Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть, административное право
Социальное управление и его виды. Сущность государственного управления и его функции. Субъекты государственного управления. Исполнительная власть, механизм осуществления, соотношение с государственным управлением.
Круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Метод административно-правового регулирования. Понятие административно- правовой нормы, её специфика, структура. Виды административно-правовых норм и действия административно-правовых норм. Источники административного права в РБ.
Понятие и особенности административно-правовых отношений. Элементы, структура административно- правовых отношений. Виды административных правовых отношений.
Методические указания
Изучая данную тему, Вы должны уяснить, что административное право является управленческим правом, регулирующим управленческие общественные отношения, обязательной стороной, в которой всегда выступают органы, осуществляющие государственное управление. Преимущественное место этих органов занимают органы исполнительной власти (государственного управления). К ним относятся органы общей компетенции: Президент, Правительство, местные исполнительные комитеты и администрации в городах с районным делением, а также отраслевые функциональные органы и их местные ( на местах)т органы, в том числе администрации предприятий, учреждений, организаций.
Приступая к изучению административного права, прежде всего, необходимо определить основы формирования данной отрасли права, в частности правовой системы государства. Она объективно связана с социальным явлением, получившим такое распространенное название, как управление.
Управление есть, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность.
В соответствии с тремя сферами развития окружающего мира - неживая природа, живая природа человеческое общество - выделяют следующие виды управления:
- управление в неживой природе, т.е. в технических системах;
- управление в организациях (в биологических системах);
- управление в обществе (в социальных системах)
Социальное управление, в том числе и государственное, представляет собой организованную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.
Организационное общество существовать без управления не может. Надобность в управлении в управлении возникает тогда, когда имеет место совместная деятельность людей. Социальное управление включает в себя управление обществом в целом.
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:
1/ государственное управление;
2/ общественное управление.
Основные функции управления:
1/ сбор (анализ) обработка социальной информации;
2/ прогнозирование;
3/ планирование;
4/организация;
5/ распорядительство;
6/ координация и взаимодействие;
7/ контроль и учет.
Административное право состоит из правовых норм. Правовая норма представляет собой первичную «ячейку» административного права, поэтому она обладает всеми основными признаками присущими в целом административному праву.
Норма административного права – это правила, мера поведения субъектов управления. Она устанавливается государством (его органами), выражает его волю (их волю) и обязательства к исполнению.
Административно-правовые нормы предназначаются не для какого-либо конкретного случая или обстоятельства, а для совокупности, группы, виды, т.е. для однородных управленческих общественных отношений. Для примера можно привести норму, содержащуюся в ч.3 ст. 4 Закона РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», которой предоставляется право Совету Министров РБ регулировать деятельность всех отраслей экономики РБ, но не только ныне действующим составом, а и в любом ином его составе.
Нормами административного права регулируются управленческие общественные отношения, т.е. такие отношения, которые возникают в процессе осуществления государственного управления.
Регулятивность выражается в упорядочении налаживании управленческих общественных отношений, в придании им определенности, цельности, в установлении правил (ном), которыми следует руководствоваться всем их адресатам. Административно-правовые нормы, как и нормы любых других отраслей права, имеют структуру. Они состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Главной частью нормы является диспозиция, определяющая само правило, модель поведения. Это по существу предписания, запреты, дозволения, рекомендации. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений, что они могут или должны делать. Без неё не может быть нормы как таковой. В то же время без гипотезы или санкции норма может существовать. В преобладающе и части норм административного права имеется не три части, а две: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.
Уяснив вопрос о административно-правовых нормах, следует переходить к изучению источников административного права, понятию и особенностям административно-правовых отношений, структуре административно-правовых отношений, видам административно-правовых отношений.
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «Источники административно- правовых норм».
Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. К их числу относятся:
1. Конституция Республики Беларусь;
2. Законы Республики Беларусь;
3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь, нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь.
4. Нормативные акты местных исполнительно-распорядительных органов.
5. Нормативные акты республиканских органов;
6. Межгосударственные соглашения.
7. Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.