Тема 8. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти
Семинар 14 (2 часа)
План
1. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти (понятие, виды).
2. Правовые акты управления. Их юридическое значение.
3. Виды правовых актов управления.
4. Требования, предъявляемые к ним.
5. Административный договор.
6. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти: понятие, назначение, особенности.
7. Виды методов реализации исполнительной власти.
8. Административное принуждение. Сущность и виды мер.
Рекомендации по самостоятельному изучению темы:
Формы государственно-управленческой деятельности следует понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и те, которые не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий, совершаемых исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия.
Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществлённое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия.
Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определённое юридическое значение, их обобщённо можно обозначить в качестве административно - правовых форм.
Формы управленческой деятельности многообразны. Выбор тех или иных форм зависит от многих обстоятельств. На него оказывают влияние, например, следующие факторы: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер вызываемых данными
действиями последствий и т.п.
Метод управления фактически выражает различные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного органа (должностного лица), т.е. помогает получить ответ на вопрос — как они действуют. Однако при этом появляется возможность значительного расширения его понятийной характеристики. И широкая трактовка методов управления встречается довольно часто, причём без должных оснований.
Таким образом, следует различать:
а) методы управляющего воздействия; они всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления;
б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто внутри аппаратное значение;
в) методы совершения отдельных управленческих действий', это методы процедурного характера.
В первом вопросе необходимо дать понятие и виды административноправовых форм реализации исполнительной власти.
Во втором вопросе необходимо раскрыть юридическое содержание правовых актов управления.
По третьему вопросу необходимо выделить виды правовых актов управления.
По четвёртому вопросу нужно раскрыть основные требования, предъявляемые в правовым актам управления.
По пятому вопросу необходимо раскрыть содержание административного договора.
По шестому вопросу необходимо дать понятие, назначение и особенности административно-правовых методов реализации исполнительной власти.
По седьмому вопросу нужно раскрыть виды методов реализации исполнительной власти.
По восьмому вопросу необходимо раскрыть сущность и виды мер административного принуждения.
Изучить нормативные правовые акты:
1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1 - ФКЗ «О военном положении» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2002, № 5; ст. 375;
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2001, № 23, ст. 2277;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2002, № 1, ст. 1, 2.
4. Налоговый кодекс РФ (с изм. и доп.) // СЗ РФ: 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340;
5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1994, № 8, ст. 801;
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ, 2010, № 31, ст. 4179;
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп.) // РГ, № 25 от 08.02.2011, РГ, № 28, 10.02.2011;
8. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утв. указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2663;
9. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1997, № 33, ст.3895;
Кейс-стади (казусы) к практическому занятию:
Кейс 1. Гражданин Петров получил по почте постановление УГИБДД ГУВД по г. Москве о наложении на него административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение правонарушения по ч. 2 ст. 12.9. «Превышение установленной скорости движения». В постановлении было отмечено, что правонарушение было совершено 1 августа 2013 года, однако дата вынесения самого постановления была указана 1 декабря 2013 года. Гражданин Петров решил обжаловать данное постановление в Судебный участок мирового судьи №29 г. Москвы, так как посчитал, что был нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.
Вопросы и задания к кейсу:
Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.
Есть ли нарушения правовых норм Российской Федерации в условиях данной задачи? Укажите на них.
Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности?
Может ли гражданин Петров, исходя из условий задачи, обжаловать постановление УГИБДД ГУВД по г. Москве?
Дополнительное задание. Составьте проект жалобы в суд на постановление УГИБДД ГУВД по г. Москве.
Кейс 2. Практика нормотворческой деятельности органов исполнительной власти включает издание правовых актов в установленных формах, а также рекомендательных актов. Правовые последствия издания соответствующих актов также отличаются, а в ряде случаев являются ничтожными. Наиболее распространенными формами и видами актов управления, рекомендательных актов являются приказы, распоряжения, постановления, положения, правила, инструкции, порядки, наставления, уставы, указы, реестры, регламенты, письма, телеграммы, разъяснения и т.п. Однако лишь некоторые из названных форм могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти.
Вопросы и задания к кейсу:
Изложите содержание вопроса с указанием на его проблемный характер в целом и каждой его части;
Определите, кто выступает субъектом правотворческой компетенции при издании приказа, распоряжения федерального органа исполнительной власти - министерство или министр.
Семинар 15 (2 часа)
Контрольные вопросы по теме:
1. Какие существуют формы государственного управления?
2. Перечислите виды форм государственного управления.
3. Каковы акты государственного управления?
4. Укажите акты Президента РФ и Правительства РФ?
5. Какие существуют методы государственного управления ?
Темы контрольных работ и рефератов:
1. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти: понятие, виды.
2. Правовые акты управления: порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и прекращения действия.
3. Правовые акты управления: понятие, виды, действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
4. Административно-правовые режимы: понятие, признаки, виды.
5. Административно-правовые методы управления.
6. Административный договор: понятие, формы и возможности использования в административно-правовой практике.
Задачи по теме:
1. Комитет по торговле областной администрации совершил следующие действия: глава администрации провёл приём граждан по личным вопросам; наложил дисциплинарное взыскание на работника одного из отделов комитета; издал распоряжение об очередном отпуске своего секретаря; на заседании комитета утверждён регламент его работы; утверждены должностные инструкции для работников аппарата комитета; утверждены условия договора со строительной организацией о ремонте здания комитета. Кроме того, руководство комитета провело селекторное совещание с руководителями одноименных комитетов районных администраций. В канцелярии комитета были зарегистрированы поступившие в его адрес жалобы, заявления граждан и корреспонденция. Председатель комитета и его заместитель отдали несколько устных распоряжений по вопросам работы его аппарата.
К каким формам реализации исполнительной власти относятся названные действия?
2. Глава областной администрации своим распоряжением предложил подведомственным исполнительным органам в целях усиления контроля за соблюдением законов приостанавливать в случаях необходимости исполнение незаконных приказов и иных актов руководителей предприятий и учреждений, действующих на территории области, независимо от их подведомственности и формы собственности. Одновременно заместителю главы администрации был поручен надзор за работой суда и прокуратуры.
Дайте юридический анализ действий главы администрации. Назовите и нормативно обоснуйте правовые последствия указанных действий.
3. Федеральное министерство приняло акт, ущемляющий экономические интересы одного из субъектов РФ и противоречащий его законодательству. Администрация субъекта РФ приостановила действие этого акта.
Как в соответствии с действующим законодательством может быть разрешена возникшая ситуация?
4. Городская дума приняла закон, устанавливающий правила по обеспечению благоустройства городских территорий. В соответствии с законом все предприятия, функционирующие на территории города, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны содержать в надлежащем порядке прилегающие к ним территории.
Руководитель одного из заводов федерального подчинения отказался выполнять требование местного закона.
Правомерен ли его отказ?
5. Гр-н У. обратился в суд с жалобой на действия работников таможни, конфисковавших у него ряд материальных предметов (книги, посуду и т.п.) в качестве контрабанды. Суд не принял жалобу к рассмотрению, сославшись на то, что в соответствии с действующим законодательством У. должен вначале обратиться в вышестоящий орган ФТС.
Правомерны ли действия таможни и суда?
В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо:
1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 8 Рабочей программы курса;
2) особое внимание уделить вопросам:
· Понятие и виды административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
· Понятие и признаки правовых актов управления.
· Виды правовых актов управления.
3) подготовиться к групповому решению ситуационной задачи по теме, задача предоставляется преподавателем студентам на занятии.
Задания для самостоятельной работы
Подготовить доклад на темы:
· Классификация правовых актов управления.
· Опубликование, вступление в силу правовых актов управления.
· Административные соглашения (договоры) как новая правовая форма реализации исполнительной власти
· Сущность и значение метода убеждения.
· Административно-предупредительные меры.
· Особенности применения мер административного пресечения.
· Меры административной ответственности.
Интерактивное занятие.
Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов:
· Административно-предупредительные меры.
· Особенности применения мер административного пресечения.
· Меры административной ответственности.
Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.
В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо:
1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 8 Рабочей программы курса;
2) особое внимание уделить вопросам:
· Понятие, виды и содержание административно-правовых методов реализации исполнительной власти.
· Содержание методов административного принуждения.
· Сущность и виды административно-предупредительных мер.
· Сущность и виды мер административного пресечения.
3) подготовиться к групповому решению ситуационной задачи по теме, задача предоставляется преподавателем студентам на занятии.
Задания для самостоятельной работы
Подготовить доклады на темы:
· Понятие, виды и содержание административно-правовых методов реализации исполнительной власти.
· Содержание методов административного принуждения.
· Сущность и виды административно-предупредительных мер.
· Сущность и виды мер административного пресечения.
· Органы, применяющие меры административного принуждения.
· Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Интерактивное занятие.
Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов:
· Содержание методов административного принуждения.
· Сущность и виды административно-предупредительных мер.
· Сущность и виды мер административного пресечения.
· Органы, применяющие меры административного принуждения.
· Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.