Принципы государственного управления.
Каждое индивидуальное отношение, выражающее управленческую волю государства, может иметь различное сочетание элементов соприкасающихся связей. Те из них, которые насыщены преимущественно идеологическими элементами, становятся определяющими отношениями и лежат в основе формирования норм – принципов.
Под принципами государственного управления понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане.
Можно выделить следующие общие принципы управления:
1. Объективность (исключение субъективизма и предвзятости в управлении, решение реальных и актуальных задач).
2. Научность (выявление на основе научных методик актуальных проблем общества, системный подход к их решению).
3. Конкретность (точность, доступность, понятность постановки задач исполнителям, учет жизненной ситуации).
4. Оперативность (своевременность, точный выбор момента принятия и реализации управленческого решения).
5. Эффективность (достижение цели при наименьших затратах).
В систему организационных принципов входят:
1. Сочетание централизации и децентрализации, единство системы исполнительной власти (государственная власть и самоуправление, подчинение по вертикали и горизонтали).
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация – закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
2. Отраслевой (формирование и деятельность системы специальных органов применительно к соответствующей сфере).
3. Территориальный (распределение компетенции исходя из территориального устройства).
4. Сочетание коллегиальности и единоначалия (выбор применительно к ситуации одного из вариантов принятия решения).
5. Рациональное распределение полномочий, сокращение аппарата (учет объема работы, ориентация на профессиональные навыки и психологические аспекты личности исполнителей).
6. Ответственность за результаты работы (формирование системы мер наказания и поощрения).
7. Гласность (публичность, информирование о правах и возможностях).
8. Взаимная ответственность государства и индивида.
Некоторые выделяют и так называемые универсальные принципы управления:
1. Принцип цели (каждое действие должно иметь ясную и определенную цель).
2. Принцип оптимизация управления (совершенствование структуры управляемого объекта и повышение его функциональных возможностей ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов и повышает эффективность управляемой системы).
3. Принцип автоматического замещения отсутствующего (замещение отсутствующих по причине болезни, отпуска, командировки должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально).
4. Принцип первого руководителя (при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать, или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия).
5. Принцип правовой защищенности (руководитель организации обязан знать действующее законодательство и принимать управленческие решения только с учетом их соответствия действующим нормативным актам).
6. Принцип соответствия (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя).
7. Принцип новых задач (применение современных систем математического программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи).
8. Принцип одноразового ввода информации (один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач).
9. Принцип повышения квалификации (все сотрудники, независимо от занимаемой должности, обязаны систематически повышать уровень своей квалификации).
10. Принцип обеспеченности (любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально).
11. Принцип делегирования полномочий (в необходимых случаях руководителю целесообразно передавать часть возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит прямая и обратная связь между элементами системы управления?
2. Что относится к общим функциям управления и в чем их целевое назначение?
3. Какая общая функция предполагает разработку общей концепции развития системы управления?
4. Как соотносятся государственное управление в широком и узком смысле слова?
5. В чем значение централизации и децентрализации государственного управления?
6. Каковы основные признаки исполнительной власти?