Капитальное строительство и договор строительного подряда

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором

срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные

строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для

выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК).

Регулированию указанных подрядных отношений посвящен _ 3 гл. 37 ГК

«Строительный подряд». Общие положения о подряде, содержащиеся в _ 1 этой главы,

применяются, если иное не установлено предусмотренными в ГК правилами о строительном

подряде.

Нормы, регулирующие отношения по строительному подряду, содержатся во многих

других нормативных правовых актах. Таковы, например:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г.;

- Закон РФ от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации» (в дальнейшем - Закон об инвестиционной деятельности);

- Закон РФ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской

Федерации;

- Федеральный закон от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки

товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;

- Основные положения порядка заключения и исполнения государственных

контрактов

(договоров

подряда)

на

строительство

объектов

для

федеральных

государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные Советом Министров -

Правительством РФ 14 августа 1993 г. Нормы, регулирующие отношения по строительному

подряду, на отношения по бытовому подряду (по общему правилу) не распространяются. Но

в

случаях,

когда

по

договору строительного

подряда

выполняются

работы

для

удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина, к такому договору

применяются правила _ 2 гл. 37 ГК «Бытовой подряд» (п. 3 ст. 740 ГК).

Принятые в процессе перехода к рыночной экономике законодательные и иные акты

об инвестиционной деятельности коренным образом изменили характер взаимоотношений

сторон договора подряда на капитальное строительство (строительного подряда). Если ранее

этот договор практически был техническим оформлением данных им вышестоящими

органами плановых заданий, то теперь заключение договора строительного подряда, выбор

партнера (контрагента), определение обязательств, любых других условий взаимоотношений

по договору, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией

сторон договора, причем вмешательство государственных органов и должностных лиц,

выходящее за пределы их компетенции, в осуществлении договорных отношений не

допускается (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). В результате договор

строительного

подряда

стал

основным

правовым

документом,

регулирующим

взаимоотношения сторон (наряду с действующим законодательством). В этих условиях для

качественной

подготовки

договоров

сторонам

взамен

нормативных актов,

жестко

регулировавших их взаимоотношения, необходимы акты рекомендательного характера.

Такими актами являются, например, принятые Минстроем России 10 июня 1992 г.

Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации и

9 июля 1993 г. Временное положение по приемке законченных строительством объектов.

Стороны договора строительного подряда называются заказчик и подрядчик.

Законом об инвестиционной деятельности значительно расширен круг возможных

участников данного договора. Если ранее устанавливалось, что его сторонами могут быть

только организации (см. ст. 368 ГК РСФСР 1964 г.), то в настоящее время ими могут быть и

граждане-предприниматели.

В

качестве

заказчиков

могут

выступать

инвесторы,

вкладывающие средства в капитальное строительство, а также физические и юридические

лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных программ по

строительству.

Подрядчиками

могут

быть

строительные,

строительно-монтажные,

проектно-

строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а

также граждане-предприниматели. Для выполнения соответствующих видов работ они

должны иметь лицензию на право осуществления своей деятельности (п. 2 ст. 6 Закона об

инвестиционной деятельности).

Наши рекомендации