Тема 8. Административные правонарушения

административная ответственность и административные наказания

План: 1.Понятие и основные черты административной ответственности. 2.Задачи и принципы административной ответственности. 3. Понятие административного правонарушения. 4.Система и общая характеристика административных наказаний. 5.Общие правила назначения административных наказаний.

1. Понятие и основные черты административной ответственности.

Одним из средств правовой защиты установленных в нашем государстве отношений является юридическая ответственность.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них[2]. Различают ответственность позитивную (перспективную) и негативную (ретроспективную). Первая предполагает осознание того, что именно и для чего делается, каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. Негативная ответственность понимается как отрицательная оценка содеянного, как реакция общества, государства на нарушение его интересов. Она выражается в применении санкций за нарушение определенных правил. Ретроспективный подход к ответственности является преобладающим.

Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением и характеризуется определенными неблагоприятными последствиями, которые виновный обязан претерпеть. Это могут быть ограничения морального, имущественного или иного характера.

Особенности названных ограничений (а значит и ответственности) состоят в том, что они наступают в связи с совершенным противоправным деянием. Таким образом, ответственность несет элемент кары.

Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности. Не являются правонарушениями и, соответственно, не могут выступать в качестве оснований юридической ответственности деяния, внешне хотя и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми вследствие своей общественной значимости. К таковым действующее законодательство относит деяния, совершенные в состоянии крайней необходимости, а также обоснованный риск.

Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными словами, применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при соблюдении определенного процедурного, процессуального порядка, установленного законом.

Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием.

1. Административная ответственность, как правило, наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) различных административных норм. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования транспортом, правила пожарной безопасности, правила пограничного режима, таможенные правила и многие другие. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности и виновных в нарушении норм иных отраслей права, например, избирательного, финансового, трудового, экологического и т. п.

2. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных наказаний. В ст. 3.1 КоАП РФ сказано, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности. Применение иных мер административного принуждения, например, таких как задержание правонарушителя, досмотр вещей и других мер, не может рассматриваться как наступление административной ответственности.

3. Основной целью административной ответственности является оказание воспитательного воздействия как на самого нарушителя, так и на других лиц и тем самым предупреждение новых правонарушений.

4. Она урегулирована нормами административного права, которые определяют перечни административных правонарушений, административных наказаний, органов и должностных лиц, уполномоченных их применять, детально регулируют порядок производства по делам данной категории и в своей совокупности составляют самостоятельный правовой институт административной ответственности.

Основными нормативными актами, регулирующими административную ответственность, являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 Кодекса к ведению РФ отнесено установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения данного производства; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Законами субъектов РФ может быть установлена ответственность за нарушение норм регионального характера, например, правил пользования городским общественным транспортом, правил содержания домашних животных и т. п. В случае противоречия между федеральными законами и законами субъектов РФ действует федеральный закон.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения проступка. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на правонарушения, совершенные до вступления этого акта в силу. Закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

5. Основанием административной ответственности являются административные правонарушения. Их перечень предусмотрен в главах 5-21 КоАП РФ. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются меньшей степенью общественной вредности.

6. Особенностью административной ответственности является возможность ее наступления независимо от наличия вредных последствий совершенного проступка. Сам факт виновного нарушения норм, правил, установленных государством, уже служит юридическим основанием административной ответственности. Этим она отличается от гражданско-правовой ответственности, которая связана с причинением материального ущерба.

7. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. При этом военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (ОВД, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), депутаты законодательных органов, судьи и др. привлекаются к ответственности в особом порядке.

8. Административная ответственность применяется в основном во внесудебном порядке, т. е. непосредственно полномочными органами исполнительной власти и должностными лицами, исчерпывающий перечень которых содержится в КоАП РФ. В некоторых случаях дела об административных правонарушениях относятся к исключительной компетенции судей (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, военных судов, мировых судей). Применение мер уголовной и гражданско-правовой ответственности осуществляется только судом.

9. Между органом, налагающим административное наказание, и лицом, привлекаемым к ответственности, нет отношений служебной подчиненности. Виновный организационно не подчинен органу (должностному лицу), наделенному административно-юрисдикционными полномочиями. В этом одно из существенных отличий административной ответственности от дисциплинарной.

10. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности – производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV КоАП РФ). Он отличается сравнительной простотой, что позволяет оперативно реагировать на совершение административных проступков и в то же время обеспечить соблюдение прав человека.

11. Меры административной ответственности менее суровы по сравнению с уголовными наказаниями, не влекут судимости даже в тех случаях, когда применяются судом.

Таким образом, под административной ответственностью понимается применение, реализация государственными органами (должностными лицами) административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, на основе и в порядке, установленном законодательством.

Действующее законодательство предусматривает основания и порядок освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности. Одним из таких оснований является малозначительность совершенного проступка (ст. 2.9 КоАП РФ). Вопрос, является ли деяние малозначительным, решается с учетом всех его субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т. п.). Таковыми могут быть признаны, например, безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение пешеходами правил дорожного движения и др. В этом случае уполномоченное должностное лицо вправе ограничиться устным замечанием, которое не влечет никаких юридических последствий. Важно, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были учтены все объективные и субъективные обстоятельства, характеризующие правонарушение и лицо, его совершившее.

Освобождение от административной ответственности может проявляться в замене ее мерами дисциплинарного или иного воздействия. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие лица, на которых распространяется действие специальных правовых актов о дисциплине за совершение административных правонарушений, как правило, несут дисциплинарную ответственность, кроме проступков, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К их числу относятся, например, выговор, строгий выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др. Применение названных мер не влечет административной наказанности.

Не подлежат административной ответственности лица, совершившие правонарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Крайняя необходимость является одним из правомерных средств предотвращения опасности, представляющей угрозу охраняемым законом интересам. О состоянии крайней необходимости можно говорить лишь при соблюдении следующих условий:

1. Причинение вреда охраняемым законом интересам связано с устранением реальной и непосредственной опасности. Такая опасность может угрожать здоровью граждан, их имуществу, правам, общественной безопасности, иным интересам общества и государства.

2. Угроза общественным интересам не могла быть устранена иначе, как путем причинения вреда другим охраняемым интересам. Именно это обстоятельство делает оправданным причинение вреда. Если устранение опасности возможно без причинения такого вреда, то состояние крайней необходимости исключается.

3. Причиненный вред должен быть менее значителен, чем предотвращенный. При оценке несоответствия вреда причиненного и предотвращенного следует учитывать ценность, общественную значимость интереса, которому угрожала опасность, и интереса нарушенного. Так, интересы, связанные с личностью, здоровьем человека более значимы, чем имущественные интересы.

Необходимым условием административной ответственности является наличие вины (умысла или неосторожности) у лица, совершившего противоправное деяние. Лица душевнобольные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых действий, также не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики, не могут быть признаны виновными вследствие невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ).

Состояние невменяемости характеризуется двумя критериями. Один из них (медицинский) указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности: а) хроническое психическое расстройство; б) временное психическое расстройство; в) слабоумие; г) иное болезненное состояние.

Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить своими поступками. Неспособность осознавать фактическую сторону и противоправность своего поведения характеризует интеллектуальный признак, а неспособность руководить своими поступками – волевой признак невменяемости.

Для признания состояния невменяемости необходимо установить наличие медицинского критерия (хотя бы один признак) и юридического критерия (оба признака или один из них). Вывод о состоянии невменяемости в момент совершения проступка должен сделать орган (должностное лицо), рассматривающий дело. Для этого назначается специальная психиатрическая экспертиза.

Наши рекомендации