Оценка следователем объективности и достоверности выводов автотехнической экспертизы
Согласно ч. 1 ет. 88 УПК РФ«аждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимо-сти, допустимости, достоверности и достаточности.
Получив заключение еудебно-автотехнической экспертизы, следователь должен воспринимать ее выводы критически, а не как бесспорное доказательство вины субъекта преступления.
Указанный подход следователя, на наш взгляд, соответствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению всех обстоятельств дела в их совокупности, установлению связи между фактами и явлениями. Это требует от него определенных технических познаний. Для правильного понимания особенностей механизма происшествия, которые раскрываются при производстве экспертизы, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Первое.В автотехнической экспертизе категорические выводы можно сделать не всегда. Степень категоричности и достоверности выводов зависит как от характера и состояния исследуемых объектов, так и от уровня познания эксперта. Когда автотехническйй эксперт исследует разрушенные или неисправные детали, узлы, механизмы транспортного средства, то он может сделать категорические выводы о причинах разрушения, неисправностей, а также о времени их возникновения.
Второе.Когда эксперт решает вопрос с учетом изменяющихся фактов, обстоятельств и параметров, связанных с состоянием транспортных средств, дорожных условий и т.д., то достоверность выводов зависит от точности фактов, обстоятельств и параметров условий и механизма происшествия. Изменение величины хотя бы одного параметра иногда может привести к совершенно противоположному выводу.
Третье.Оценивая заключение автотехнического эксперта, следователь обращает внимание на следующие основные моменты: все ли поставленные им вопросы разрешены экспертом и не вышел ли он за пределы своей компетенции; имеется ли достаточное научно-техническое обоснование выводов, нет ли противоречий между ними; какие вопросы разрешены экспертом по своей инициативе; соответствуют ли выводы остальным доказательствам делу; как произведены расчеты.
Четвертое.Выполнение экспертизы в нескольких вариантах необходимо, когда в постановлении следователя приводятся различные обстоятельства или в материалах дела имеются различные данные, приводящие к противоположным выводам, а также при определении соответствия действий его участников требованиям правил движения, правил технической эксплуатации и других нормативных документов. Причем в последнем случае эти выводы будут достоверными лишь тогда, когда они сделаны с учетом возможности или невозможности предотвращения происшествия.
Заключение эксперта может быть признано категорическим или достоверным, если в нем отсутствуют противоречия между выводами по отдельным вариантам.
Вышеуказанная критическая оценка следователем достоверности и объективносги проведения
автотехнической экспертизы, а также выводов, следующих из заключения эксперта, подтверждает
ся аргументами: . . .
1) в процессуальных кодексах Российской Федерации (УПК РФ, ГПК и АПК) имеются положе
ния о том, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы для суда; а последний
оценивает их по внутреннему убеждению с учетом всех обстоятельств (фактов, документов и т.п.),
имеющихся в деле;
2) защита (адвокат), в случае сомнения в полноте и достоверности автотехнической экспертизы,
предоставляет альтернативное заключение какой-либо кафедры автодорожного института, «разби
вающее» заключение эксперта. Адвокат (защита) обычно всегда представляет такое заключение ав
тодорожного института непосредственно в суд, минуя следствие;
3) суд, приобщая к делу заключение (выводы) специализированного института, может прийти к
выводу о том, что приговор не может быть основан на предположениях (ч. 4 ст. 302 УПК РФ), а эю
приводит к оправдательному приговору (ч. 2 ст. 302 УПК РФ).
При этом суд, имея противоположные заключения,специалистов, хотя и не являющиеся офици
альным источником доказательств (хотя суд может признать заключение специалистов на основа
нии подп. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ источником доказательств), исходит из принципа: всякое сомнение
толкуется в пользу обвиняемого (подсудимого). . .
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
§6. Специфические особенности расследования столкновений и опрокидывания
ТСи наездов на пешеходов
Специфику особенностей расследования столкновений, опрокидываний и наездов на пешеходов целесообразно для наглядности представить читателю в схематическом виде:
Общие | Индивидуальные | ||||||||||||
i | i | i | i | ||||||||||
Поиск, сбор, фиксация вещественных доказательств | Технические познания | Знание н правильное применение ПДД | Столкновение | Опрокидывание | Наезд на пешеходов | ||||||||
определение границ обследования места ДТПи обнаружение вешдоков, ос* тавленных на придорожных объектах, изъятие и правильная упаковка вешдоков
осмотр транспортных средств, выявление неисправностей, выяснение механизма поврежж-, сопоставление повреждений с придорожными объектами, правильность постановки вопросов перед автотех-ннческой экспертизой
установлений в зоне каких придорожных знаков совершено ДТП. выяснение нарушений требований знаков ПДД, установление причинной связи между нарушением ПДД и ДТП
заднее
встречное
угловое
боковое
перекрестное
при столкновении, при заносе на скользкой дороге, при заносе на крутом повороте, при технической неисправности
при выходе из-за передней части автотранспорта
при выходе изтза задней части автотранспорта :
переход дороги перед близко идущим автотранспор-том
выход на проезжую часть из-за объекта, прилегаю-щего к дороге
1 1 | |||||
Механизм ДТП | Причины и условия ДТП | ||||
1. Правильность восприятия обстановки (водителем). 2. Правильность оценки обстановки. 3. Правильность принятого решения. | 1. Нарушение ПДД водителем. ....................... 2. Нарушение ПДД пешеходом. 3. Внезапные помехи на пути движения отказ системы управле ния, тормозов и т.д. неопытность водителя несоблюдение дистан ции и интервала, другие, нетипичные (редкие) ситуации. | ||||
Как усматривается из схемы, специфические особенности расследования вышеуказанных видов ДТП условно подразделяются на две группы:
- общие;
- индивидуальные.
Общие — это такие особенности, которые присущи всем видам ДТП. К ним относятся:
I. Поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств.
II. Технические познания.
III. Знание и правильное применение правил дорожного движения.
Данные особенности при правильном применении в практической работе уже на первоначальной стадии позволяют следователю (дознавателю) найти ответы на такие вопросы:
- что случилось;
- где это произошло;
- как это произошло.
I. Первая особенностьзаключается в умении следователя (дознавателя) правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия.
Поиск включает в себя обнаружение следов, которые могут быть оставлены даже за пределами места происшествия. Их обнаружение затруднено из-за большого радиуса разброса, но они могут указывать на то, что происходило до того или иного этапа происшествия.
Так, оставленный на бордюре след может указывать на то, что водитель полностью или частично потерял управление раньше, чем произошло ДТП, и что наезд был вызван попыткой водителя выйти из аварийной ситуации.
Кроме того, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортного средства и служить установлению объективных причин ДТП и изобличению виновных лиц.
Сбор заключается в правильной упаковке и хранении добытых во время поиска вещественных доказательств, с тем чтобы по прошествии времени они не утратили своего значения.
Приведем пример. Недалеко от места ДТП была обнаружена гайка. Она не была упакована при изъятии в коробочку, отсутствовали надпись о месте обнаружения, дата, подписи понятых, В ходе расследования было установлено, что причиной аварии послужил срыв гайки с пальца рулевой тяги
26*
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
и отказ рулевого механизма. Однако водитель отрицал это, ссылаясь на то, что неисправность возникла при аварии. Гайка же была утеряна из-за плохой упаковки, что означало утрату вещественного доказательства и затруднило расследование.
Однако не всегда вещественные доказательства проясняют то, что произошло во время происшествия, но они часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе гчшрткгваай, -о м«жр ггсдтверягпъ или опровергнуть mate aofcasamot, данные другими участниками ДТП.
При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением более вероятных вариантов механизма ДТП.
Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.
Таким оБр&эоы, если следователь выработает в себе способность обнаруживать следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку, улавливать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход расследования и правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он избежит утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления и подтверждения истинных обстоятельств ДТП.
Н. Вторая особенность:— технические познания о моделях автомобилей, их техническом состоянии, о том, какие неисправности влияют на безопасность движения и т.д.
Технические неисправности можно условно разделить на два вида: основные и иные.
Основные неисправности подразделяются на три типа: 1) неисправности тормозов; 2) поломка деталей рулевого механизма и привода; 3) повреждение шин.
Следователю надо знать, что сейчас на автомобилях имеются тормоза пневматические, гидравлические, механические.
Различаются несколько видов неисправности тормозов: нарушение герметичности трубопроводов; разрушение резиновых манжет в колесном тормозном цилиндре; повреждение манжет в главном тормозном цилиндре.
Нарушения герметичности трубопроводов могут возникнуть как в процессе эксплуатации, так и во время сборки. При движении по дорогам с разным покрытием можно повредить трубопровод выбрасываемыми из-под колес предметами. При сборке можно смонтировать гибкую систему (резиновый тормозной шланг) таким образом, что он будет тереться во время поворотного колеса, и это в конечном счете повредит его.
Отказ тормозной системы можно разделить на частичный и полный.
1. Частичному отказу могут послужить следующие причины:
- наличие смазки на тормозных накладках, обычно вследствие неисправности сальника;
- нарушение крепления накладок к колодкам и заклинивание тормозного барабана;
~ наличие грязи в тормозной магистрали, что мешает отходу колодок от тормозного барабана.
2. Полный отказ возникает по следующим причинам:
утечка тормозной жидкости из системы;
- разрыв резиновых шлангов и трубопровода.
Чтобы выявить указанные неисправности, следователю необходимо более тщательно производить осмотр автотранспорта, отражая все увиденное (разрывы, потеки жидкости и т.д.) в протоколе осмотра. Но зачастую надо производить их изъятие, с тем чтобы в дальнейшем имелась возможность проведения экспертизы и установления причин, послуживших ДТП.
Отказ рулевого привода ведет к серьезным последствиям, так как автомобиль становится неуправляемым. Он может резко свернуть в любом направлении.
Поломки деталей рулевого привода могут происходить из-за усталого разрушения; удара о какой-либо предмет на дороге; неисправности вследствие плохого крепления регулировочных гаек, что приведет к ослаблению и срыву; плохой затяжки гаек рулевых пальцев тяг, которая приводит к их срыву и выпадению пальца из соединения.
Для выявления этих неисправностей следователь обязан: произвести визуальный осмотр автомобиля; проверить крепление рулевых тяг; проверить, как работает рулевое колесо с приводом и рулевыми тягами; проверить, нет ли люфта в пальцах рулевых тяги их соединениях.
При этом все обнаруженное должно найти отражение в протоколе осмотра.
Повреждение шин любого колеса может вызвать резкое изменение движения автомобиля.
Повреждения шин могут возникать по следующим причинам: неправильный ремонт и сборка (плохо надета покрышка на диск или плохо надето стопорное кольцо и т.д.); неправильная вулканизация камеры; наличие дефектов в новой покрышке; механические повреждения в процессе экс-
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
плуатации или непосредственно перед происшествием (разрывы (но не проколы) вследствие наезда на острые предметы).
При возникновении повреждения автомобиль будет заносить в сторону поврежденной шины. Так, если повреждается передняя левая шина, то автомобиль отклоняется влево и, вероятно, столкнется с автомобилем, движущимся во встречном направлении, своим левым передним крылом.
Специфическими причинами ДТП могут служить неисправности, которые можно поименовать «иные». Это поломка отдельных деталей; неисправность работы поворотов, стоп-сигналов; неисправность стеклоочистителя; грязные рассеиватели фар; разбитое или отсутствующее зеркало заднего вида и т.д.
Поломка отдельных деталей может происходить из-за усталости металла, что обусловлено неправильной конструкцией детали (самодельные шаровые опоры и т.д.) или заводским браком. :
Поломку таких деталей можно выявить путем осмотра. Они имеют характерные особенности: зернистость структуры в месте излома, локализованную на небольшой части поврежденной поверхности; остальная часть может быть совершенно гладкой; на деталях могут иметься следы грязи, коррозии, жидкого битума и т.д.
Эти особенности обусловливаются тем, что трещины от усталости существуют некоторое время до полной поломки детали.
При осмотре такой детали следователь должен особое внимание обратить на то, имеются ли в местах излома какие-либо изгибы или вмятины, так как если излом произошел вследствие удара о какие-либо предметы, то эти особенности будут присутствовать, что будет указывать на механическое повреждение, а не разрушение, вызванное усталостью металла.
Таким образом, имея технические познания, следователь сможет уже на месте ДТП правильно и
объективно подойти к осмыслению истинных причин и механизмов происшествия. .' : :
III. Третья особенность заключается в знании и правильном применении Правил дорожного движения относительно совершенного ДТП.
Правила дорожного движения, как подзаконный акт, помогают установить взаимосвязь между
нарушениями правил безопасности движения и наступлением тех или иных вредных последст
вий. ..
Отсутствие причинной связи между нарушением ПДД и наступившими последствиями исключает уголовную ответственность лица, совершившего ДТП. К его действиям в таком случае могут применяться меры административной ответственности.
Правила дорожного движения определяют основу должного поведения водителя на дороге и в то же время представляют широкие возможности в выборе наиболее разумных действий при управлении транспортным средством. Так, водителю предоставлено право выбрать скорость с учетом интенсивности движения, дорожных условий и т.д., но при этом он обязан в случае возникновения опасности принять необходимые меры по предотвращению ситуации.
Таким образом, если следователь сумеет взаимно увязать эти два элемента и доказать, что нарушение одного из них находится в причинной связи с другим, это будет считаться нарушением
пдд.
Индивидуальные специфические особенности происшествия позволяют более полно воспроизвести событие ДТП и установить причины и условия, способствующие этому
При помощи индивидуальных особенностей следователь сможет найти ответы на такие вопросы: как автомобили столкнулись и что послужило причиной; где автомобили столкнулись и при каких условиях; с какой скоростью двигался каждый автомобиль перед происшествием.
Механические повреждения и следы, оставленные на автомобиле и дороге, составляют картину ДТП. Изучение этих следов позволяет определить, что действительно произошло. Все многообразие столкновений, опрокидываний и наездов на пешеходов может быть разделено по типам, которые, в свою очередь, имеют свои особенности.
Столкновение транспортных средств
Столкновение имеет пять основных типов:
- заднее столкновение — столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;
- встречное столкновение — когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются
передними частями; • . ' '.'■
- угловое столкновение— удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю
щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;
-■ боковое столкновение — столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.
На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимоположение автомобилей в момент столкновения.
После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкновении.
Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват перед другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.
При заднем столкновении имеются следующие особенности:
- после такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это
произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;
- у одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;
- следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.
Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все-
таки происходят и имеют свои особенности;
- При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают
на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;
- при неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет
отброшен назад от места столкновения;
- автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь
дороги.
На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.
Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:
- при таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;
- при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили
отскакивают друг от друга;
- при соприкосновении правыми углами — по часовой стрелке;
- разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо
билей, скорости и состояния дорожного покрытия.
При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии дороги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут распространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углового столкновения.
Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.
Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:
- при боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос
танавливают сами водители;
- при столкновении автомобили не вращаются;
- достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря-
зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;
- характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто
мобилей;
- при таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и
нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло
ДТП.
Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:
- следы торможения свидетельствуют о направлении движения;
- у одного автомобиля вмятины с передней части, у другого — с боковой;
«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомобилей.
При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнувшихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:
1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);
2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;
790
3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:
- измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, —
это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;
- исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби
лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.
Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.
Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.
В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на перекресток.