Вовым субъектом, но ее равномерным распространением, этой бесконечно мелкой сетью паноптических техник.

3. Отдельно взятая, каждая из этих техник имеет дол­гую историю. Но новым в XVIII веке было то, что, соеди­няясь и распространяясь, они достигают уровня, на котором формирование знания и увеличение власти постоян­но укрепляют друг друга в круговом процессе. Дисципли­ны переступают здесь «технологический» порог. Сначала больница, затем школа, а позднее и мастерская не просто» «перестраиваются» дисциплинами; благодаря дисциплинам они становятся такими аппаратами, что всякий меха-» низм объективации может использоваться в них как инст­румент подчинения, а всякий рост власти может породить новые знания; именно эта связь, присущая технологиче­ским системам, сделала возможным формирование в дис­циплинарном элементе клинической медицины, психиат­рии, детской психологии, педагогической психологии и рационализации труда. Стало быть, происходит двойной процесс: эпистемологическое «раскрытие» посредством совершенствования отношений власти; умножение последствий власти через формирование и накопление новых знаний.

Распространение дисциплинарных методов идет в русле широкого исторического процесса - развития примерно в то же время многих других технологий: агрономии ческих, промышленных и экономических. Но надо признать, что по сравнению с угольной промышленностью зарождающимися химическими производствами или методами государственного учета, по сравнению с домнами и паровой машиной паноптизм не привлек к себе особого

внимания. В нем видели не более чем странную малень­кую утопию, злобную мечту, - как если бы Бентам был Фурье полицейского общества, а фаланга приняла форму паноптикона. И все же паноптизм представлял собой аб­страктную формулу совершенно реальной технологии, технологии производства индивидов. Имеется много при­чин тому, что она не снискала особых похвал. Самая оче­видная из них - в том, что вызванные ею дискурсы редко обретали (если оставить в стороне академические класси­фикации) статус наук. Но настоящая причина состоит, не­сомненно, в том, что власть, отправляемая и увеличивае­мая посредством этой технологии, есть непосредственная, физическая власть людей друг над другом. Бесславное за­вершение, нехотя признаваемое происхождение. Но было бы несправедливо сравнивать дисциплинарные методы с такими изобретениями, как паровая машина или микро­скоп Амичи*. Эти первые много меньше; и все же, неко­торым образом, много больше. Если уж искать историче­ский эквивалент или по крайней мере нечто сопоставимое с дисциплинарными методами, то это, скорее, «инквизи­торская» техника.

XVIII век изобрел техники дисциплины и экзамена, подобно тому как средневековье — судебное дознание. Но они пришли к этому совершенно разными путями. Про­цедура дознания (старый метод, применяемый при сборе налогов и в административных целях) получила особое развитие с реорганизацией Церкви и ростом числа кня­жеств в XII—XIII столетиях. Тогда она снискала весьма широкое распространение в судебной практике — сначала в церковной, а затем и в светской. Дознание как автори-

тарное разыскание удостоверяемой или свидетельствуемой истины было, таким образом, противопоставлено старым процедурам присяги, клятвы, ордалии, судебного поединка, Божьего суда или даже соглашения между част­ными лицами. Дознание представляло собой власть суве­рена, присваивающего себе право устанавливать истину посредством ряда определенных методов. И хотя с тех пор дознание стало неотъемлемым элементом западной юсти­ции (оставаясь таковым вплоть до наших дней), не надо забывать ни о его политическом происхождении, ни о его связи с возникновением государств и монархической вла­сти, ни тем более о его последующем распространении и роли в формировании знания. Фактически дознание было начальным, но основополагающим элементом формиро­вания эмпирических наук; оно было юридическо-полити-ческой матрицей экспериментального знания, которое, как известно, стало очень быстро развиваться к концу средних веков. Пожалуй, правильно сказать, что матема­тика родилась в Греции из техник измерения; естествен-; ные науки, до некоторой степени, возникли в конце сред­них веков из практики дознания. Великое эмпирическое знание, которое объяло вещи мира и включило их в поря­док бесконечного дискурса, констатирующего, описыва­ющего и устанавливающего «факты» (в тот момент, когда Запад начал экономическое и политическое завоевание того же мира), действовало, несомненно, по модели Ин­квизиции — великого изобретения, которое новоявленная мягкость задвинула в темные уголки нашей памяти. Но тем, чем это юридическо-политическое, административ­ное и уголовное, религиозное и светское дознание было

для естественных наук, для наук о человеке стал дисцип­линарный анализ. Технической матрицей этих наук, ус­лаждающих нашу «гуманность» уже более столетия, явля­ется придирчивая, мелочная, злая кропотливость дисцип­лин и дознаний. Пожалуй, для психологии, педагогики, криминологии и многих других странных наук дисципли­нарное дознание является тем же, чем ужасная власть до­знания — для бесстрастного изучения животных, растений или Земли. Другая власть, другое знание. На пороге клас­сического века Бэкон, законовед и государственный муж, пытался перенести в область эмпирических наук методы дознания. Какой Великий Надзиратель создаст методоло­гию экзамена для гуманитарных наук? Если, конечно, это возможно. Ведь хотя справедливо, что, становясь техни­кой для эмпирических наук, дознание отделилось от ин­квизиторской процедуры (в которую уходили его истори­ческие корни), экзамен сохранил чрезвычайно тесную связь с создавшей его дисциплинарной властью. Он всегда был и остается внутренним элементом дисциплин. Ко­нечно, он вроде бы претерпел умозрительное очищение, органически соединившись с такими науками, как психи­атрия и психология. И впрямь, обретение им формы тес­тов, собеседований, опросов и консультаций призвано, казалось бы, корректировать механизмы дисциплины: психология образования должна смягчать строгости шко­лы, точно так же как медицинское или психиатрическое собеседование - исправлять последствия трудовой дис­циплины. Но не следует заблуждаться: эти техники просто отсылают индивидов от одной дисциплинарной инстан­ции к другой и воспроизводят, в концентрированном или

формализованном виде, схему «власть—знание», присущую всякой дисциплине29. Великое дознание, вызвавшее к жизни естественные науки, отделилось от своей полити­ко-юридической модели. Экзамен по-прежнему остается в рамках дисциплинарной технологии.

В средние века процедура дознания постепенно навя­зала себя старому обвинительному правосудию в ходе процесса, исходившего сверху. Дисциплинарный метод, с другой стороны, вторгся в уголовное правосудие коварно и как бы снизу, и оно до сих пор остается в принципе ин­квизиторским. Все значительные расширения, характер­ные для современной карательной системы, — внимание к личности преступника, стоящей за совершённым пре­ступлением, стремление сделать наказание исправлени­ем, терапией, нормализацией, разделение акта судебного решения между различными инстанциями, которые должны измерять, оценивать, диагностировать, лечить и преобразовывать индивидов, — свидетельствуют о про­никновении дисциплинарного экзамена в эту судебную инквизицию.

Отныне карательному правосудию в качестве точки приложения, «полезного объекта» предлагается уже не те­ло преступника, противостоящее телу короля, и не право­вой субъект идеального договора, а дисциплинарный ин­дивид. Предел французского уголовного правосудия при монархическом режиме - бесконечное расчленение тела цареубийцы: проявление сильнейшей власти над телом величайшего преступника, чье полное уничтожение ярко высвечивает преступление во всей его истине. Идеальная точка нынешнего уголовного правосудия – бесконечная

дисциплина. Бесконечный допрос. Дознание, не имею­щее конца, - детализированный и все более расчленяю­щий надзор. Вынесение приговора, а одновременно — на­чало дела, которое никогда не будет закрыто. Отмеренная мягкость наказания, переплетающаяся с жестоким любо­пытством экзамена. Судебная процедура, предполагающая и постоянный замер отклонения от недостижимой нормы, и движение по асимптоте, бесконечно устремлен­ное к норме. Публичная казнь логически завершает судебную процедуру, которую ведет Инквизиция. Установление «надзора» за индивидами является естественным продол­жением правосудия, пропитанного дисциплинарными методами и экзаменационными процедурами. Удивитель­но ли, что многокамерная тюрьма с ее системой регуляр­ной записи событий, принудительным трудом, с ее ин­станциями надзора и оценки и специалистами по нор- мальности, которые принимают и множат функции судьи,стала современным инструментом наказания? Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, школы, казармы и больницы, которые похожи на тюрьмы?

IV. ТЮРЬМА

Глава 1

Наши рекомендации