Статья 347 УК РФ («Уничтожение или повреждение военного имущества
По неосторожности»)
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 347 УК РФ, и понятие его тяжких последствий — те же, что в ч. 2 ст. 346 УК РФ, при одинаковом непосредственном объекте преступного посягательства. Разграничение между этими нормами проводится по форме вины, поскольку по ст. 347 УК РФ квалифицируются только случаи неосторожного уничтожения или повреждения военного имущества с причинением тяжких последствий, отношение к наступлению которых также выражается в форме неосторожности. При умышленном характере совершения преступления его квалификация ст. 347 УК РФ исключается.
Случаи неосторожного уничтожения или повреждения военного имущества без наступления тяжких последствий состава преступления не образуют, рассматриваются в качестве дисциплинарного проступка и влекут ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил.
Неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества необходимо отличать от его утраты, которая допускается также только по неосторожности. Различие состоит в том, что при утрате военного имущества воинская часть или военное учреждение лишается способности его использования не в результате порчи, а из-за выхода имущества из-под контроля конкретного военнослужащего помимо его воли. От ст. 347 УК РФ следует отличать и некоторые другие сходные составы преступлений. Например, полное разрушение военного самолета в результате нарушения правил подготовки к полету охватывается ст. 351 УК РФ и не нуждается в дополнительной квалификации в качестве уничтожения военной техники. Уничтожение или повреждение имущества, хотя и принадлежащего Вооруженным Силам, но не относящегося к категории военного имущества, квалифицируется только по правилам ст. 167 или 168 УК РФ.
Статья 348 УК РФ («Утрата военного имущества»)
Данное преступление по непосредственному объекту посягательства и форме вины полностью совпадает с указанной в ст. 347 УК РФ, но отличается от него способом совершения. Утрата военного имущества состоит в нарушении правил сбережения вверенных виновному для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники с последующим выходом их из-под контроля этого военнослужащего помимо его воли с лишением по этой причине командования
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
воинской части (военного учреждения) временно или навсегда возможности использовать и распоряжаться утраченным военным имуществом. Утрата имущества может выразиться, например, в его утере, похищении посторонним лицом, утоплении в воде при переправе через водоем из-за ненадежного крепления имущества на плавсредстве и др.
Правила сбережения военного имущества регламентированы общевоинскими уставами, приказами, инструкциями, наставлениями, руководствами и иными ведомственными нормативными актами, содержащими предписания по соблюдению условий хранения, охраны, использования, транспортировки данного вида военного имущества, обеспечивающих его сохранность и предотвращение возможности выхода из владения воинской части (военного учреждения) по месту нахождения. Утрата, о которой говорится в диспозиции ст. 348 УК РФ, должна быть непосредственным результатом нарушения виновным указанных правил. Это нарушение может заключаться, например, в оставлении военнослужащим военного имущества без присмотра, несоблюдении правил транспортировки груза, непринятии мер предосторожности для обеспечения сохранности имущества и т.п.
В большинстве случаев уголовно наказуемыми являются те действия, в результате которых военное имущество утрачивается навсегда. Вместе стем по ст. 348 УК РФ квалифицируется и такая утрата, в частности огнестрельного оружия, когда оно по этой причине длительное время находилось у посторонних лиц и только впоследствии было разыскано и возвращено в воинскую часть.
Оценка содеянного в качестве преступления или дисциплинарного проступка в случаях временного выхода из владения воинской части (военного учреждения) утраченного имущества определяется по правилам ч. 2 ст. 14 УК РФ, то есть с учетом степени общественной опасности и последствий содеянного. Например, не выходит за рамки дисциплинарного поступка и не содержит состава преступления утрата военнослужащим пустого магазина от автомата, который через короткое время был найден и возвращен в подразделение.
Субъектом рассматриваемого преступления является военнослужащий, которому утраченное им военное имущество было вверено в установленном порядке для использования в связи с исполнением обязанностей военной службы. Утрата военного имущества, которое не было вверено военнослужащему для служебного пользования, не может быть квалифицировано по ст. 348 УК РФ. В частности, утрата военнослужащим похищенного им оружия полностью охватывается ст. 226 УК РФ и в дополнительной квалификации не нуждается.
Утрата предметов, не относящихся к оружию, боеприпасам или военной технике, квалифицируется при наличии соответствующих оснований по ст. 168 УК РФ.