Кафедра интеллектуальных прав
Кафедра интеллектуальных прав
М2.В.4
Правовая охрана изобретений и полезных моделей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По магистерской программе
Магистр права в сфере интеллектуальной собственности
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
Москва
Программа одобрена на заседании кафедры интеллектуальных прав
«30» августа 2017 года, протокол № 1
Автор:
Ворожевич А.С. – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры интеллектуальных прав
Рецензенты:
Гринь Е.С. –кандидат юридических наук, доцент кафедры интеллектуальных прав, заместитель заведующего кафедрой
Ворожевич А.С.
Правовая охрана изобретений и полезных моделей: рабочая программа/ А.С. Ворожевич. - М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — 47 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) магистр)
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. Цели освоения учебной дисциплины.. 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП.. 8
3. Структура и содержание учебной дисциплины.. 9
3.1. Тематические планы.. 9
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения. 9
3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения. 11
3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения. 13
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) 14
3.3. Лекции. 16
3.3.1. Лекции для очной и очно-заочной формы обучения (4 часа) 16
3.3.2. Лекции для заочной формы обучения (2 часа) 17
3.4. Практические занятия. 18
3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (всего 16 часов) 18
3.4.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения (всего 12 часов) 21
3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (всего 12 часов) 23
3.5. Самостоятельная работа студента. 26
4. Образовательные технологии. 27
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов. 29
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины: 38
7. Учебно-методическое обеспечение. 41
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 47
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» являются:
- получение студентами магистратуры углубленных научных и практических правовых знаний в одной из важнейших областей права интеллектуальной собственности - сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей, - направленных на формирование и развитие умений и навыков юридического анализа, обобщения, разрешения и прогнозирования различных, в том числе нестандартных, правовых ситуаций;
- подготовка студента к профессиональной деятельности, связанной с разработкой и реализацией правовых норм, обеспечением законности и правопорядка, проведением научных исследований, образованием и воспитанием в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
1) в области обучения:
– освоить основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны изобретениям, полезным моделям, их патентноспособностью, заключением лицензионных договоров, особенностями защиты патентных прав, изучить действующее законодательство применительно к учебной дисциплине и возможные пути его развития, систематизировать судебную практику, выявляя характерные черты разрешения типовых проблем.
2) в области воспитания:
–сформировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, культуру мышления, повысить уровень правосознания, сформировать этику юриста;
3) в области развития:
– развить организаторские способности студента, необходимые для правового опосредования реализации исключительных прав, обеспечения успешной защиты интеллектуальных прав в работе юриста, аналитические качества для решения споров сфере интеллектуальных прав в работе судьей, а также общие способности для занятия научной и педагогической деятельностью.
Магистр в рамках учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
В результате освоения учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» обучающийся должен:
1) Знать:
- общее понятие изобретений и полезных моделей, критерии их патентоспособности;
- механизм предоставления правовой охраны изобретениям и полезным моделям;
- систему патентных прав на изобретения и полезные модели;
- систему ограничений исключительных прав на изобретения и полезные модели;
- систему договоров, опосредующих создание изобретений и полезных моделей, распоряжение исключительными правами на такие объекты;
- антиконкурентные стратегии патентования и правовые средства борьбы в ними;
- способы определения существенных условий и требования к оформлению лицензионных договор и договоров об отчуждении исключительного права на изобретения и полезные модели;
- порядок и способы защиты нарушенных прав на изобретения и полезные модели.
2) Уметь:
- составлять проекты нормативных правовых актов, договоров, претензий, иных документов, сопровождающих заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров сфере прав на изобретения и полезные модели
- квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере прав на изобретения и полезные модели, реализовывать соответствующие нормы гражданского права в профессиональной деятельности;
- выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей;
- квалифицированно толковать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей
- проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, лицензионных договоров, договор об отчуждении исключительного права на изобретения и полезные модели;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правовой охраны изобретений и полезных моделей;
- анализировать решения судов по спорам, связанным с правовой охраной изобретений и полезных моделей.
3) Владеть:
- способностями самостоятельной разработки проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей;
- навыками подготовки проектов договоров и иных юридических документов, оформляющих отношения по разработке изобретений и полезных моделей, распоряжению исключительными правами на них;
- навыками сотрудничества с предполагаемыми контрагентами;
- опытом анализа материалов судебной практики по вопросам обеспечения исполнения договорных обязательств;
- навыками критической оценки теоретических концепций в области гражданско-правового учения о правовой охране изобретений и полезных моделей, способностью квалифицированно проводить научные исследования в данной области.
Магистр в рамках учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» готовится к решению следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность:
деятельность по разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отношений в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений по вопросам правовой охраны изобретений и полезных моделей, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм о правовой охране изобретений и полезных моделей;
составление юридических документов, оформляющих правовые отношения и юридические действия в сфере получения, осуществления и защиты прав на изобретения и полезные модели.
в) правоохранительная деятельность:
защитой прав и законных интересов граждан и организаций на изобретения и полезные модели.
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам правовой охраны изобретений и полезных моделей;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, договоров, оформляющих обеспечительные отношения;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций в сфере патентования изобретений и полезных моделей; отношений, возникающих при заключении, исполнении, изменении и расторжении гражданско-правовых договоров в области разработки изобретений и полезных моделей, распоряжению исключительных прав на них.
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по проблемам цивилистического учения о правовой охране изобретений и полезных моделей как раздела науки права интеллектуальной собственности и участие в проведении научных исследований в указанной сфере;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин в рамках проблематики правовой охраны изобретений и полезных моделей;
осуществление правового воспитания.
В результате изучения учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» выпускникдолжен обладатьследующимиобщекультурными компетенциями (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
(ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
В результате изучения учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» выпускникдолжен обладатьследующими профессиональными компетенциями (ПК):способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8)
в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).
В результате изучения учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» выпускникдолжен обладатьследующими дополнительными профессиональными компетенциями (ДПК):
Выпускник должен обладать следующими дополнительными профессиональными компетенциями (ДПК):
- способностью осуществлять правовое сопровождение процесса создания различных результатов интеллектуальной деятельности (ДПК-1);
- способностью определения договорных конструкций, обеспечивающих включение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в экономический оборот (ДПК-2);
- способностью формирования комплекса правовых средств по охране интеллектуальной собственности в отдельных сферах экономической деятельности с учетом специфики правового режима различных результатов интеллектуального труда (ДПК-3);
- способностью определения надлежащей стратегии и выбора способов защиты интеллектуальных прав в случае их нарушения (ДПК-4);
- готовностью к юридической работе по защите интеллектуальных прав в административном и судебном порядке, а также в рамках процедуры медиации (ДПК-5);
- способностью подготовки проектов нормативных и ненормативных правовых актов, договоров, претензий, процессуальных и иных юридических документов в сфере интеллектуальной собственности (ДПК-6).
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» входит в магистерскую программу «Магистр права интеллектуальной собственности» и относится к профессиональному циклу, основным дисциплинам.
Приступая к изучению учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей», студент должен понимать значение таких понятий как «Интеллектуальные права», «Патентное право», «Лицензионное соглашение», «Договор об отчуждении исключительного права», «Правообладатель», «Патент», знать, как осуществляется анализ и толкование договоров, ориентироваться в судебной практике.
Изучению учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» должно предшествовать изучение дисциплин «Право интеллектуальной собственности», «Патентное право»
Содержательно-логические связиучебной дисциплины«Промышленная собственность»
Учебные дисциплины, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины | Учебные дисциплины, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой |
-Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности; - Нормотворчество в сфере интеллектуальных прав; | - Юрисдикционные формы защиты интеллектуальных прав. - Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в фармацевтике. |
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей» составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
Учебная дисциплина изучается в течение двух семестров.
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | практические занятия | СРС | |||||
1. | Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели. | - | Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие | Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
2. | Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | |||
3. | Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия, дебаты | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
4. | Приобретение исключительных прав на изобретения и полезные модели. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа | |||
5. | Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель. Лицензионные договоры. Договоры об отчуждении исключительного права. | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
5. | Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
6. | Защита патентных прав на изобретения и полезные модели. | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
ВСЕГО |
3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения
Учебная дисциплина изучается в течение двух семестров.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | практические занятия | СРС | ||||
Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели. | - | Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие | Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия, дебаты | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Приобретение исключительных прав на изобретения и полезные модели. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа | |||
Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель. Лицензионные договоры. Договоры об отчуждении исключительного права. | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
Защита патентных прав на изобретения и полезные модели. | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
ВСЕГО |
3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения
Учебная дисциплина изучается в течение двух семестров.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | практические занятия | СРС | ||||
Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели. | - | Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие | Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия, дебаты | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Приобретение исключительных прав на изобретения и полезные модели. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа | |||
Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель. Лицензионные договоры. Договоры об отчуждении исключительного права. | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | ||||
Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным | - | Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание | Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Защита патентных прав на изобретения и полезные модели. | - | Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра | Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. | |||
Контроль | ||||||
ВСЕГО |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Лекции
3.3.1. Лекции для очной и очно-заочной формы обучения (4 часа)
Практические занятия
3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (всего 16 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
2. Сущность и назначение института служебных изобретений.
3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;
4. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)
- Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
- Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
- Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)
1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».
4. Составление 5 задач по теме семинара
3.4.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения (всего 12 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
«Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
2. Сущность и назначение института служебных изобретений.
3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;
4. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)
1. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
2. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
3. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Решение составленных преподавателем задач.
Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».
4. Составление 5 задач по теме семинара.
3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (всего 12 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;<