Порядок внесения поправок в конституцию и ее пересмотр.
Компетенция органов государственной власти о внесении предложений о поправках.
1.Конституционное право является самостоятельной отраслью права Российской Федерации. Но данная отрасль имеет существенное отличие от остальных отраслей права. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Конституционное право формулирует лишь основные принципы, базовые правила поведения, которые ложатся в основу норм, детализированных в различных отраслях права.
Различные сферы общественной жизни урегулированы конституционным правом по - разному. В одних сферах жизни общества нормы данной отрасли права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Дальнейшая регламентация этих отношений осуществляется гражданским, финансовым, предпринимательским и другими отраслями права. В других сферах общественной жизни предметом конституционного права охватывается более широкий комплекс общественных отношений. Это отношения, которые связаны с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, с территориальным устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества.
Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Следовательно, отрасль конституционного права можно назвать ведущей, базовой отраслью для всех остальных отраслей законодательства Российской Федерации.
2. Конституционного строй это:
1. определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции;
2. форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся, прежде всего, фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят:
- демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления;
- правовое государство.
Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью.
3. Статус человека означает его положение в обществе, т.е. совокупность прав, свобод и обязанностей, которые на него распространяются в силу установления в законе.
Статья 2 Конституции РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. То есть конституция определяет приоритет интересов личности над интересами государственными.
Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2. Данная глава определяет основные права и свободы. Их можно разделить на:
- личные права и свободы (право на жизнь, личную неприкосновенность, за
щиту своей чести и доброго имени, свободу передвижения, определять и указывать национальную принадлежность и др.);
- гражданские права и свободы (право частной собственности, на труд, социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на
образование и др.);
- политические права и свободы (право участвовать в управлении делами государства, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия пикетирование и др.).
-
-
- Кроме прав и свобод в конституции закреплены также обязанности (платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество).
Указанные права, свободы и обязанности распространяются не только лиц имеющих гражданство РФ, т.е. граждан, по и любого лица, которое находился на территории РФ, будь то иностранный гражданин или лицо без гражданства.
4. Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на территории данного государства, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Если гражданин желает выйти из гражданства государства, то необходимо обратиться с ходатайством в соответствующие органы власти, которые принимают решение о прекращении отношений гражданства. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ лицо не может быть лишено гражданства, т. е. единственный способ потерять гражданство РФ - это желание самого гражданина.
Принципы института гражданства:
1) Гражданство РФ является единым.
2) Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).
3) Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер.
4) Гражданин РФ не может1 быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6
Конституции РФ).
5) Гражданин может иметь гражданство другого государства (двойное
гражданство).
6) Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом,
не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.
7) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).
5. Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле
ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией
РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.,
Федеративным договором от 3 1 марта 1992 г.
Федерация - объединение под покровительством единого государства более
мелких государств. Территории, входящие в федерацию, обладаю! суверенитетом. В данном случае суверенитет отличен от суверенитета федеративного. Федеральный суверенитет означает полную свободу государства на международной арене и внутри государства. Суверенитет же субъектов федерации ограничен государственным суверенитетом. Суверенитет государства является неотъемлемым атрибутом государственности, но не единственным. В совокупности все элементы порождают статус государства.
6.Наделение государства суверенитетом является основополагающим при определении конституционно-правового статуса Российской Федерации, т. е. государство обладает всей полнотой власти (законодательной, исполнительной, судебной) на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является се территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.
Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Не конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей се территории.
Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее Конституцией, Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РФ».
Конституционно-правовой статус РФ проявляется в наличии общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Систему судов РФ и органов прокуратуры.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого субъекта.
К элементам конституционно-правового статуса РФ относятся государственные символы. К ним относятся: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, - а также ее столица - город Москва.
7. Избирательное право можно рассматривать в узком и широком смыслах. Избирательное право в узком смысле означает право физического лица участвовать в выборах в качестве кандидата на должность (пассивное избирательное право) и непосредственно проголосовать за того или иного кандидата на должность (активное избирательное право). В широком смысле избирательное право - это
совокупность конституционно-правовых норм, законодательных актов органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления, определяющих порядок выборов всех уровней власти (федеральной, региональной, местной) в Российской Федерации.
Конституцией РФ и другими законодательными актами сформулированы основные принципы проведения выборов. К ним относятся следующие.
1) Всеобщность.
2) Равенство.
3) Выборы в Российской Федерации являются прямыми.
4) Тайна голосования.
5) Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
8. Под поправкой понимается любое изменение текста Конституции РФ, будь то дополнение или изменение, вносимое в основной закон. Существует иммунитет определенных глав (гл. 1,2 и 9 Конституции РФ), которые не могут быть изменены. Указанные главы могут быть лишь пересмотрены. Для этого необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В случае если необходимые голоса набраны, созывается Конституционное Собрание и решается вопрос о неизменности Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции РФ. Текст глав 3-8 может быть изменен.
Предложения о поправках могут вносить только определенные органы государственной власти и должностные лица (ст. 134 Конституции РФ). К ним относятся:
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ФКЗ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.