Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть, административное право

Социальное управление и его виды. Сущность государственного управления и его функции. Субъекты государственного управления. Исполнительная власть, механизм осуществления, соотношение с государственным управлением.

Круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Метод административно-правового регулирования. Понятие административно- правовой нормы, её специфика, структура. Виды административно-правовых норм и действия административно-правовых норм. Источники административного права в РБ.

Понятие и особенности административно-правовых отношений. Элементы, структура административно- правовых отношений. Виды административных правовых отношений.

Методические указания

Изучая данную тему, Вы должны уяснить, что административное право является управленческим правом, регулирующим управленческие общественные отношения, обязательной стороной, в которой всегда выступают органы, осуществляющие государственное управление. Преимущественное место этих органов занимают органы исполнительной власти (государственного управления). К ним относятся органы общей компетенции: Президент, Правительство, местные исполнительные комитеты и администрации в городах с районным делением, а также отраслевые функциональные органы и их местные ( на местах)т органы, в том числе администрации предприятий, учреждений, организаций.

Приступая к изучению административного права, прежде всего, необходимо определить основы формирования данной отрасли права, в частности правовой системы государства. Она объективно связана с социальным явлением, получившим такое распространенное название, как управление.

Управление есть, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность.

В соответствии с тремя сферами развития окружающего мира - неживая природа, живая природа человеческое общество - выделяют следующие виды управления:

- управление в неживой природе, т.е. в технических системах;

- управление в организациях (в биологических системах);

- управление в обществе (в социальных системах)

Социальное управление, в том числе и государственное, представляет собой организованную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Организационное общество существовать без управления не может. Надобность в управлении в управлении возникает тогда, когда имеет место совместная деятельность людей. Социальное управление включает в себя управление обществом в целом.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

1/ государственное управление;

2/ общественное управление.

Основные функции управления:

1/ сбор (анализ) обработка социальной информации;

2/ прогнозирование;

3/ планирование;

4/организация;

5/ распорядительство;

6/ координация и взаимодействие;

7/ контроль и учет.

Административное право состоит из правовых норм. Правовая норма представляет собой первичную «ячейку» административного права, поэтому она обладает всеми основными признаками присущими в целом административному праву.

Норма административного права – это правила, мера поведения субъектов управления. Она устанавливается государством (его органами), выражает его волю (их волю) и обязательства к исполнению.

Административно-правовые нормы предназначаются не для какого-либо конкретного случая или обстоятельства, а для совокупности, группы, виды, т.е. для однородных управленческих общественных отношений. Для примера можно привести норму, содержащуюся в ч.3 ст. 4 Закона РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», которой предоставляется право Совету Министров РБ регулировать деятельность всех отраслей экономики РБ, но не только ныне действующим составом, а и в любом ином его составе.

Нормами административного права регулируются управленческие общественные отношения, т.е. такие отношения, которые возникают в процессе осуществления государственного управления.

Регулятивность выражается в упорядочении налаживании управленческих общественных отношений, в придании им определенности, цельности, в установлении правил (ном), которыми следует руководствоваться всем их адресатам. Административно-правовые нормы, как и нормы любых других отраслей права, имеют структуру. Они состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Главной частью нормы является диспозиция, определяющая само правило, модель поведения. Это по существу предписания, запреты, дозволения, рекомендации. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений, что они могут или должны делать. Без неё не может быть нормы как таковой. В то же время без гипотезы или санкции норма может существовать. В преобладающе и части норм административного права имеется не три части, а две: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.

Уяснив вопрос о административно-правовых нормах, следует переходить к изучению источников административного права, понятию и особенностям административно-правовых отношений, структуре административно-правовых отношений, видам административно-правовых отношений.

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «Источники административно- правовых норм».

Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. К их числу относятся:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. Законы Республики Беларусь;

3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь, нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь.

4. Нормативные акты местных исполнительно-распорядительных органов.

5. Нормативные акты республиканских органов;

6. Межгосударственные соглашения.

7. Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

Наши рекомендации