Недействительные сделки с пороками воли.
Сделки с пороками воли
Различают сделки, совершённые без внутренней воли, и сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно под влиянием обстоятельств, искажающих её.
Сделки, совершенные без внутренней воли — сделки, совершенные под влиянием насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителей одной из сторон с другой, а также лицом, не способным понимать значение своих действий и руководить ими.
Такие сделки признаются недействительными вследствие того, что воля самого лица на совершение сделки отсутствует, имеющее же место волеизъявление отражает не волю участника сделки, а волю какого-либо иного лица, оказывающего воздействие на участника сделки. За принуждение к совершению сделки или отказ от её совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, законом предусмотрена уголовная ответственность.
Сделки, совершаемые гражданами, неспособными понимать значение совершаемых ими действий или руководить ими, отличаются от сделок недееспособных граждан тем, что совершаются дееспособными лицами, однако вследствие заболевания, опьянения либо иного состояния психики эти лица не могут понимать, какую сделку они совершают.
Сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно под влиянием обстоятельств, искажающих ее, — сделки, совершённые под влиянием обмана или заблуждения, а также кабальные сделки.
Под обманом понимается умышленное введение в заблуждение стороны по сделке контрагентом либо выгодоприобретателем, если знание обманутой стороной истинных условий сделки не привело бы к ее заключению.
Заблуждение, в отличие от обмана, возникает не по вине контрагента, а по собственной неосмотрительности, самоуверенности, недоговоренности; оно также должно отвечать критериям существенности.
Кабальные сделки — сделки, совершенные вследствие стечения тяжелых обстоятельств и на крайне невыгодных условиях. В отличие от обмана, обстоятельства, влияющие на формирование воли, возникают независимо от другого участника сделки, однако он осознает их наличие и пользуется этим для заключения выгодной для себя, но крайне невыгодной для контрагента сделки. Сам потерпевший от такой сделки, как правило, осознает ее кабальный характер, но волею обстоятельств, в силу крайней нужды, он вынужден совершить эту сделку. Невыгодность проявляется в несоразмерности уплачиваемой цены и реальной стоимости сделки.
Мнимые и притворные сделки.
Мнимая сделка — это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создавать соответствующие её правовые последствия, ничтожна.
Мнимой называется сделка, которая совершается для вида, для создания у окружающих мнения, будто сделка совершена. Между тем в действительности участники мнимой сделки вовсе не собираются установить между собой юридические отношения, изменить их или прекратить. Например, стороны совершают сделку купли-продажи имущества, предварительно договорившись между собою, что она не должна создавать права и обязанности. Мнимая сделка во всех случаях совершается без намерения породить юридические последствия (ст. 170 ч. 1 ГК РФ).
Притворная сделка — это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна.
В отличие от мнимых притворные сделки содержат волеизъявление, направленное на достижение юридических последствий, но не тех, которые вытекают из этой сделки. Участники притворной сделки совершают ее с целью прикрыть другую сделку, которую они в действительности хотели совершить, но не желали показать. Притворная сделка во всех случаях признается недействительной. При установлении наличия притворной сделки применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду (ст. 170 ч. 1 ГК РФ).
Обычно притворная сделка совершается с целью прикрыть другую недействительную сделку. Например, таковой является сделка по продаже гражданином части ведомственной жилой площади организации , оформленная сделкой обмена жилой площади.
Следует иметь в виду, что прикрываемая сделка может быть действительной, соответствующей требованиям закона.