Компетенция органов местного самоуправления.

1. Президент РФ входит в систему федеральных органов государственной

власти. В соответствии с Конституцией статус Президента определяется следую­щим образом:

- Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80);

- Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав
и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80);

- Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ (ч. 2 ст. 80);

- Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);

- Президент РФ предоставляет Россию внутри страны и в международных
отношениях (ч. 4 ст. 80);

- Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правитель­ства Российской Федерации (п. б ст. 83);

- Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ (ч. 1 ст. 87);

- Президент РФ издаем указы и распоряжения ( ч. 1 ст. 90);

- и др.

Пост Президента РФ замещается посредством проведения выборов. Консти­туцией РФ установлен срок деятельности Президента РФ, он равен четырем го­дам. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд, но, пропустив хотя бы один срок, лицо вновь может участвовать в выбо­рах. Конституцией также установлен возрастной ценз, ценз оседлости и принад­лежность к гражданству РФ. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лег, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является пред­ставительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Консти­туции РФ).

Законодательная функция данного органа власти заключается в том, что он осуществляет законотворчество в РФ, т. е. издает законы. Конституцией РФ Фе­деральное Собрание РФ названо представительным органом власти в силу наде­ления его представительными функциями, т. е. данный орган власти представляет интересы населения.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Предсе­дателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, принимает федеральные законы.

Совет Федерации РФ обладает правом законодательной инициативы, рас­сматривает законы, принятые Государственной Думой, решает вопросы, связан­ные с деятельностью Президента РФ, вступлением и пребыванием в должности и др.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают не-

прикосновенностью в течение всего срока их полномочий.

3. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет система исполнительных органов, которую возглавляет Правительство Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, замести­тели Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Го­сударственной Думы. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и фе­деральных министров.

В пределах своей компетенции Правительство организует реализацию внут­ренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социаль­но-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует феде­ральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предос­тавленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных ор­ганов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - поста­новлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Постанов­ления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть от­менены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

4. Судебная власть в РФ является самостоятельной ветвью власти, которая
призвана осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных
социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым на­
рушением норм права.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ),

Суды в РФ можно классифицировать следующим образом.

- федеральные суды;

- суды субъектов федерации.

Правосудие непосредственно исполняется судьями, в связи с чем, законода­тельством определен круг полномочий и гарантий их деятельности. Финансиро­вание судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечи­вать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответ­ствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право уча­ствовать в отправлении правосудия. В соответствии с федеральным законодательством, в определенных законом случаях, судопроизводство осуществляется с уча­стием присяжных заседателей. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ, не имеющие специальных знаний в области права

5. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной
власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муни­ципальной собственностью. Государством создана возможность формирования муниципальных образований именно с учетом того, что должна быть предостав­лена возможность населению решать вопросы, касающиеся непосредственно их, т. е. местного значения. Следовательно, предоставлено право формировать мест­ные органы власти. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельскихпоселениях и на других территориях с уметом исторических и иных местных традиций (ст. 131 Конституции РФ). Государством предоставлено право формировать органы власти в рамках муниципального образования, но структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

6. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Передача переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, при­нятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление, допускается с учетом мнения населения соответствующей террито­рии.

Вопросы по теме:

1. Что является основами конституционного строя?

2. Каково государственное устройство РФ?

3. Каковы основные принципы избирательного права?
4 Какова структура органов власти и РФ?

5. В чем заключается статус Президента РФ?

6. В чем заключаются конституционные основы местного самоуправления в
РФ?

Библиографический список:

1. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов - 7-е изд изм и доп. Норма - Инфра-М. 2009.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации,
Под ред. В.В. Лазарева Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. - 880 с.

3. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. М., 2010 г, 309 с.

4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М., 2008. - 492с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник. - 2-е издание, пе­реработанное и дополненное. - М.: Норма, 2011 г., 724 с.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Юристъ. 2006 г, 344 с.

4. Чиркин B.F.. Конституционное право России. Практикум. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М: Юристь, 2004 г.

Тема 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Одной из профилирующих отраслей российского права является граждан­ское право. В гражданские правоотношения мы вступаем ежедневно. Для того чтобы добраться на учебу в автобусе, необходимо заключить гражданско-правовой договор перевозки пассажиров; купить в магазине продукты или иные товары - договор розничной купли-продажи. Каждый из нас является собствен­ником какого-либо имущества - правоотношения собственности также являются гражданско-правовыми.

В связи с этим гражданскому праву посвящены четыре лекции. К каждой лекции в качестве нормативного акта рекомендуется Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 ;'СЗ РФ, 26.02.1996, № 9, ст. 773; СЗ РФ, 18.08.1996, № 34, ст. 4036; СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3471; СЗ РФ, 23.04.2001, № 17. ст. 1644; СЗ РФ, 21.05.2001, № 21, ст. 2063; СЗ РФ 25.03.2002 № 12 ст. 1093; СЗ РФ 02.12.2002 № 48 ст. 4746; СЗ РФ 02.12.2002, № 48 ст. 4737; СЗ РФ 13.01.2003, N» 2 ст. 167.

Наши рекомендации