Возникновение и понятие опасной ситуации
Опасная ситуация— это дорожно-транспортная ситуация, характеризующаяся следующими факторами:
- движением транспортного средства;
- наличием источника опасности (препятствия) на полосе движения транспортного средства;
- прогнозной возможностью предвидения последствий при непринятии необходимых мер в ответ
на воспринятую опасность;
- обязанностью выполнения действий по предотвращению ДТП;
- нарушением Правил ДД со стороны одного из участников движения, хотя возможны казусы, ко
гда Правила не нарушаются участниками ДТП (тогда ответственность не наступает);
- пространственно-временной возможностью водителя своевременно воспринять опасность и вы
полнить действия по предотвращению ДТП.
Опасная ситуация — это явление, которое имеет две стороны:
- опасная ситуация объективна, то есть она возникает независимо от того, воспринимал ее води
тель или нет. Она может быть скрыта от водителя препятствием, ограничивающим обзор и ви
димость;
- опасная ситуация субъективна, то есть она воспринимается водителем с учетом его личностных
возможностей, способностей к интерпретации сигналов опасности. Кроме того, источник опас
ности может быть воспринят, но не осознан как сигнал к действию по предотвращению ДТП,
*отя и должен быть осознан. В данном случае может идти речь о вине водителя, опосредован
ной нарушением Правил ДД.
Опасная ситуация имеет пространственно-временные характеристики:
- остановочный путь;
- опасная ситуация при однонаправленном движении;
- опасный интервал при параллельном движении;
- обзорность с места водителя и*величина видимости.
Остановочный путь складывается из времени реакции водителя, времени запаздывания сраба
тывания тормозного привода, времени нарастания замедления, времени замедления автомобиля до
полной остановки. (
Безопасная дистанция при однонаправленном движении — это расстояние между следующими друг за другом в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее исключить столкновение с впереди идущим ТС, водитель которого осуществляет экстренное торможение.
Безопасный интервал при параллельном движении — это (как правило, малое) расстояние между боковыми частями транспортных средств, предотвращающее боковое столкновение.
Обзорность с места водителя — это возможность видеть (воспринимать) дорожную обстановку на полосе его движения и по обеим полосам от него и на некоторой высоте над транспортным средством.
Время реакции водителя — это система действий водителя, состоящая из следующих периодов:. ....:
1) сенсорного, который состоит из поисковых и познавательных движений глаз, из фиксации и различения объектов опасности. Объем различия частных признаков объектов опасности. Объем зрительного восприятия позволяет одновременно фиксировать 4-8 элементов внешней среды в
единицу времени. Надежность расшифровки водителям зрительной информации зависит от места и удаления объекта от центральной части сетчатки глаза. В сенсорном периоде водитель принимает информацию и через органы слуха;
2) центрального, который состоит из следующих элементов:
- осознание опасности воспринимаемого объекта (ситуации);
- оперативное моделирование процессов развития ситуации;
- перебор в памяти аналогичных ситуаций;
- формирование цели действия;
- борьба мотивов при формировании решения о выходе из опасной ситуации. Содержание приня
того водителем решения включает в себя: учет развития дорожной ситуации, предвидение ко
нечного результата действий, определение средств и способов принятия решения, «предна-
стройку» к выполнению действий по предотвращению ДТП;
3) моторного, который состоит из системы действий по реализации принятого решения. Води
тель переносит ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза, переключает ручку коробки пере
дач, производит манипуляции рулем, одновременно принимая информацию о результативности
производимых действий.
3. Типовая программа допроса водителя, применяемая при расследовании всех видов ДТП'
Программа допроса водителя, применяемая при расследовании всех видов ДТП (требует развития с учетом частных особенностей).
1. Сколько лет вы водите машину (мотоцикл)?
2. Были ли перерывы в вождении?
3. Сколько часов ежедневно проводите за рулем?
4. Каково ваше состояние здоровья (качество зрения, слуха, наличие хронических заболеваний,
особенности организма, влияющие на качество вождения, и т.д.)?
5. Как себя чувствовали перед происшествием?
6. Как спали ночью перед происшествием?
7. Не переживали ли вы сложные ситуации в период, предшествующий происшествию?
8. Подвергались ли ранее административным взысканиям со стороны ГАИ и за что?
9. Часто употребляете алкоголь и в каких объемах?
10. Употребляли ли алкоголь до происшествия?
11 .Что привлекло ваше внимание к объекту, ставшему впоследствии источником опасности?
12. Где вы заметили объект, ставший источником опасности?
13. Какое расстояние было между вашим транспортным средством и источником опасности при
скорости __ км/ч?
14. Где вэтот момент находилось ваше транспортное средство, и каково было взаиморасполо
жение с источником опасности?
15. Как развивался механизм дорожно-транспортного происшествия?
Свободный рассказ водителя, дополняемый впоследствии ответами на вопросы следователя (по программам, придложенным далее).
4. Основные тактические приемы, применяемые при допросе 4.1. Начальная стадия допроса
Необходимо наладить психологический контакт с допрашиваемым.
Это приветствие, создание эффекта первого впечатления. Независимо от процессуального положения допрашиваемого, уместно проявить доброжелательное отношение к нему и его позиции. Эффект первого впечатления формирует ситуативную установку допрашиваемого не только на предстоящий допрос, но и на возможно длительный период взаимодействия.
Это сообщение информации о следователе.
Суть приема состоит в передаче некоторых сведений о себе, формируя при этом композицию «Мы». Допрашиваемый разделяет себя и следователя разностью интересов. Следователь должен разрушить этот барьер. В композицию «Мы» могут включаться: мы— рыбаки, автолюбители, садоводы, родители, нумизматы, филателисты, меломаны и т.д. Для этого целесообразно поместить в кабинете атрибуты композиции «Мы», например, в углу стоит спиннинг.
Психологическое «поглаживание». Следователь при заполнении формальной части протокола с анкетными данными может позитивно отозваться о месте, где родился и вырос допрашиваемый.
1 Криминалистика (классификация допросов)/ Под общ. ред. И.Ф. Пантелеева, НА. Селиванова,— М,: 1984. - С. 319-Л20; Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактические приемы допроса. Учебное пособие. — СПб., 1994 —С. 6