Качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью

(например, линия или цифра) или состоящие только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида

(например, слово «молоко» для молочных продуктов, изображение яблока для яблок, но

возможно, например, для компьютеров);

- являющихся общепринятыми символами и терминами (например, ЗАО, ООО);

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество,

свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта

(например, «супер», «экстра»);

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или

главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых,

если они не занимают в нем доминирующего положения.

Иные основания для отказа в регистрации товарного знака. Так, в соответствии со

ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы в качестветоварных знаков

Обозначения, в отношении однородных товаров тождественные или сходные до степени

их смешения с:

- товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в

Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской

Федерации, имеющими более ранний приоритет;

- товарными знаками других лиц, признанными в установленном законом порядке

общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками.

Не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до

степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в

соответствии с Законом о товарных знаках, за исключением случаев, если эти обозначения

включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц,

имеющих право пользования такими наименованиями.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения,

тождественные:

- охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в

отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на

которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета

регистрируемого товарного знака;

- названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения

науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения,

произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или

его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета

регистрируемого товарного знака;

- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и

факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его

наследника.

При регистрации словесных товарных знаков охраняются не только сами слова, но и

их шрифтовое решение.

Отличия товарного знака от фирменного наименования

Товарные

знаки,

как

и

фирменные

наименования,

являются

средствами

индивидуализации предпринимателей. Общим для этих объектов интеллектуальной

собственности является то, что они могут и не представлять результата творческой

деятельности человека, но на них распространяется режим исключительных прав в силу

регистрации (специальной - для товарных знаков или нет - для фирменных наименований).

Отличия товарного знака от фирменного наименования состоят в следующем:

1) Различный способ выражения. Фирменное наименование всегда имеет только

словесное обозначение, товарный знак может иметь и другие виды обозначений

(художественное, музыкальное и т.д.);

2) Разный порядок возникновения исключительных прав. Права на фирменные

наименования возникают при регистрации юридического лица, а права на товарный знак при

специальной регистрации в Патентном ведомстве;

3) Субъектами права на регистрацию фирменного наименования могут быть только

коммерческие организации, субъектами прав на товарный знак могут выступать любые

юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;

4) Различный срок охраны. Правовая охрана товарных знаков в отличие от фирменных

наименований носит срочный характер;

5) Разный порядок передачи по договору и др.

Виды товарных знаков

Товарные знаки делятся на:

- словесные,

- изобразительные,

- объемные,

- звуковые,

- световые,

- комбинированные и другие.

Товарные знаки могу бытьиндивидуальными иколлективными.

Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-

предпринимателя или юридического лица.

Коллективный товарный знак - это товарный знак, который в соответствии с

международным договором Российской Федерации может быть зарегистрирован в

отношении объединения лиц, производящих и (или) реализующих товары, обладающие

едиными качественными и иными общими характеристиками.

Коллективный

товарный

знак

используется

для

маркировки

товаров,

разрабатываемых,

изготавливаемых

или

реализуемых

несколькими

предприятиями,



экономически связанными между собой, объединившимися для совместного использования

этого знака. Лица, входящие в состав объединения, являются равноправными партнерами в

отношении использования коллективного товарного знака.

Наши рекомендации