Правовое регулирование прав ребенка в семье
Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность»[3]. Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый»[4]. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой статус ребенка в РФ, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступивший в силу с 1 марта 1996 г. Нормы Семейного кодекса РФ базируются на конституционных установлениях.
Согласно п. 1 ст. 169 СК нормы Семейного кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие; по семейным отношениям, возникшим до введения СК, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли (или еще возникнут) после введения его в действие. Исключение составляют положения о совместной и раздельной собственности супругов: нормы СК РФ применяются и имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г. (п. 6 ст. 169 СК РФ).
С принятием Семейного кодекса отменен целый ряд нормативных актов, регулировавших семейные отношения; их перечень приведен в п. 2 ст. 168 СК РФ. Чуть позднее, Федеральными законами от 14 августа 1996 г. № 113-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации» и от 18 октября 1997 г. № 132-ФЗ с таким же названием признаны утратившими силу еще несколько не соответствующих СК актов, регулировавших порядок алиментирования несовершеннолетних детей, усыновление и другие вопросы семьи и брака. Одновременно предписывалось приведение остальных нормативных правовых актов в соответствие с Семейным кодексом (ст. 170 СК РФ), но эта работа и через 12 лет после принятия Кодекса пока не завершена.
В соответствии с п. 2 ст. 3 СК РФ в состав нормативных актов, регулирующих права ребенка, входят принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации (по вопросам, отнесенным Семейным кодексом к их ведению, и по вопросам, непосредственно не урегулированным СК).
Такими источниками правового регулирования прав ребенка являются федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изм. и доп.), от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп.) , от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) и др.
К законам, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, относятся:
- присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК);
- организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК). В Тверской области принят и действует Закон от 20.09.2001 N 173-ОЗ-2 «Об основах деятельности по опеке и попечительству»[5];
- определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК). В Тверской области, например, принят и действуют Закон от 28 декабря 2014 г. N 149-ЗО «О патронате»[6];
- установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Размер о порядок такой оплаты регламентируется Законом Тверской области от 27.11.2003 N 76-ЗО «О социальных гарантиях приемным семьям и оплате труда приемных родителей»[7].
Вторую группу законов субъектов РФ составляют те, в которых предусматривается регулирование прав ребенка, не подпавших в сферу регламентации нормами Семейного кодекса. Так, законом Тюменской области от 27 апреля 1998 г. «О защите прав ребенка» (с изм. от 29 сентября 1998 г., 26 февраля 1999 г., 19 сентября 2000 г., 13 января, 5 июля 2005 г.) конкретизированы обязанности и ответственность государственных органов, общественных структур, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей, проживающих в нашей области; определены источники финансирования социальной поддержки детей и участии указанных органов в их распределении; выработана государственная политика Тюменской области в отношении детей и т.д.[8]
Иные нормативные акты, являющиеся источниками правового регулирования прав ребенка:
1. Указы Президента Российской Федерации; они имеют либо комплексный характер, либо определяют концептуальные подходы к решению проблем в семейно-правовой сфере. Таков, например, Указ от 15 января 1998 г. № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998 - 2000 г.», некоторые положения которого реализуются и по настоящее время.
2. Постановления и распоряжения Правительства РФ принимаются по многим аспектам регулирования семейных отношений в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими законами, указами Президента РФ. Так, Постановлениями Правительства РФ утверждены Положение о приемной семье, Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка и другие базовые правила. Правительством РФ принимаются также акты по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера.
3. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
4. Подзаконные акты, принятые в соответствии с законами субъектов РФ, как и ведомственные акты в Семейном кодексе не названы в числе источников семейного права (см. ст. 3 СК), но, на наш взгляд, все же регулируют правовой статус ребенка, если приняты в пределах компетенции субъектов Российской Федерации в сфере прав детей. В Тюменской области помимо общих актов по защите семьи, материнства, отцовства и детства в их числе можно назвать акты, касающиеся воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей. Это, в частности, Постановление Администрации Тверской области от 15 ноября 2005 г. № 67 «О порядке учета детей, передаваемых на усыновление», Распоряжение Губернатора Тверской области от 3 февраля 2014 г. N 96-р «Об установлении норматива содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой» и др.
Права ребенка регулируются и некоторыми актами органов местного самоуправления, но опять же при условии, что они соответствуют указаниям Семейного кодекса о полномочиях субъектов РФ в области семейного права. Эти акты касаются распределения средств муниципального бюджета. Например, в отношении г. Тюмени и Тюменского района можно назвать Распоряжения Администрации г. Тюмени от 19 мая 2000 г. № 1902 «О финансировании приемных семей» и от 1 ноября 2000 г. № 4276 «О материальном обеспечении приемных семей»[9].