Порядок внесения поправок в конституцию и ее пересмотр.

Компетенция органов государственной власти о внесении предложе­ний о поправках.

1.Конституционное право является самостоятельной отраслью права Рос­сийской Федерации. Но данная отрасль имеет существенное отличие от осталь­ных отраслей права. Конституционное право регулирует отношения, складываю­щиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономиче­ской, социальной, духовной и пр. Конституционное право формулирует лишь ос­новные принципы, базовые правила поведения, которые ложатся в основу норм, детализированных в различных отраслях права.

Различные сферы общественной жизни урегулированы конституционным правом по - разному. В одних сферах жизни общества нормы данной отрасли пра­ва регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопреде­ляют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Дальнейшая регламентация этих отношений осуществляется гражданским, финансо­вым, предпринимательским и другими отраслями права. В других сферах общест­венной жизни предметом конституционного права охватывается более широкий комплекс общественных отношений. Это отношения, которые связаны с основ­ными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, с территори­альным устройством государства, организацией государственной власти, всей по­литической системы общества.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отноше­ния, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Следовательно, отрасль конституционного права можно назвать ведущей, базовой отраслью для всех остальных отраслей законодательства Российской Фе­дерации.

2. Конституционного строй это:

1. определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции;

2. форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся, прежде всего, фундаментальные принципы, которые присущи каждому конститу­ционному государству. В их число входят:

- демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разде­ления властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления;

- правовое государство.

Основу конституционного государства составляют и признание им челове­ка, его прав и свобод высшей ценностью.

3. Статус человека означает его положение в обществе, т.е. совокупность прав, свобод и обязанностей, которые на него распространяются в силу установ­ления в законе.

Статья 2 Конституции РФ рассматривает человека, его права и свободы в ка­честве высшей ценности. То есть конституция определяет приоритет интересов личности над интересами государственными.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных дейст­вий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных наруше­ний прав и свобод человека в повседневной жизни.

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2. Данная глава определяет основные права и свободы. Их можно разделить на:

- личные права и свободы (право на жизнь, личную неприкосновенность, за
щиту своей чести и доброго имени, свободу передвижения, определять и указы­вать национальную принадлежность и др.);

- гражданские права и свободы (право частной собственности, на труд, соци­альное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на
образование и др.);

- политические права и свободы (право участвовать в управлении делами го­сударства, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия пикетирование и др.).

-

-

- Кроме прав и свобод в конституции закреплены также обязанности (платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество).

Указанные права, свободы и обязанности распространяются не только лиц имеющих гражданство РФ, т.е. граждан, по и любого лица, которое находился на территории РФ, будь то иностранный гражданин или лицо без гражданства.

4. Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод чело­века.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на террито­рии данного государства, а вследствие существующих между лицом и государст­вом особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его граждани­ном, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характе­ре: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Если гражданин желает выйти из гражданства государ­ства, то необходимо обратиться с ходатайством в соответствующие органы вла­сти, которые принимают решение о прекращении отношений гражданства. В со­ответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ лицо не может быть лишено гражданства, т. е. единственный способ потерять гражданство РФ - это желание самого гражда­нина.

Принципы института гражданства:

1) Гражданство РФ является единым.

2) Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобре­тения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

3) Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер.

4) Гражданин РФ не может1 быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6
Конституции РФ).

5) Гражданин может иметь гражданство другого государства (двойное
гражданство).

6) Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его измене­ния при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом,
не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении граждан­ства другим супругом.

7) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покро­вительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

5. Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле
ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией
РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.,
Федеративным договором от 3 1 марта 1992 г.

Федерация - объединение под покровительством единого государства более

мелких государств. Территории, входящие в федерацию, обладаю! суверените­том. В данном случае суверенитет отличен от суверенитета федеративного. Феде­ральный суверенитет означает полную свободу государства на международной арене и внутри государства. Суверенитет же субъектов федерации ограничен го­сударственным суверенитетом. Суверенитет государства является неотъемлемым атрибутом государственности, но не единственным. В совокупности все элементы порождают статус государства.

6.Наделение государства суверенитетом является основополагающим при оп­ределении конституционно-правового статуса Российской Федерации, т. е. госу­дарство обладает всей полнотой власти (законодательной, исполнительной, су­дебной) на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является се территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей терри­тории. Не конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей се тер­ритории.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее Конституцией, Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РФ».

Конституционно-правовой статус РФ проявляется в наличии общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Прези­дента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законода­тельный орган РФ; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Систему судов РФ и органов прокуратуры.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой фе­деральной системы права, которая включает федеральные нормативные акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относит­ся ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каж­дого субъекта.

К элементам конституционно-правового статуса РФ относятся государствен­ные символы. К ним относятся: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государст­венный суверенитет РФ, - а также ее столица - город Москва.

7. Избирательное право можно рассматривать в узком и широком смыслах. Избирательное право в узком смысле означает право физического лица участво­вать в выборах в качестве кандидата на должность (пассивное избирательное пра­во) и непосредственно проголосовать за того или иного кандидата на должность (активное избирательное право). В широком смысле избирательное право - это

совокупность конституционно-правовых норм, законодательных актов органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления, определяющих порядок выборов всех уровней власти (федеральной, региональной, местной) в Российской Федерации.

Конституцией РФ и другими законодательными актами сформулированы ос­новные принципы проведения выборов. К ним относятся следующие.

1) Всеобщность.

2) Равенство.

3) Выборы в Российской Федерации являются прямыми.

4) Тайна голосования.

5) Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

8. Под поправкой понимается любое изменение текста Конституции РФ, будь то дополнение или изменение, вносимое в основной закон. Существует иммуни­тет определенных глав (гл. 1,2 и 9 Конституции РФ), которые не могут быть из­менены. Указанные главы могут быть лишь пересмотрены. Для этого необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы. В случае если необходимые голоса набраны, созывается Конституци­онное Собрание и решается вопрос о неизменности Конституции РФ, либо разра­батывается проект новой Конституции РФ. Текст глав 3-8 может быть изменен.

Предложения о поправках могут вносить только определенные органы госу­дарственной власти и должностные лица (ст. 134 Конституции РФ). К ним отно­сятся:

- Президент РФ;

- Совет Федерации;

- Государственная Дума;

- Правительство РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмот­ренном для принятия федерального конституционного закона (ФКЗ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Наши рекомендации