Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных
Категорий лиц
В соответствии со ст. 448 УПК РФ в особом порядке принимается решение о возбуждении уголовного дела s отношении: 1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, 2) Генерального прокурора Российской Федерации, 3) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, 4) судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда, 5) иных судей, 6) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, 7) уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, 8) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации, 9) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, 10) следователя, адвоката, 11) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, 12) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Кроме того, некоторыми особенностями отличается порядок рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан. Знание следователями таких особенностей становится все более актуальным, поскольку количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, как свидетельствует статистика, год от года увеличивается.
Сообщение о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ,
В то же время рассмотрение сообщения о преступлении в данном случае осуществляется с учетом целого ряда факторов. К ним относятся, в частности: знание иностранным гражданином языка, на котором ведется уголовное судопроизводство в данной местности; основания пребывания иностранного гражданина на территории РФ; наличие или отсутствие права на дипломатическую неприкосновенность у иностранного гражданина и др.
Особенности получения заявления (сообщения) о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Дальнейшая регламентация процедуры получения заявлений о преступлениях дифференцируется в зависимости от вида заявления — устного или письменного.
К письменному заявлению в уголовно-процессуальном законе предъявляется единственное требование — оно должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Порядок приема, регистрации и дальнейшего движения письменных заявлений в органах, уполномоченных принимать решения по сообщениям о преступлениях, регламентируется ведомственными нормативными актами [см.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщений и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158) // Российская газета, 2003 г., 12 апреля, № 7; Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности (утверждена Приказом ФСБ РФ от 4.12.2000г. №613, в редакции Приказа ФСБ РФ от 14.08.2001 №432)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 3; №36; Российская газета, 2001, 3 февраля, № 24; 5 сентября , № 172.
Более подробно в ст. 141 УПК РФ урегулирована процедура получения устных заявлений, которая включает в себя предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ч. 6) и составление протокола принятия устного заявления о преступлении (ч. 3) либо занесение заявления в протокол следственного действия (ч. 4).
Установленный в УПК РФ и ведомственных нормативных правовых актах порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях распространяется на все сообщения о преступлениях, в том числе совершенных иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан. Вместе с тем получение таких сообщений имеет некоторые особенности.
На этапе получения сообщения о преступлении от заявителя очень важно получить максимум сведений об обстоятельствах совершенного или предполагаемого преступления, о предполагаемом
Глава 2. Возбуждение уголовного дела
." действительном преступнике. Это позволяет принять законное и обоснованное решение о воз-*дении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, а в конечном итоге созда-п предпосылки быстрого и полного раскрытия преступления.
Если иностранный гражданин обратился с устным заявлением, то согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ . едователь обязан составить протокол о принятии устного заявления о преступлении. Структура и : удержание протокола о принятии устного заявления о преступлении установлены Приложением 2 ж ст. 476 УПК РФ.
Составляя протокол о принятии устного заявления о преступлении, необходимо тщательно выяснить и зафиксировать анкетные данные заявителя (фамилия, имя и отчество; дата и место рожде--:яя; гражданство (подданство); место жительства, место работы или учебы и т.д.), а также сведения : документе, удостоверяющем личность заявителя (вид документа, его регистрационный номер, гае,когда и кем выдан и данные об имеющихся в нем отметках).
Следует иметь в виду, что перечисленные сведения в последующем могут потребоваться для оставления различного рода запросов в отношении данного гражданина (о месте его пребывания нли жительства и т.п.).
Если у иностранного гражданина нет при себе документов (находятся по месту проживания, уте-эяны, по утверждению данного гражданина, и т.п.), необходимо принять меры к установлению его личности иными способами, доступными в сложившейся ситуации: выехать вместе с ним к месту проживания, где, по его утверждению, находятся документы; предоставить ему возможность связаться по телефону с лицами, которые могут доставить документы, удостоверяющие его личность, и т.д.
Не следует безоговорочно доверять сведениям о личности иностранного гражданина, полученным по телефону из учреждения, где работает или учится данный гражданин. В такой ситуации нет уверенности в достоверности полученной информации, а следовательно, целесообразно пригласить представителя учреждения (фирмы, учебного заведения) для непосредственного удостоверения личности иностранного гражданина.
Если заявителем является иностранный гражданин, не владеющий языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то это существенно затрудняет либо вовсе исключает адекватное восприятие сообщаемой им информации об обстоятельствах совершенного или предполагаемого преступления. Таким образом, одной из особенностей получения сообщения о преступлении в данном случае является обеспечение участия переводчика с момента получения сообщения (заявления). В связи с этим желательно, чтобы в дежурной части органов внутренних дел, на территории обслуживания которых более или менее часто совершаются преступления иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан, были сведения о лицах, которые могут быть приглашены для участия в качестве переводчиков с момента обращения с заявлениями о преступлениях, совершенных в отношении иностранных граждан, не владеющих или плохо владеющих языком, на котором в данной местности ведется уголовное судопроизводство.
Вопрос об участии переводчика в ходе получения и проверки сообщения о преступлении в ряде случаев приобретает проблемный характер, поскольку действующее уголовно-процессуальное законодательство (ст. 169 УПК РФ) предоставляет следователю право привлечь переводчика лишь к участию в следственных действиях, не разъясняя при этом, какие именно действия считаются следственными.
Вывод о том, какие именно действия являются следственными, можно сделать путем логического толкования понятия неотложных следственных действий.
В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Если из приведенной дефиниции исключить признак, указывающий на неотложный характер действий, то оказывается, что следственные действия — это действия, производимые, во-первых, лишь после возбуждения уголовного дела и, во-вторых, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств. Такими признаками в полном объеме обладают: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на поч-тово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы.
Получение сообщения о преступлении не является следственным действием в том значении, которое ему придается в УПК РФ, а следовательно, на него не распространяются положения ст. 169 УПК РФ. Этот вывод находит свое подтверждение также в том, что в ст. 141 УПК РФ, где установлен порядок получения устного заявления о преступлении, не предусмотрено участие в выполнении данного процессуального действия иных лиц, кроме заявителя и должностного лица, прини-
Глава 2. Возбуждение уголовного дела
мающего заявление. Кроме того, в структуре протокола принятия устного заявления о преступлении (Приложение 2 к ст. 476 УПК РФ) нет графы, где могло бы быть зафиксировано участие переводчика при составлении данного протокола.
Таким образом, нормы УПК РФ, регламентирующие порядок получения заяачений (сообщений) о преступлениях, не соответствуют Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 24 июля 1998 г.). В ч. 3 ст. 18 этого закона закреплено правило, согласно которому «лица, участвующие в деле и не владеющие языком, на котором ведутся судопроизводство и делопроизводство в судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах, вправе выступать и давать объяснения на родном языке или на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика» [СЗ РФ, 1998, №31, ст. 3804].
Отсюда следует, что иностранный гражданин, не владеющий языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, вправе воспользоваться услугами переводчика независимо от стадии уголовного судопроизводства в каждом случае сообщения им органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору и суду юридически значимой информации.
Несовершенство уголовно-процессуального закона (а в данном случае именно УПК РФ страдает таким недостатком) не может быть препятствием для участия переводчика в момент принятия как устного, так и письменного заявления о преступлении от гражданина, не владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство.
Отсюда следует, что в случае обращения иностранного гражданина с заявлением о преступлении необходимо прежде всего выяснить, в какой мере заявитель владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство.
Не владеющим языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, следует считать иностранного гражданина, который не понимает или плохо понимает обычную разговорную речь, а также не умеет свободно изъясняться на данном языке либо испытывает затруднения в понимании тех или иных терминов или обстоятельств, связанных с производством процессуальных действий. [См.: Сборник постановлений Пленума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 1974-1979 гг./ Под ред. А.К. Орлова. М.: Юрид. лит., 1981, с. 278.]
Если у следователя или иного должностного лица органа уголовной юстиции нет уверенности в том, что заявитель владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то они обязаны решить вопрос об участии переводчика с момента получения устного заявления о преступлении и составления об этом протокола. С этой целью заявителю необходимо задать вопрос о том, считает ли он необходимым участие переводчика при принятии заявления о преступлении и производстве в последующем процессуальных действий с участием заявителя. Ответ заявителя следует записать в протокол принятия устного заявления о преступлении и предложить заявителю удостоверить своей подписью правильность произведенной записи. Кроме того, целесообразно предложить заявителю собственноручно записать на отдельном листе бумаги несколько предложений на языке, на котором ведется уголовное судопроизводство, и удостоверить этот факт своей подписью. Полученную указанным способом запись следует приобщить к материалам проверки для подтверждения того, что иностранный гражданин владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство. Выполнение этих действий может предотвратить нередко предпринимаемые на последующих стадиях уголовного судопроизводства попытки иностранных граждан отказаться от сообщенных им сведений и поставить под сомнение законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.
В том случае, если следователю поручено рассмотрение письменного заявления о преступлении, составленного на языке, на котором не ведется уголовное судопроизводство в данной местности, необходимость в участии переводчика возникает с момента изучения полученного заявления. В дальнейшем переводчик должен участвовать на всех этапах рассмотрения сообщения о преступлении.
Участие переводчика на данном этапе рассмотрения сообщения о преступлении обеспечивает уточнение и дополнение содержащейся в сообщении о преступлении информации об обстоятельствах совершенного или предполагаемого преступления, о предполагаемом или действительном преступнике. В конечном итоге это создает предпосылки принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Поскольку в УПК РФ не предусмотрена возможность участия переводчика на этапе получения и проверки сообщения о преступлении, постольку не урегулирована и процедура привлечения переводчика для перевода заявления, сделанного (исполненного письменно) иностранным гражданином на его родном языке или на ином языке, которым он владеет. Тем самым создаются ничем не оправданные сложности в ходе рассмотрения и разрешения таких сообщений.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 59 УПК РФ о назначении конкретного лица переводчиком следователь выносит постановление. Таким образом, решения следователя о привлечении лица в качестве переводчика, выраженные в иной форме (письмо, требование и пр.) не имеют для данно-
~.ща обязательного характера. Вместе с тем постановлением является лишь «решение прокуро-3L следователя и дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за мялючением обвинительного заключения и обвинительного акта» (п. 25 ст. 5 УПК РФ). Букваль-шх толкование приведенной дефиниции дает основание утверждать, что решения следователя в г-здии возбуждения уголовного дела не могут быть облечены в форму постановления. Соответст-jchho в форму постановления не может быть облечено и решение о назначении конкретного лица -греводчиком для участия в получении и проверке сообщения о преступлении.
На наш взгляд, закрепленное в п. 25 ст. 5 УПК РФ определение постановления как процессу-•лъного акта, вынесенного при производстве предварительного расследования, не соответствует геальной действительности и подлежит расширительному толкованию. К такому выводу приводят бедующие обстоятельства.
Во-первых, уголовно-процессуальный закон предусматривает вынесение постановлений не голысо в стадии предварительного расследования, но и в стадии возбуждения уголовного дела. Так, согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ прокурор, в случае несогласия с постановлением следователя о возрождении уголовного дела, выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уго^ .тавного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки.' При отсутствии осно-мний для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
Во-вторых, действующий УПК РФ (ч. 4 ст. 146) допускает до возбуждения уголовного дела производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебных экспертиз. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 179 и ч. I ст. 195 УПК РФ процессуальным основанием производства освидетельствования и экспертизы является постановление следователя.
В-третьих, к участию в производстве осмотра места происшествия и освидетельствования следователь в случае необходимости может привлечь переводчика. Решение следователя о назначении переводчика, согласно ч. 2 ст. 59 УПК РФ, излагается в постановлении, структура и содержание которого установлены Приложением 60 к ст. 476 УПК РФ.
Таким образом, вынесение следователем в стадии возбуждения уголовного дела постановления о назначении конкретного лица переводчиком не противоречит УПК РФ, и такое постановление согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ является обязательным для лица, назначенного переводчиком.
Вместе с тем эффективность участия переводчика в момент получения сообщения о преступлении существенно снижается из-за того, что по смыслу действующего уголовно-процессуального законодательства следователь не вправе предупреждать переводчика об ответственности за заведомо ложный перевод, если он участвует в производстве процессуальных действий, не являющихся следственными. Это обусловлено тем, что в ч. 2 ст. 169 УПК РФ установлена обязанность следователя разъяснить переводчику права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ, лишь перед началом следственного действия1. Получение сообщения о преступлении, как уже было отмечено, не может считаться следственным действием в том значении, которое ему придается в уголовно-процессуальном законе.
Такое положение далеко не безупречно с точки зрения выполнения уголовным судопроизводством своего назначения: защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и защиты личности от необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. От точного перевода информации, содержащейся в сообщении о преступлении, в значительной степени зависит своевременность, законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а это, в свою очередь, является предпосылкой для быстрого и полного установления обстоятельств совершенного преступления и лица (лиц), его совершившего (совершивших).
Согласно ч: 1 ст. 59 УПК РФ переводчиком может быть назначено лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В связи с этим в следственной практике нередко возникает вопрос об участии консульских должностных лиц, владеющих языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, в качестве переводчиков при производстве следственных и иных процессуальных действиях в отношении граждан представляемых ими государств.
Представляется, что консульские должностные лица могут принимать участие в качестве переводчиков только в тех процессуальных действиях, производимых с участием граждан представляемых ими государств, которые не являются следственными. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 59 УПК РФ следователь обязан предупредить переводчика об уголовной ответственности за заведомо ложный перевод и разглашение данных предварительного расследования и отобрать подписку (Приложения 26, 50 к ст. 476 УПК РФ). Выполнение указанных действий является средством обеспечения достоверности и сохранения в тайне сведений, получаемых в ходе следственных дей-
Глава 2. Возбуждение уголевного дел»
ствий. Однако консульское должностное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования, поскольку в' соответствии с нормами международного права это лицо пользуется иммунитетом от уголовкой юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций.
Второй особенностью получения сообщения о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, является безотлагательное и точное установление личности заявителя и гражданина, на которого в сообщении указывается как на лицо, совершившее преступление, а также оснований их пребывания на территории РФ. Следует также выяснить, кто из иностранных граждан мог быть очевидцем преступления либо располагает информацией о совершенном или предполагаемом преступлении, установить их личности и основания их пребывания на территории РФ.
Установить личность иностранного гражданина и основания его пребывания на территории РФ необходимо прежде всего для решения вопроса о применении норм международного права при производстве процессуальных действий с его участием.
При установлении личности иностранного гражданина следователь должен руководствоваться Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 10 данного закона «документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина».
Паспорта иностранным гражданам выдаются органами власти государств, гражданами (подданными) которых они являются, и подразделяются на дипломатические, служебные (официальные) и общегражданские (национальные).
Дипломатические паспорта выдаются главам и членам правительств, дипломатам, консулам и детям перечисленных лиц, едущим с ними за границу, а также дипломатическим курьерам. Кроме того, дипломатические паспорта могут быть выданы иностранным гражданам, не являющимся дипломатическими представителями и членами их семей. В частности, в ст. 10 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Польша от 20 ноября 1992 г. закреплено положение, согласно которому Договаривающиеся Стороны могут обмениваться представителями. Если данное положение приводится в действие, то указанные лица включаются в дипломатические списки посольств соответствующих государств, и им выдаются дипломатические паспорта. [Ст. 2 Протокола об обмене представителями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Польша от 21 февраля 1995 г.]
Наличие дипломатического паспорта свидетельствует о том, что его владелец пользуется личной неприкосновенностью, иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ и в отношении данного гражданина действует правило о производстве процессуальных действий по просьбе данного гражданина или с его согласия, которое испрашивается через МИД РФ. Однако в каждом конкретном случае это обстоятельство требует дополнительного уточнения в протокольном отделе МИД РФ, так как иногда дипломатические паспорта могут быть у иностранных граждан, которые по должности и цели пребывания в РФ не пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции.
В соответствии с установленным в РФ порядком «федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, производит регистрацию и перерегистрацию:
1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных госу
дарств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников
консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей
и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц ли
бо на территориях таких представительств или учреждений;
2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или
служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и
членов семей указанных лиц;
3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с
международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммуните
тами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указан
ных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, кото
рые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц,
42:.
Глава 2. Возбуждение уголовного дела'
есяичлены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких -ггдставительств.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выдает иностранным гражданам, указанным в п. 1 настоящей статьи, дипломатические, служебные или гнсульские карты. Порядок использования таких карт устанавливается Правительством Российской Федерации» [ст. 22 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-_ии» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ].
Иностранные граждане, обладающие правом личной неприкосновенности и иммунитетом от -оловной юрисдикции, в удостоверение своей личности обязаны предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую Департаментом государственного протокола МИД РФ. Вместе с тем действительными являются дипломатические и служебные карточки, выданные Протокольным отделом МИД СССР, если не истек указанный в них срок действия.
Дипломатические карточки выдаются членам дипломатического персонала на основании на--нональных дипломатических паспортов, подтверждающих дипломатический статус владельца, а -акже членам их семей: супруге и незамужней дочери, достигшей совершеннолетия.
Сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала иностранных дипломатических представительств, а также проживающим вместе с ними членам их семей (супруге и незамужней дочери, достигшей совершеннолетия) выдаются служебные карточки. Если между РФ и го-; .дарством, гражданами которого являются перечисленные лица, имеется специальное соглашение о гаспространении на данных лиц иммунитета дипломатического персонала, в служебных карточках ставится штамп, подтверждающий наличие у владельца карточки дипломатического иммунитета.
Персоналу консульских представительств в зависимости от объема предоставленного иммунитета выдаются Департаментом государственного протокола МИД РФ дипломатические карточки пн служебные удостоверения со специальным штампом или без него.
Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие личную неприкосновенность, а также наличие иммунитетов от уголовной юрисдикции РФ, вьщаются представителям международных ?рганизаций. Так, например, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций, Объединённые Нации выдают своим должностным лицам пропуска Объединённых Наций, которые признаются и принимаются властями членов Организации (в том числе и властями РФ) как законные документы для совершения поездок. Генеральный Секретарь, томощники Генерального Секретаря и Директора, едущие с пропусками Объединённых Наций, пользуются теми же иммунитетами, которые предоставляются дипломатическим представителям ст. 7 разд. 24 и 27 Конвенции о специальных миссиях от 16 декабря 1969 г.].
В Соглашении между Правительством РФ и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 г. закреплено положение, согласно которому Банк и Постоянное представительство сообщают Правительству РФ фамилии тех должностных лиц и сотрудников Банка, а также других лиц, к которым применяются положения настоящей статьи, с тем, чтобы Правительство РФ могло предоставить таким лицам иммунитеты в соответствии с настоящим Соглашением. В частности, Постоянное представительство сообщает Министерству иностранных дел РФ фамилии и служебные данные должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства, а также даты их прибытия и окончательного отъезда или прекращения их деятельности в Постоянном представительстве. В соответствии с существующей в РФ практикой Правительство РФ выдает всем лицам, пользующимся иммунитетами, указанными в настоящем Соглашении, специальные удостоверения личности, которые удостоверяют личность предъявителя властям РФ и подтверждают, что предъявитель пользуется иммунитетами, указанными в настоящем Соглашении [ст. 14 разд. 40 и 41 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 г.].
Аналогичные положения закреплены также в соглашениях между Правительством РФ и Международной финансовой корпорацией [разд. 5 и 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о постоянном представительстве Международной финансовой корпорации в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г.], между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований [ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации от 23 сентября 1995 г.] и др.
В соглашении между Правительством РФ и Евразийской патентной организацией указано лишь то, что «Организация уведомляет Министерство иностранных дел Российской Федерации:
Глава 2. Возбуждение уголовного дела
. а) об именах, должностях и званиях представителей государств, а также об их прибытии и отбытии из Российской Федерации;
б) об именах, должностях и званиях всех должностных лиц Организации и экспертов, указан
ных в части второй статьи 14 настоящего Соглашения, их прибытии и окончательном отбытии из
Российской Федерации, а также о любом изменении их статуса;
в) об именах, прибытии и окончательном отбытии из Российской Федерации членов семей,
проживающих вместе с лицами, указанными в пункте «б» настоящей статьи.
Когда это возможно, уведомление о прибытии и окончательном отбытии делается заблаговременно» [ст. 19 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации от 4 октября 1996 г.].
В соглашении между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев закреплено положение, согласно которому: «1.УВКБ сообщает Правительству фамилии должностных лиц УВКБ, экспертов в командировках по делам УВКБ и других лиц, оказывающих услуги от имени УВКБ, и об изменении статуса таких лиц. 2. Должностным лицам УВКБ, экспертам в командировках по делам УВКБ и другим лицам, оказывающим услуги от имени УВКБ, выдается специальное удостоверение личности, в котором указывается их статус по настоящему Соглашению».
Поскольку в приведенных положениях нет упоминаний об обязанности Правительства РФ выдать перечисленным лицам документы, удостоверяющие их личности, постольку есть основания полагать, что такими документами их обеспечивает соответственно Евразийская патентная организация и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Более определенно вопрос о документах, удостоверяющих личность, решен в Соглашении между Правительством РФ и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза, в котором закреплено следующее положение: «На территории страны пребывания и при исполнении служебных обязанностей во время нахождения на территории других государств-участников представители государств и должностные лица Комитета пользуются служебными удостоверениями Комитета. Указанные в части первой настоящей статьи удостоверения признаются органами государств-участников в качестве документов, удостоверяющих статус этих лиц, а также подтверждающих права этих лиц на привилегии и иммунитеты, установленные настоящим Соглашением» [ст. 7. Соглашения о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1998 г.]. „. Положением о Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ предусмотрена выдача личному составу Штаба удостоверений с указанием фамилии, имени, отче^ ства, даты и места рождения, гражданства, звания и должности, занимаемой в Штабе, с тем, чтобы при предъявлении этого удостоверения органы принимающего государства соблюдали статус предъявителя [п. 25.1 Положения о Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств. Утверждено решением Совета глав правительств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г.].
Если у следователя возникают сомнения относительно наличия и объема иммунитета иностранных граждан от уголовной юрисдикции РФ, следует обратиться в Департамент государственного протокола МИД РФ.
К иным документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина, относятся документы, удостоверяющие личность членов экипажей иностранных судов, прибывающих в порты Российской Федерации. В соответствии с договорами (соглашениями) о морском (торговом) судоходстве, заключенными Правительством РФ (СССР) с правительствами других государств, такими документами являются: Мореходная книжка [ст. 7 Договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Итальянской Республики о морском торговом судоходстве от 26 октября 1972 г.], Удостоверение британского моряка [ст. 12 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о Торговом судоходстве от 3 апреля 1968 г.], Профессиональная морская книжка [ст. 10 Морского соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики от 20 апреля 1967 г.; ст. 10 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о морском судоходстве от 18 апреля 1973 г.], Удостоверение моряка [ст. 9 Морского соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом от 17 ноября 1972 г.], Греческая книжка моряка и Греческий паспорт [п. 1 ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о торговом судоходстве от 6 декабря 2001 г.]; Книжка моряка [ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудни-
Глава 2. Возбуждение уголовного дела
чвстве в области морского судоходства от 27 мая 1994 г.; ст. 9 Соглашения между Правительством -:сси<