучастников, уяснить основание уголовной ответственности соучастников преступления по действующему уголовному законодательству, остановиться на специфике квалификации их действий.

При подготовке второго вопроса необходимо изучить законодательное определение исполнителя преступления, его виды и уголовно-правовое значение для правильной квалификации содеянного и назначения наказания.

При подготовке третьего вопроса следует уяснить законодательную регламентацию понятия организатора преступления, знать формы организаторской деятельности, их отличие от подстрек

Наши рекомендации