Тема 14. Психология гражданско-правовой регуляции гражданского судопроизводства.
Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология гражданского судопроизводства. Психология участников гражданского процесса. Психологические особенности судебной речи в гражданском процессе. Психология исследования судом обстоятельств дела и принятий судебных решений. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
Раздел VI. Пенитенциарная психология.
Тема 15. Пенитенциарная психология.
Понятие пенитенциарной психологии. Задачи, стоящие перед исправительными учреждениями. Цели и особенности наказания. Субъективное восприятие и переживание кары. Функции исправительного режима. Методы педагогической коррекции и суггестивные методы внушения. Направления деятельности воспитателя в ИТУ.
Динамика личности осужденного (схема). Структура коллектива осужденных. Особенности микрогрупп в ИТУ. Значение изучения личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ.
Психологическая подготовка осужденных к жизни в новых условиях. Виды психологической подготовки. Способы и методы психологического воздействия. Категории лиц, освобождающиеся из мест заключения. Группы факторов, от которых зависти успех адаптации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проработать литературу, посвященную описанию объекта и предмета юридической психологии. Расположить эти данные в хронологическом порядке и высказать гипотезу, а) Объясняющую изменения в содержании предмета; б) предсказывающую изменения в предмете юридической психологии в связи с перспективным развитием человечества.
2. Посетить в Интернете несколько психологических сайтов. Проанализировать предназначение сайтов, структуру и содержание расположенного материала. Описать цели, пути и способы эффективного использования психологических данных (текстов, статистики, библиографии и пр.) полученных с помощью Интернета.
3. Вычленить и показать на примерах зависимость между социальным строем, формой и содержанием общественной морали, психологической составляющей этой морали и регламентацией ее нарушений правом.
4. Пройти психологическое обследование через батарею тестов АРМ психолога правоохранительного органа. Высказать суждения, возможно ли, и если да, то как именно, введение в заблуждение психолога недобросовестным испытуемым. Предложить систему защитных мер, позволивших бы разоблачить симулирующего испытуемого до, в процессе и после завершения обследования.
5. Составить матрицу различных объяснительных моделей аффективного состояния. Подробно разобрать все «за» и «против» каждой модели. Предложить непротиворечивую модель, объединяющую в себе все остальные.
6. Вспомнить и описать, каким образом происходила интериоризация норм права в ваших детстве и юности. Проанализировать эти нарушения норм права и найти объяснения их причинам. Высказать суждение, возможно ли было их избежать? Необходимо ли это было?
7. Сопоставить психологические свойства личности (профили личности) сотрудника правоохранительных органов («идеальный полицейский») и различные типы преступников. Найти объяснение совпадению некоторых из этих свойств.
8. Составить анкету с помощью которой можно было бы опросить психологов правоохранительных органов по поводу структуры их деятельности, ее направлений и видов, удовлетворенности их своим положением и содержанием деятельности.
9. Посетить психологическую лабораторию любой правоохранительной организации. Описать цели, задачи, формы и методы ее деятельности, ее направлений и видов, удовлетворенности их своим положением и содержанием деятельности.
10. Представить психологический портрет преступника, выписанный из описания и анализа конкретного уголовного преступления. Попытаться объяснить его психологические черты и поведение с помощью объяснительных моделей различных концепций и теорий. Указать возможные причины расхождений и совпадений этих моделей, их возможности и ограничения.
11. Просмотреть несколько фильмов, посвященных поиску серийных преступников. Сравнить модели поведения оперативников по фильмам и описанные в литературе, посвященной оперативно-розыскной деятельности. Выявить и классифицировать расхождения, найти им объяснения.
12. Проанализировать литературу, посвященную описанию учебного процесса, с позиций разных его участников. Проанализировать все «за» и «против» каждой позиции. Выявить и описать психологические причины, побуждающие к защите таких позиций. Предложить модели поведения судьи, эксперта-психолога и посредника.
13. Просмотреть фильмы, посвященные поведению осужденных в пенитенциарных учреждениях. Найти объяснение различным социальным ролям осужденных с помощью специальной литературы.
14. Проанализировать материалы судебно-психологической экспертизы убеждений Д. Немировского и фильм, посвященный судебным процессам над ним. Выявить сильные и слабые стороны в его позиции. Предложить психологически адекватный и социально приемлемый путь решения проблем отказников.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Предмет, задачи и система юридической психологии как науки.
2. Методологические принципы юридической психологии.
3. История возникновения и развития юридической психологии за рубежом.
4. Отечественная история развития юридической психологии.
5. Методы научного исследования в юридической психологии.
6. Методы изучения личности в юридической психологии.
7. Методы психологического воздействия на личность в юридической практике.
8. Методы судебно-психологической экспертизы.
9. Юридическая психологи в системе психолого-педагогических наук.
10. Юридическая психология в системе правовых наук.
11. Социально-регулятивная сущность права.
12. Право и личность. Гуманистическая сущность современного права и правового мировоззрения.
13. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества.
14. Правовая социализация личности.
15. Правосознание и правоисполнительное поведение.
16. Актуальность превентивной психологии в правоохранительной фере.
19. Роль и значение ощущений в профессиональной деятельности юриста.
20. Особенности психического феномена восприятия в правоохранительной деятельности.
21. Память и ее развитие у работника юридического труда
22. Внимание и его роль в юридической деятельности.
23. Мышление. интуиция и воображение юриста.
24. Речь в деятельности юриста
25. Эмоции и чувств в юридической деятельности.
26. Воля и эмоционально-волевая устойчивость личности юриста
27. Понятие личности и личностный подход в юридической психологи,
28. Направленность личности: сущность и содержание. Мотивация деятельности и поведения
29. Темперамент, характер, способности и их сияние на эффективность деятельности юриста.
30. Тактика установления и развития психологических контактов в общении.
31. Особенности получения необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.
32. Психологическая схема изучения личности.
33. Психологическая характеристик труда юриста.
34.Структура профессиограммы юридической профессии.
35. Предмет и задачи криминальной психологии.
36. Криминальные типы личности по уровню правосознания. Типы личности преступников по мотивационной направленности
37.Личностно-типологические особенности лиц, совершающих насильственные преступления.
38. Преступно-насильственное поведение женщин.
39. Психологические особенности лиц, совершающих преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
40. Психологические особенности лиц совершающих кражи.
41. Рецидивная преступность как проявление устойчивых антисоциальных качеств индивида. Асоциально неконтролируемое поведение рецидивистов.
42. Психологическая ппшзация А,Ф, Лазурского: слабовольные, импульсивные, аффективные и эмоциональные рецидивисты. Специальный рецидив.
43. Личность трудного подростка Понятие трудновоспитуемости.
44. Влияние нервно-психических заболеваний и отклонений на социальную адаптацию детей и подростков.
45. Типы несовершеннолетних правонарушителей (по Г.М.Маньковскому).
46. Характерологические личностные особенности и эмоционально-волевая сфера подростков-правонарушителей.
47.Схема изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя.
48.Значение судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних. 49. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. Этапы допроса несовершеннолетнего (по В.Л. Васильеву).
50. Понятие преступной группы. Особенности психологической характеристики преступной группы.
51. Влияние лидера на поведение преступной группы. Источники власти лидеров преступной группы.
52.Психология общественной опасности группового преступления, Межличностные конфликты в преступной группе.
53. Понятие и источники терроризма.
54.Основные психологические теории возникновения терроризма: (теория фрустрации-агрессии, теория личной идентичности Э. Эриксона, теория социальной идентичности Г. Теджфела, теория этноцентризма, теории социальных конфликтов).
55. Основные сферы терроризма.
56. Типы толпы (однородная, разнородная). Идеи психологии толпы.
57.Социально-психологические характеристики толпы. Характеристики «человека толпы» .
58. Причины возникновения толпы, Эффекты толпы.
59. Способы управления толпой.
60.Особенности деятельности следователя, Основные профессионально-психологические качества, значимые в профессии следователя. Типы личности следователей.
61. Различные виды мышления в деятельности следователя, Профессиональная интуиция.
62.Этапы процесса расследования преступлений (подготовительный, первоначальный, основной, заключительный). Структура познавательной деятельности следователя.
63. Стратегии поведения обвиняемого (подозреваемого). Западная доминанта.
64. Общие характерологические особенности, присущие обвиняемым.
65. Понятие психологи потерпевшего. Психологическое исследование личности потерпевшего. Методика исследования.
66. Факторы, влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления. Понятие жертвы преступления.
67. Предмет допроса свидетелей. Психологическая специфика проведения допроса свидетелей.
68. Особенности показаний свидетелей. Факторы, опосредующие свидетельские показания.
69. Психология ложных показаний, Лжесвидетельство.
70. Психология обыска и выемки.
71. Психология следственного эксперимента.
72. Психология очной ставки.
73.Особенности познавательно-поисковой деятельности суда Психолого-педагогические навыки судьи.
74. Психология рассмотрения уголовного дела в суде. Социально-психологические явления, с которыми связано правосудие.
75. Особенности реконструктивной деятельности судьи. Процесс опосредованного познания фактов. Сложности познавательной деятельности в суде.
76. Компоненты формирования судейского убеждения. Факторы, влияющие на формирование судейского убеждения. Этапы формирования убеждения.
77. Средства эффективного влияния на подсудимого.
78. Характер обвинительной деятельности прокурора. Нравственно-правовые обязанности прокурора.
79. Этапы речи прокурора в суде. Воспитательное воздействие речи прокурора.
80. Характеристика подсудимого как наиболее сложный этап обвинительной речи прокурора.
81. Психологическое отношение прокурора к потерпевшему,
82.Защитительная деятельность как психолого-правовой феномен. Задачи адвокатской деятельности.
83. Основные особенности деятельности адвоката. Взаимодействие защитника и подсудимого.
84. Речь в суде как основной этап деятельности защитника. Этапы защитной речи адвоката.
85. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.
86.Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключенных и осужденных.
87. Изучение личности осужденного.
88. Ресоциализация осужденного.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В.Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л.
Васильев. – 5 изд., доп. и переаб. – СПб.: Питер, 2010.
2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для высших
юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ. 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе
Тюмень, 1999.
2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев.
М., 1977.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - М,
2002.
4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и
расследования преступлений. М.: Юристь, 1996.
5. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология, М., 1991.
6. Антонян Ю.М., Личность преступника/ Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев,
В.Е. Эминов. – СПб.; Юрид. центр Пресс, 2004.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического
анализа /А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001.
8. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004.
9. Белкин А.Р. Теория доказывания. Научно-методическое пособие. М., 1999.
10. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь, — М., 1988.
11. Васильева Н.В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания, Практическое руководство. СПб., 1997.
12. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
14. Гамезо М. В. Атлас по психологи: информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология / М. В. Гамезо, И.А. Домашенко, - М.: Просвещение, 1986.
15.Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология / А. Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков.- М., 1975.
16. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: учеб. пособие / И. А. Горьковая. - СПб., 2003.
17. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В.Гришина – СПб.; Питер, 2004.
18. Годфруа Ж. Что такое психология? / Ж. Годфруа – М., 1992.
19. Гуров А. И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность / А.И. Гуров.-М., 1990.
20. Димитров А. В. Основы пенитенциарной психологии: учеб. пособие / А.В.Димитров, В. П. Сафронов, - М.: Моск. Психол.-соц. ин-т, 2003.
21. Дозорцева Е.Г.Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением: монография / Е. Г. Дозорцева – М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004.
22. Дубинин Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность, М., 1989.
23. Квашис В. Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений / В. Е. Квашис. - М, 1999.
24. Кокорин П. А. Расследование убийств, самоубийств и несчастных случаев: Экспертиза на службе следствия: учеб. пособие / П. А. Кокорин. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2006.
25. Кони А.Ф. Право и жизнь. М., 1926 №2.
26. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза / М.В. Костицкий Львов, 1987.
27. Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. / Д.П. Котов. - Воронеж, 1987.
28. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т. В. Аверьяновой и А.Р. Белаща. - М., 1997.
29. Криминальная мотивация / Под общ. ред. В.Н.Кудрявцева - М., 1986.
30. Криминология. Учебное пособие./Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М., 1989.
31. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. / В.Н. Кудрявцев. М., 1986,
32. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение; нормы и патология, М., 1989.