Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего
В процессе судебно-медицинского исследования потерпевшего основное внимание эксперта сосредоточивается на телесных повреждениях. При этом определяются количество, относительное расположение повреждений, вид каждого из них.
Устанавливаются способ причинения повреждений, вид примененного для этого технического средства (огнестрельное, холодное оружие, тупой предмет, петля из веревки, электрического провода при удушении, яд или сильнодействующий лекарственный препарат). По возможности определяются система, калибр примененного огнестрельного оружия, ширина клинка колюще-режущего орудия. При наличии повреждений на костях может быть предпринята попытка отождествить конкретное орудие, например топор, брошенный преступником на месте происшествия.
К числу важнейших относятся вопросы, от решения которых во многом зависит правильное определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего. Устанавливается, не лишился ли потерпевший какого-либо органа, не потерял ли, хотя бы частично, зрение; не пострадал ли его слух; можно ли считать изменение его лица, вызванное повреждениями, неизгладимым; является ли причиненный здоровью потерпевшего вред опасным для жизни; можно ли считать наступившее расстройство здоровья потерпевшего длительным; имеет ли место значительная стойкая утрата общей трудоспособности потерпевшего, и если да, то какова ее степень; наступило ли прерьшание беременности потерпевшей, и если да, является ли оно результатом причинения вреда ее здоровью; имеются ли у потерпевшего признаки психического заболевания или заболевания наркоманией, токсикоманией, и если да, вызваны ли эти заболевания фактом причинения вреда здоровью подэкспертного. Может возникнуть необходимость врешении и других вопросов, в частности: в какой последовательности причинены повреждения: при каком взаимном положении они причинены; какое огнестрельное повреждение является входным икакое выходным; имеется ли несоответствие между повреждениями на теле потерпевшего и его одежде, и если да, с какой силой наносились удары, судя по повреждениям; является ли человек, причинивший повреждения, правшой или левшой; могли ли образоваться повреждения по такой-то причине, например, в результате их нанесения самим потерпевшим, движущимися частями транспорта, вследствие припадка и падения от потери сознания.
На основе исследования всех повреждений и с учетом вызванного ими состояния здоровья потерпевшего судебно-медицинский эксперт делает вывод о степени тяжести причиненного ему вреда.
Допросы свидетелей
Свидетелей-очевидцев выявляют по поручению следователя обычно оперативные работники органов внутренних дел путем опросов граждан, проживающих недалеко от места происшествия, завсегдатаев заведения, где совершено преступление, водителей, пассажиров транспортных средств, проезжавших мимо места происшествия во время расследуемого события.
У свидетелей-очевидцев выясняются все известные им обстоятельства преступления, которые
они так или иначе наблюдали. Расспросить их надо и о месте, на котором преступник причинил
вред здоровью потерпевшего, и о времени, когда это произошло; о лице, совершившем преступле
ние, или о признаках его внешности; орудии, способе причинения повреждений; факте оказания
сопротивления потерпевшим или его пассивном поведении; направлении, в котором удалился пре
ступник с места происшествия, и о способе его удаления (ушел, убежал, уехал на определенном
транспортном средстве). Нелишне спросить у свидетеля, не видел ли он на месте происшествия
(возле него) кого-либо из своих знакомых. При утвердительном ответе на этот вопрос его знакомые
также могут быть допрошены в качестве свидетелей. ........................
Глава 30, Расследование умышленного причинения вреда здоровью
Полезную информацию, помогающую в установлении преступника, могут дать следователю также свидетели, не являющиеся очевидцами происшедшего. Ими могут быть родственники, друзья, приятели, сослуживцы потерпевшего, соседи по квартире, иные знакомые. Если им известно, кто совершил преступление, их показания об отношениях причинителя вреда с потерпевшим способны пролить свет на мотив, по которому потерпевший подвергся нападению. А если причинитель вреда после случившегося скрылся, свидетели этой группы могут иногда высказать суждения о наиболее вероятных местах, где следует искать исчезнувшего.
В случае, когда причинитель вреда известен в начале расследования, его обычно быстро задерживают, освидетельствуют, а одежду, головной убор, обувь подвергают тщательному осмотру.
Однако нередко его удается установить и задержать лишь на последующем этапе расследования.
§5. Последующий этап расследования. Личный обыск, освидетельствование задержанного подозреваемого и осмотр егоодежды
Производя эти действия, следователь стремится обнаружить следы и другие вещественные доказательства, которые могут свидетельствовать о причастности подозреваемого к расследуемому преступлению. Это — предмет, которым, согласно предположению, причинены телесные повреждения потерпевшему, а также следы, характерные для пребывания подозреваемого на месте происшествия и для контактного взаимодействия с потерпевшим.
При личном обыске главными объектами поиска являются технические средства, посредством которых причинен вред здоровью потерпевшего,— пистолет или обрез, иное огнестрельное оружие, патроны к нему либо финский, охотничий нож, кастет, наладонник, деталь взрывного устройства, взрывчатое вещество, яд (при отравлении). Кроме того, благодаря личному обыску в ряде случаев удавалось обнаруживать и иные вещественные улики. В одном случае в кармане пиджака подозреваемого оказалась записка потерпевшего угрожающего характера, адресованная ему. В другом в заднем кармане брюк обыскиваемого следователь обнаружил записи, свидетельствовавшие о крупной просроченной задолженности потерпевшего подозреваемому. Расследование по этому делу показало, что вред здоровью потерпевшего был причинен на почве мести за неисполнение освидетельствованию подозреваемого обязательства.
При медицинском освидетельствовании целесообразно привлечь врача.
Осмотр обнаженного тела подозреваемого производится прежде всего с целью обнаружить и подробно описать в протоколе освидетельствования повреждения (раны, ссадины, царапины, кровоподтеки), которые мог причинить потерпевший при оказании сопротивления преступнику. На теле подозреваемого отыскиваются также следы крови и других выделений человеческого организма. Например, на шее освидетельствуемого был обнаружен след смеси из крови и слюны, которую, как выяснилось в ходе расследования, потерпевший выплюнул в преступника в момент самозащиты.
Следует иметь в виду, что нередко преступник до своего задержания успевает смыть имеющиеся на его теле следы выделений. Но иногда микроколичества соответствующих веществ удается обнаружить в укромных местах, например в подногтевом пространстве, в ушной раковине, на волосистой части головы.
На теле освидетельствуемого следует искать все возможные следы, образованные от соприкосновения с теми или иными веществами с места происшествия, в частности алебастром, цементом со строительной площадки, металлическими микрочастицами из металлообрабатывающего цеха, завода, мелкими частицами древесины с лесопилки или из столярной мастерской, шамотной пылью с кирпичного завода, каменноугольной пылью или копотью из котельной, цветочной пыльцой из леса, с луга или парка.
Важное доказательное значение могут иметь обнаруженные на теле подозреваемого следы наложения микрочастиц, перешедших от потерпевшего в момент, когда он, оказывая сопротивление, соприкасался, находился в контактном взаимодействии с преступником. К их числу относятся текстильные волокна с какого-либо предмета, например шарфа потерпевшего, волосы с головы последнего, частицы водорастворимой краски на теле или одежде потерпевшего либо пятна, образованные веществом, специфическим для производственного предприятия, на котором работает потерпевший. В следственной практике отмечен случай, когда на теле подозреваемого обнаружили следы, образованные мраморной пылью. Как показало расследование, такой пыли было много на одежде потерпевшего, поскольку он работал в мастерской по обработке мраморных плит. Согласно заключению эксперта, мраморные микрочастицы с одежды потерпевшего и с тела подозреваемого были однородны, относились к одному и тому же виду — редко встречающегося мрамора. Это подтверждало факт контактного взаимодействия между преступником и потерпевшим, произошедшего в момент совершения преступления.
Глава 30. Расследование умышленного причинения вреда здоровью
Такие же следы наслоений, в том числе микрочастицы, могут быть обнаружены при осмотр* одежды, головного убора, обуви подозреваемого. Кроме того, при их осмотре устанавливаются ■ фиксируются в следственном протоколе различного рода повреждения (разрывы, разрезы, проколы), возможно, причиненные потерпевшему, оказавшему сопротивление преступнику.
Обыск по месту жительства и работы обвиняемого (подозреваемого)
При таком обыске круг объектов, требующих особого внимания, довольно широк и разнообразен. Внимание должны привлечь не находившиеся на задержанном предметы одежды: головне* убор, обувь, иные личные вещи, которые, по имеющимся данным, находились у преступника (при нем) во время причинения им вреда здоровью потерпевшего. Не следует упускать из вида влажные свежевыстиранные вещи обыскиваемого, на которых с помощью специального раствора, в состав которого входит люминал, сода кальцинированная (карбонат натрия) и перекись водорода, могут быть выявлены имевшиеся на них и удаленные стиркой следы крови. Ценной находкой могут быть не уничтоженные следы крови. Объектами поиска должны быть предполагаемые орудия престта-ления, в том числе огнестрельное оружие, боеприпасы. Если при осмотре места происшествия, бе котором вред здоровью причинен из ружья, обнаружен бумажный пыж, сделанный из листа ка> либо периодического издания, при обыске следует поискать такое же издание, в котором отсутствует соответствующий лист.
Важными уликами могут стать обнаруженные при обыске различного рода документы, например, письма, записки с угрозами, адресованные потерпевшему, но почему-то оказавшиеся веог-правленными; дневниковые записи, прямо или косвенно свидетельствующие о причастности обвиняемого (или подозреваемого) к расследуемому преступлению; билет на поездку в пункт, где совершено преступление; фотоснимок с изображением предмета, обнаруженного на месте происшествия, тождество которого можно установить посредством криминалистической экспертизы.
Дополнительные экспертизы
Надобность в них возникает по мере обнаружения различных следов и предметов, нуждающихся в экспертных исследованиях. Так, при обнаружении на теле, одежде, ином предмете обвиняемого следов крови или другого вьщеления человеческого организма производится судсбо» биологическая экспертиза для установления однородности по групповой принадлежности с образцом соответствующего вьщеления потерпевшего или принадлежности вещества следа потерпевшему (например, принадлежности крови, устанавливаемой генотипоскопическим методом). Однородность микрочастиц и основанный на ней факт контактного взаимодействия между обвиняемым и потерпевшим устанавливаются посредством криминалистической экспертизы материалов, веществ, изделий (КЭМВИ).
В рамках криминалистической экспертизы осуществляется также идентификация огнестрельк>-го оружия, обнаруженного у обвиняемого, по вещественным доказательствам выстрела (пуле, гильзе, дроби, картечи) с места происшествия.
Трасологической экспертизой устанавливается тождество обвиняемого по следам рук, оставленным на месте происшествия, а также тождество его обуви по следам ног.
Благодаря почерковедческой экспертизе устанавливается факт исполнения текста, обнаруженного при обыске документа, имеющего доказательственное значение для обвиняемого или потерпевшего.
Допрос обвиняемого (подозреваемого)
У обвиняемого (подозреваемого), признающего свою вину, выясняются все обстоятельства расследуемого преступления. Целесообразно получить показания допрашиваемого о том, когда и ■ связи с чем возникло намерение причинить вред здоровью потерпевшего; какие подготовительные меры были в связи с этим осуществлены; если такое намерение возникло внезапно на месте прсн&-1 шествия, то под влиянием чего; был ли знаком с потерпевшим, если да, то когда, где, при каких об- i стоятельствах с ним познакомился; какие отношения с ним поддерживал, как часто и в связи с чек общался; возникали ли в отношениях с ним какие-либо конфликты, если да, то в связи с чем, как они разрешались.
Выясняются все детали механизма преступления, обстоятельства, предшествовавшие напаяе-1 нию на потерпевшего и последовавшие за ним, в частности, с какой целью, каким способом прнбыш I на место происшествия, куда и как убыл после совершения преступления, принимал ли меры к со-1 крытию его следов.
При отрицании обвиняемым своей вины применяются соответствующие тактические приему побуждающие к даче правдивых показаний, включая предъявление имеющихся в деле уличаюпав.
Глава 3!. Расследование похищения человека
доказательств (подробно о допросе обвиняемого говорится в разделе, посвященном вопросам следственной тактики).
На заключительной стадии расследования определяется материальный ущерб, причиненный потерпевшему. Соответствующий расчет производится на основе справок медицинских учреждений, где лечился потерпевший и проходил реабилитацию, о стоимости затрат на эти мероприятия. При определении ущерба может быть учтена также стоимость поддерживающего лечения, а также величина компенсации в связи со стойкой утратой трудоспособности.
В окончательном виде размер ущерба определяет суд в порядке искового производства.
Глава 31. РАССЛЕДОВАНИЕ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Для правильной квалификации этого преступления прежде всего необходимо разграничить похищение человека от таких преступлений, как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и захват заложников (ст. 206 УК РФ).
Общим для всех этих составов является ограничение свободы передвижения потерпевшего, иногда даже в пределах помещения, где он содержится, путем связывания, приковывания к неподвижным предметам или иным способом, лишение его возможности свободно общаться с другими лицами, и если это допускается, то только с ведома преступников или по их указанию.
Объективная сторона похищения человека состоит в открытом или тайном захвате живого лица, которое, помимо своей воли, перемещается из места его постоянного или временного пребывания в иное, по усмотрению похитителей, место, где насильственно удерживается с определенной целью. Что касается незаконного лишения свободы, то оно также предполагает насильственное удерживание потерпевшего, но только в месте его постоянного или временного нахождения (в его же собственном жилище, по месту работы, в автомашине). Законодатель имел в виду именно этот момент, когда формулировал диспозицию ч. 1 ст. 127 УК РФ как «Незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением».
Кроме того, действия лиц, незаконно лишивших свободы человека на явно незначительное время и не причинивших ему вреда, а также не создавших угрозы причинения вреда потерпевшему, в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ могут и не рассматриваться как преступление, в то время как длительность насильственного удержания похищенного человека, даже если ему и не причинен какой-либо вред, не имеет значения для квалификации действий преступников по ст. 126 УК РФ.
Несколько сложнее разграничить похищение человека и взятие заложников, так как и в том, и в другом случае предполагается захват и насильственное удерживание потерпевших. Правда, при захвате заложников они могут удерживаться на том же самом месте, где они были захвачены, например, в транспортном средстве, осуществлявшем их перевозку, что исключается при похищениях, предусматривающих обязательное перемещение потерпевших для насильственного удержания в иное место. Главное отличие заключается в объекте преступного посягательства: при похищении человека таковым является в первую очередь личная свобода человека, а при взятии заложников — общественная безопасность. Дополнительными объектами преступления и в том, и в другом случае могут быть жизнь, здоровье захваченных лиц.
Похищение, как правило, осуществляется скрытно, при минимальном количестве очевидцев. Этот факт, в зависимости от мотива и.цели, преследуемых преступниками, может ими скрываться (например, когда целью похищения является убийство потерпевшего по мотивам мести, изнасилование или понуждение к рабскому труду, получение от него согласия на выполнение определенных гребований: отказ от получения долга, передача прав на имущество и др.) или разглашаться, но только узкому кругу лиц, которые должны выполнить ряд требований, как условие освобождения потерпевшего. Сведения о лицах, совершивших похищение, в любом случае не разглашаются, местонахождение похищенного лица и сам факт предъявления его близким требований содержатся в гайне от каких-либо органов государственной власти. Более того, эти лица предупреждаются о тяжких последствиях для похищенного лица в случае их обращения за помощью в правоохранительные органы. Что касается захвата заложников, то, наоборот, сам факт захвата осуществляется демонстративно, широко афишируется. Если место удерживания заложников совпадает с местом их захвата, то оно, естественно, становится достоянием гласности. Преступники часто разглашают сведения о себе, предъявляют требования, как условия освобождения заложников, открыто, в ультимативной форме, причем эти требования могут быть обращены не только к физическим лицам, но и к государству.
Для похитителей решающее значение имеет выбор жертвы. Она заранее намечается: конкретный должник, лицо, которое, по мнению преступников, способно выполнить их требования, имеет
17-2565 497