Ответственность за разглашение государственной тайны.
1.Государственная тайна защищает на основе Закона РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне». Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, а систему защиты государственной тайны - как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:
• чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их
официальных прогнозах и последствиях;
• состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам и организациям;
• факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;
• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
• состояние здоровья высших должностных лиц РФ;
• фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд (ст. 7 Закона).
2. В соответствии со ст. 20 Закона к органам защиты государственной тайны
относятся:
• межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
• органы государственной власти и их территориальные органы;
• организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти но защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.
Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которой определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.
3. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
• принятия на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
• согласие на частные или временные ограничения их прав;
• письменное согласие па проведение в отношении них полномочными
органами проверочных мероприятий;
• ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
• принятие решения руководителем органа государственной власти или
организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).
В соответствии со ст. 22 Закона основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
• признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным
или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные
и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
• наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;
• постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за
границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
• выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
• уклонение лица от проверочных мероприятий и ( или) сообщение им
заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
• расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
• однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
• возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в
допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).
4. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК: 275 («Государственная измена»), 276 («Шпионаж»), 283 («Разглашение государственной тайны»), 284 («Утрата документов, содержащих государственную тайну»).
Па основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного закона, Президент РФ утверждает подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями
по их распоряжению3. Данный перечень периодически и по мере надобности пересматривается в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.
Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы -законности, обоснованности и своевременности.
Вопросы по теме:
1. Что такое государственная тайна?
2. Какие сведенья не подлежат отнесению к государственной тайне?
3. Как осуществляется допуск к государственной тайне.