Судебно-медицинская экспертиза.

Судебно-медицинская экспертиза — научно-практическое исследование, которое производится государственным судебно-медицинским экспертом в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих у органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с расследованием и рассмотрением уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям.

К компетенции судебно-медицинской экспертизы относятся:

1) экспертиза трупов в случае насильственной смерти, а также при обоснованном подозрении на насильственную смерть;

2) экспертиза пострадавших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести телесных повреждений и других вопросов, требующих специальных познаний в области судебной медицины;

3) экспертиза вещественных доказательств — органов, тканей, выделений человека, а также травмирующих предметов и следов их воздействия на теле, одежде и обуви человека с помощью применения лабораторных методов исследования;

4) экспертиза по материалам уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям. Примерный перечень вопросов по делам данной категории (ДТП), подлежащих разрешению судебно-медицинской экспертизой: а) Какова причина смерти пострадавшего? б) Какова степень тяжести телесных повреждений? в) Каков характер и локализация следов и повреждений на одежде и обуви пострадавшего? г) Когда (между какими часами) наступила смерть пострадавшего? д) Наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до ДТП (инсценировка гибели в ДТП и др.)? е) В каком физиологическом состоянии находился пострадавший в момент ДТП (в трезвом или состоянии опьянения, в наркотическом или болезненном состоянии)? ж) Не являются ли повреждения, обнаруженные на трупе (теле пострадавшего), транспортной травмой, если да, то каков их характер, локализация и механизм образования? з) Каким видом ТС причинены травмы? и) Какие из обнаруженных повреждений на теле пострадавшего могли образоваться от первичного удара частями ТС? к) В каком положении находился пешеход в момент нанесения первичного удара частями ТС? л)Кто из пострадавших находился за рулем ТС в момент происшествия?

29. Основные повреждения участников ДТП (воли имей, пассажиров, пешеходов).

Травма — это внезапное воздействие на организм какого-либо фактора, вызывающего анатомические или физиологические нарушения. Различают травмы механические, химические, термические, электрические, лучевые и др. Среди травм, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий, большой удельный вес имеют различные раны: ушибленные, рваные, размозженные, резаные, колотые, рубленые и их различные сочетания.

Раной называется всякое нарушение целости кожи и слизистых оболочек и повреждение глубоких тканей, костей, внутренних органов. Повреждения только кожи и слизистых оболочек называются ссадинами и царапинами.

По характеру повреждения травмы могут быть:

-открытыми — с повреждением кожи или слизистых оболочек; закрытыми, при которых кожа и слизистые оболочки остаются неповрежденными; проникающими в полости организма: груди, живота, черепа, суставов; непроникающими и др.

В момент повреждения вместе с ранящим орудием в рану попадают микробы и инородные предметы (кусочки металла, стекла, одежды, земли и т. п.), поэтому каждая такая рана считается первично инфицированной. Непосредственную опасность, для жизни пострадавшего в момент дорожно-транспортного происшествия, а также ближайшие несколько минут или часов представляют обморок, коллапс, травматический ток, кровотечение, повреждения жизненно важных органов.

Кровотечение возникает в результате повреждения кровеносных сосудов и бывает как наружным, так и внутренним (кровь изливается в грудную или брюшную полости, внутрь черепа, полости суставов). В зависимости от того, какой сосуд поврежден, различают капиллярное, венозное иартериальное кровотечения. Капиллярное кровотечение чаще всего возникает при поверхностных (скальпированных) ранениях, когда отдельных кровоточащих сосудов не видно и из поврежденных мельчайших сосудов кровь сочится, как из губки.

Венозное кровотечение— вид кровотечения, при котором из раны вытекает непрерывной струей темно-красная кровь — останавливают, придавая возвышенное положение поврежденной части тела и накладывая тугую давящую повязку. При ранениях крупных вен кровотечение останавливают, накладывая жгут.

Артериальное кровотечение — наиболее опасный вид кровотечения. Из раны вытекает ярко-красная (алая) кровь пульсирующей струей, иногда фонтанчиком. Если быстро не остановить артериальное кровотечение, особенно при ранениях крупных артерии, через несколько минут может наступить угрожающая жизни потеря крови.

Ушибы, растяжения и разрывы связок— повреждения, не сопровождающиеся нарушением целости кожи. Признаки этих повреждений: сильные боли в месте травмы, припухлость, кровоподтеки, ограничение подвижности. Первая помощь - создании покоя и охлаждении поврежденного места. Иногда при ДТП происходит длительное сжатие или раздавливание больших участков мягких тканей, чаще всего нижних конечностей, обломками или частями разбитого автомобиля. Вывихом называется стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей относительно друг друга. Основные признаки вывихов: резкая боль в суставе, особенно усиливающаяся при малейших попытках движения в нем; укорочение или удлинение конечности; изменение формы сустава; вынужденное положение конечности.

Перелом — это нарушение целости кости. Основным признаком перелома явл. деформация — изменение правильной формы как следствие кровоизлияния, отека или смещения костных отломков.

Трасологическая экспертиза.

Трасология – криминалистическое учение о следах материальных объектов, связанных с расследуемым событием, механизме их образования, средствах и методах их выделения, фиксации исследования и использования в целях раскрытия расследования и предупреждения происшествий. раздел криминалистики, изучающая следы, оставленные ТС и предметами в момент ДТП; следообразование, оборудование для исследования механизма следообразования.

След – материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в событии ДТП объектов и о механизме такого события.

Предмет транспортной экспертизы – обстоятельства, т.е. фактические данные устанавливаемые экспертом на основе следов, которые возникли на месте ДТП. Предмет конкретной экспертизы определяется вопросами поставленными перед экспертом. Производство экспертизы основано на использовании стандартных методик экспертного исследования.

Особенности: 1.Эксперт обязан рассматривать комплекс следов, 2. Следы на месте ДТП могут иметь разнородный характер, 3. Необходимо выяснить связь между следами и конкретным ДТП. Комплексность исследования следов – одна из главных особенностей экспертизы. Поэтому эксперту надо предоставить все материалы, особенно актуальные, где имеется фиксация последствий на носителях.

Экспертные задачи:

1)классификационные (установление модели ТС). 2) Идентификационные (отождествление ТС), 3) Диагностические. Установление модели ТС, его отождествление осущ. по следам ходовой части, по следам отделившихся узлов, агрегатов и частей ТС. К категории диагностических задач относят расшифровку механизма ДТП – это и сам процесс ДТП, перемещение а\м после ДТП, перемещения пешеходов/пассажиров в процессе ДТП.

Задачи: 1)Определение траектории и характера движения ТС и объектов до удара. 2)Определение относительного расположения ТС и объектов в момент ДТП. 3)Установление места столкновения, удара. 4)Определение траектории движения ТС. 5)Установление места наезда на пешехода. 6)Установление механизма ДТП. 7)Установление лиц управляющих ТС. 8)Установление отделившихся в процессе ДТП частей ТСЭкспертиза играет основную роль при моделировании процесса ДТП. Большое значение данные имеют при розыске скрывшихся с места ДТП тс. Особо важное значение экспертиза имеет для установления причин возникновения следов , а т.ж. механизма возникновения.

Трасологическая экспертиза в соответствии с объектами исследования подразделяется: 1. Гомеоскопическая (изуч. следы рук, ног, зубов челов.) 2. Механоскопическая (следы орудий, инструментов произ-ных механизмов). 3. Транспортная (экспертиза безрельсового и рельсового транспорта) 4. Экспертиза следов животных (следы лап, ног, зубов, волочения).

Наши рекомендации