Ответственность за разглашение государственной тайны.

1.Государственная тайна защищает на основе Закона РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне». Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности РФ, а систему защиты государственной тайны - как совокупность орга­нов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защи­ты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также ме­роприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведе­ния о:

• чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угро­жающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их
официальных прогнозах и последствиях;

• состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам и организациям;

• факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

• состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

• фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинар­ную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать та­кие решения в суд (ст. 7 Закона).

2. В соответствии со ст. 20 Закона к органам защиты государственной тайны
относятся:

• межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

• органы государственной власти и их территориальные органы;

• организации и их структурные подразделения по защите государст­венной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государствен­ной власти но защите государственной тайны в интересах разработки и выполне­ния государственных программ, нормативных и методических документов, обес­печивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомст­венной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту све­дений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государст­венной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются струк­турные подразделения по защите государственной тайны, функции которой опре­деляются указанными руководителями в соответствии с нормативными докумен­тами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

3. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

• принятия на себя обязательств перед государством по нераспростра­нению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

• согласие на частные или временные ограничения их прав;

• письменное согласие па проведение в отношении них полномочными
органами проверочных мероприятий;

• ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тай­не, предусматривающими ответственность за его нарушение;

• принятие решения руководителем органа государственной власти или
организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государ­ственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона основаниями для отказа должностному ли­цу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

• признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным
или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные
и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

• наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, ут­верждаемому Министерством здравоохранения РФ;

• постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за
границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

• выявление в результате проверочных мероприятий действий оформ­ляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

• уклонение лица от проверочных мероприятий и ( или) сообщение им
заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к госу­дарственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, пред­приятия, учреждения или организации в случаях:

• расторжения с ним трудового договора в связи с проведением органи­зационных и (или) штатных мероприятий;

• однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обя­зательств, связанных с защитой государственной тайны;

• возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в
допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должност­ное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению све­дений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о пре­кращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора может быть обжало­вано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

4. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны уста­новлена несколькими статьями УК: 275 («Государственная измена»), 276 («Шпионаж»), 283 («Разглашение государственной тайны»), 284 («Утрата доку­ментов, содержащих государственную тайну»).

Па основе базового перечня сведений, составляющих государственную тай­ну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и в соответ­ствии с п. 2 ст. 4 названного закона, Президент РФ утверждает подробный пере­чень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собствен­но сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями

по их распоряжению3. Данный перечень периодически и по мере надобности пе­ресматривается в соответствии с принципами отнесения сведений к государст­венной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ «О госу­дарственной тайне». К ним отнесены принципы -законности, обоснованности и своевременности.

Вопросы по теме:

1. Что такое государственная тайна?

2. Какие сведенья не подлежат отнесению к государственной тайне?

3. Как осуществляется допуск к государственной тайне.

Наши рекомендации