Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

Объективная сторона преступления предполагает:

  • противоправное придание огласке сведений, составляющих государственную тайну, путем действия или бездействия;
  • наступление определенных последствий – они стали достоянием других лиц;
  • причинную связь между указанными действиями и последствиями.

Другие лица – это те, которые не допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущены, но к иным сведениям.

Способы разглашения могут быть различными: устный (выступление, разговор), письменный (опубликование в печати, указание в письме), демонстративный (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), нарушение порядка хранения и пользования такими сведениями (оставление документов в местах, доступных для ознакомления другими лицами, утрата документов).

Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием другого лица, т. е. с наступлением последствий.

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел.

Субъект преступления – специальный:

  • лица, имеющие допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • лица, указанные сведения которым стали известны в силу должностных обязанностей по службе или работе.

Квалифицированный состав преступления – разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкие последствия – оценочное понятие, устанавливаемое в зависимости от обстоятельств содеянного преступления, в частности от наличия использования этих сведений и его адресата, значимости причиненного фактического ущерба и т. д.

Преступления против конституционного строя и безопасности государства

Преступления против конституционного строя и безопасности государства – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 29 Уголовного кодекса РФ, причиняющие существенный вред основам конституционного устройства РФ и безопасности государства.

Виды преступлений против конституционного строя и безопасности государства:

  • преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (ст. 275, 276 Уголовного кодекса РФ);
  • преступления, посягающие на внутреннюю безопасность РФ (ст. 277–280, 282, 282-1, 282-2 Уголовного кодекса РФ);
  • преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность страны (ст. 281, 283, 284 Уголовного кодекса РФ).

Видовой объект – конституционный строй и безопасность государства.

Конституционный строй – исходные принципы организации власти, экономических отношений, политической системы общества.

Безопасность государства – состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности РФ.

Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действий. Ряд преступлений – путем как действия, так и бездействия: ст. 183, 184 Уголовного кодекса РФ. Большинство составов по конструкции формальные, ст. 184 Уголовного кодекса РФ – материальный состав, а формально-материальные – ст. 277 Уголовного кодекса РФ.

Субъективная сторона большинства составов характеризуется прямым умыслом, ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ – как с прямым, так и с косвенным умыслом, ст. 284 Уголовного кодекса РФ совершается по неосторожности. Статья 283 может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности.

Мотивы:

  • месть за деятельность (ст. 277 Уголовного кодекса РФ);
  • мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ);
  • мотив ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ).

Цели:

  • в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (ст. 276 Уголовного кодекса РФ);
  • в целях прекращения государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ);
  • в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ (ст. 279 Уголовного кодекса РФ);
  • в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 Уголовного кодекса РФ);
  • в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремисткой направленности (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ).

Субъект в большинстве составов общий.

Специальные субъекты:

  • гражданин РФ (ст. 275 Уголовного кодекса РФ);
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 276 Уголовного кодекса РФ);
  • лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 Уголовного кодекса РФ);
  • лицо, имеющее доступ к государственной тайне (ст. 284 Уголовного кодекса РФ).

Понятие, общий юридический анализ и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие и виды должностного лица.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 30 Уголовного кодекса РФ, причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную и законную деятельность органов власти.

Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  • преступления, совершенные в пределах служебных полномочий (ст. 285, 287, 293 Уголовного кодекса РФ);
  • преступления, совершенные с превышением полномочий (ст. 286, 288, 289, 292 Уголовного кодекса РФ);
  • преступления, подрывающие государственную службу (ст. 285-1, 285-2, 290, 291 Уголовного кодекса РФ).

Видовой объект – нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Органы государственной власти — все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действий. Ряд преступлений путем бездействия: ст. 287, 293 Уголовного кодекса РФ, а ст. 285 Уголовного кодекса РФ – как действием, так и бездействием. Большинство составов по конструкции – материальные, некоторые – формальные.

Субъективная сторона большинства составов характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел: ст. 287, 288, 289, 290, 291, 292 Уголовного кодекса РФ, а ст. 285, 285-1, 285-2, 286 Уголовного кодекса РФ совершаются как с прямым, так и с косвенным умыслом). Ст. 293 Уголовного кодекса РФ характеризуется неосторожной формой вины.

Мотивы:

  • корыстный мотив;
  • корыстная или иная личная заинтересованность.

Цели:

  • не соответствующие условиям получения бюджетных средств (ст. 285-1 Уголовного кодекса РФ);
  • не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов (ст. 285-2 Уголовного кодекса РФ).

Субъект в большинстве составов специальный, общий – ст. 291 Уголовного кодекса РФ.

Специальные субъекты:

  • должностное лицо;
  • государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (ст. 288 Уголовного кодекса РФ);
  • должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления.

Субъекты должностных преступлений:

  • должностные лица;
  • лица, занимающие государственные должности РФ;
  • лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;
  • государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях.

Представители власти – работники государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования либо принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности и принадлежности (сотрудники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и т. п.).

Организационно-распорядительные функции – функции, связанные с руководством коллективом, работой, служебной или производственной деятельностью (руководители коллективов, начальники цехов, прорабы, бригадиры).

Административно-хозяйственные функции – функции, связанные с управлением или распоряжением государственным имуществом (начальники планово-хозяйственных, финансовых отделов, главные бухгалтеры).

Специальное полномочие – осуществляемое на правовой основе (закон, приказ, положение) кратковременное выполнение должностных функций (народные или присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры).

Государственные должности РФ – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр и т. д.).

Государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов РФ (президент, губернатор, депутат субъекта и т. д.).

Наши рекомендации