Собирание данных о внешности человека и их использование в криминалистических целях
Собирание информации о внешности человека в самом общем виде представляет собой деятельность (процессуальную и непроцессуальную) по ее поиску и фиксации для дальнейшего использования в ходе раскрытия и расследования преступлений.
На практике поиск и получение таких сведений осуществляются в ходе проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и заключаются в выявлении очевидцев (свидетелей), видевших разыскиваемое лицо, либо обнаружении каких-либо материальных носителей (фотоснимков, видеоматериалов, слепков и т.д.), отображающих разыскиваемое лицо.
Первичная информация о внешности человека появляется, как правило, в результате проведения опросов и допросов очевидцев, иных свидетелей, потерпевших и других лиц, располагающих данными о разыскиваемом лице. Полученная информация фиксируется в форме описания по методу словесного портрета в справках, рапортах, протоколах допросов и т.п.
При этом необходимо стремиться к получению более полных, точных и достоверных сведений о признаках внешности человека. Недостаток информации о внешности разыскиваемого лица может быть восполнен ее получением из других источников: личных и специальных архивов, картотек, криминалистических и иных учётов1, специальных хранилищ, служебных документов в виде *ишГи™' кинокадров и видеозаписей, рентгенограмм, слепков с лица умершего человека опи-
СсШИИ И Т.Д. - *
иг
Глава IS. Отождествление личности по признакам внешности
В ходе таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование, осмотр трупа и эксгумация, проведение портретной экспертизы, также может быть получена как первичная, так и дополнительная информация о внешности разыскиваемого лица.
В ходе работы по сбору данных о внешности человека необходимо учитывать, что объективно существуют некоторые факторы и условия, под влиянием которых у человека формируется определённое представление о внешности лица, которого он наблюдал ранее. Таковыми являются, например, свойства личности самого наблюдателя: его пол, возраст, антропологическая и национальная принадлежность, образование, профессия, род занятий, тип мышления, степень художественного восприятия и т.д. Отмеченные и иные факторы могут оказать существенное влияние на полноту и достоверность сведений, сообщенных о внешности разыскиваемого лица, и следователю при их оценке необходимо это учитывать.
Так, известно, что женщины воспринимают полученную информацию эмоциональнее мужчин, способны дать более подробную характеристику внешности человека. При этом женщины прежде всего обращают внимание на глаза, а мужчины — на причёску того, кого наблюдают. В целом женщины способны более детально запомнить внешний облик человека и дольше сохранять его в памяти.
Возраст также оказывает существенное влияние на формирование представлений о внешности человека. Основная особенность детского восприятия — в слабости организованного, целенаправленного анализа внешнего облика человека. Однако чем более эмоциональной была реакция ребёнка на конкретного человека или отдельные элементы его внешности, тем более эффективного описания этих элементов внешности или всего лица можно ожидать со стороны этого ребёнка.
Период пожилого возраста человека (примерно от 60 лет и выше) накладывает негативный отпечаток на формирование представлений об элементах внешности человека — они теряют яркость, значимость, что непосредственно сказывается на результатах их воспроизведения.
Объективно вызывает сложность для наблюдавшего лица достоверное восприятие и описание признаков внешности человека, который относится, например, к малораспространённой в данной местности антропологической группе или национальности.
Замечено, что признаки внешности человека по-разному оцениваются и воспроизводятся жителями городской и сельской местности: горожане, как правило, удерживают в памяти больший объём информации, дают более точное и полное описание одних и тех же признаков внешности человека.
Низкий образовательный уровень свидетеля или потерпевшего не позволит ему дать яркие, полные характеристики тех или иных признаков, элементов внешности человека.
В то же время известно, что профессии, которые предполагают изучение внешности людей, такие, как врач, парикмахер, актёр, фотограф, журналист, художник и другие, накладывают свой положительный отпечаток на способность людей этих и подобных профессий с большим вниманием воспринимать окружающих их людей, точнее воспроизводить и анализировать нюансы внешности человека. В целом независимо от профессиональных навыков на полноту и качество восприятия и описания внешности виденного им ранее лица влияют степень развития у человека наблюдательности, воображения, состояние его зрительных органов, степень внушаемости, степень влияния или давления на него окружающих и т.д.
Уточнения требуют временные и погодные условия, в которых происходило наблюдение описываемого человека, например, в течение нескольких часов, суток или лет, один час или менее часа, что также существенно влияет на полноту восприятия внешности человека. Очевидно, что необычные погодные условия, существовавшие в момент восприятия — при ярком солнце, в дождь, снегопад, — также могут оказать влияние на качество зрительного восприятия человеком увиденного.
Выясняя данные о внешности человека, необходимо уточнить, существовали ли в момент наблюдения условия, затрудняющие этот процесс, например: плохое освещение, либо элементы маскировки, инсценировки или сокрытие части зяементов внешности, либо наблюдатель находился на значительном расстоянии от описываемого им лица, либо его местоположение было таково, что не позволяло вести благоприятное наблюдение.
Важно знать, носило ли восприятие внешности человека преднамеренный или случайный характер. Очевидно, что увиденное лучше зафиксируется в памяти человека в случае намеренного его созерцания. Нельзя не учитывать ту роль, которую игрп в событии преступления субъект восприятия: являлся ли участником преступления (потерпевшим, преступником, соучастником) или случайным свидетелем.
Психическое состояние человека, в котором он находился во время или в момент восприятия внешности человека, а это может быть страх, беспомощность, оцепенение, полуобморочное состояние либо, напротив, — агрессия, ожесточённость, физическое напряжение, состояние физической борьбы и т. п., также может наложить определённый отпечаток на формирование в памяти человека конкретного мысленного образа. При этом возможно возникновение, а затем и воспроизведение пре-
10-2565
Глава 15. Отождествление личности по признакам внешности
увеличенных свойств признаков внешности человека, присвоение ему негативных характеристик вплоть до приписывания ему животных признаков или, напротив, полного провала в зрительной па-* мяти наблюдателя и неспособности даже при значительных усилиях воспроизвести образ человека.
Важно учитывать, что в целом отображение внешнего облика человека в памяти всегда беднее внешности человека в оригинале. Полнота отражения внешнего облика человека с течением времени уменьшается, при воспроизведении его внешних признаков всё больше появляется элементов обобщения, что во многом зависит от отмеченных выше индивидуальных качеств как наблюдателя, Объекта наблюдения, так и условий наблюдения.
Психологические особенности человека, такие, как тип его темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и сопровождающие их основные черты характера (соответственно: контактность и непостоянство, активность и вспыльчивость, спокойствие и терпеливость, повышенная впечатлительность и нерешительность), манеры поведения (соответственно: высокая мобильность, переменчивость настроения, низкая адаптация к новым условиям, медлительность), особые качества личности (соответственно: хорошая наблюдательность, жизнерадостность, выдержка, правдивость), также могут оказать существенное влияние на способность человека запоминать внешность другого лица и достоверно сообщать о ней.
Таким образом, оперативному работнику или следователю при беседе с очевидцем, свидетелем или потерпевшим о внешности виденного ими ранее лица целесообразно учитывать указанные обстоятельства. Тактически верным будет дать возможность опрашиваемым (допрашиваемым) лицам в свободной форме изложить свой рассказ о внешности разыскиваемого лица. Не рекомендуется упоминать при этом понятий и терминов, которые используются в методе словесного портрета, так как это может помешать им воспроизвести тот образ, который сформировался в их памяти. В то же время эффективным будет использование в ходе собеседования (допроса) вспомогательных материалов: рисунков, фотографий с разными элементами внешности, среди которых, возможно, будут те, которые имеют наибольшее сходство с элементами внешности разыскиваемого лица. В случае, когда необходимо опросить нескольких очевидцев, подобная работа проводится с каждым из них отдельно.
Далее информация о внешности фиксируется в виде свободного описания в протоколе допроса либо в рапорте, а затем полученные сведения перерабатываются и описываются, желательно при помощи специалиста-криминалиста, согласно системе описания внешних признаков человека (метода словесного портрета) и в дальнейшем могут использоваться при составлении розыскных ориентировок, субъективных портретов и т.д.
Описание по методу словесного портрета широко применяется также для целей уголовной регистрации лиц без вести пропавших, неопознанных трупов, арестованных, осужденных и других. Важно при этом не утерять всю имеющуюся первичную информацию о признаках внешности человека и отразить ее в соответствующих графах учетных карт. Если при описании какого-то признака возникает затруднение с его определением, в любом случае необходимо зафиксировать в карте этот признак наиболее подходящим из представленных вариантов.
Другим широко применяемым способом фиксации признаков внешности в целях проведения освидетельствования, предъявления для опознания, для уголовной регистрации, производства портретной экспертизы и изготовления субъективных портретов является фотосъёмка. Лучше, чтобы она была проведена специалистом (фотофафом, экспертом-криминалистом), однако ее может осуществить и следователь, оперативный работник, владеющие фотофафической техникой и приёмами фотофафии.
Фотосъёмка живых лиц должна производиться в двух основных ракурсах: анфас и в правый профиль. Наличие у фотографируемого каких-либо особых примет (родимых пятен, шрамов и т.п.) обязывает произвести фотосъёмку и левого профиля. Фотографирование осуществляется по правилам опознавательной съёмки и должно максимально чётко передавать все признаки головы (лица).
Фотографирование трупа производится также с целью фиксации признаков внешности умершего (погибшего) лица, состояния его одежды, имеющихся на нем повреждений, броских и особых примет, других особенностей. По правилам опознавательной съёмки голова (лицо) трупа для его последующего опознания, а также для регистрации неопознанного трупа фотографируется после проведения судебно-медицинским экспертом так называемого туалета трупа (для придания ему прижизненного вида). Фотографирование трупа производят анфас, в правый и левый профиль, с поворотом головы в 3/4 с обеих сторон, а также, повозможности, в положении «сидя». В случае обнаружения трупа без одежды, его фотофафирование производят, лишь прикрыв тело простыней. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы при последующем опознании трупа по фотофафии не дезориентировать опознающих его лиц.
Применение фотофафии в целях фиксации признаков внешности регламентируется положениями уголовно-процессуального законодательства (ст. 178, 179, !89 УПК РФ), а также приказами и инструкциями МВД России.