К занятию 4 письменно в тетради решить казусы № 1, 2, 3, 4, цитируя и анализируя необходимые статьи Законов Хаммурапи.
Задания для практических занятий и семинаров
По ИГПЗС
Занятие 1-е. Введение.
Занятие-2-е. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества (выучить наизусть определения терминов: мораль, обычай, правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, закон; Отличие правового обычая (обычного права) от обычая; отличие обычного права от закона). Происхождение права. Общая юридическая характеристика древнего (раннего, архаического) права (выучить наизусть определения терминов: юридическая техника, казуистичность права, древний формализм права). Файл «Лекции по истории древневосточного права» (Лекции № 1, 2).
Занятие 3, 4. Законы древневавилонского царя (лугаля) Хаммурапи: общая юридическая характеристика, правовое положение населения, уголовное право. Гражданское право по Законам Хаммурапи: вещное, обязательственное и брачно-семейное право. Файл «Лекции по истории древневосточного права» (Лекция №3).
К занятию 3 по лекции № 2 «Общая юридическая характеристика древнего (раннего, архаического) права» выучить наизусть термины сословие, субъект права, правоспособность, дееспособность (смотри вопрос Социальная структура и правовое положение населения), право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, недвижимые вещи, движимые вещи (смотри вопрос Понятие и содержание права собственности).
Обязательное письменное задание № 1: Правовое положение населения по Законам Хаммурапи (1 балл). Работа выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 10 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный. Работу следует начинать с чтения лекций – смотри Файл «Лекции по истории древневосточного права». Лекция № 3: Правовое положение населения, социальная структура и правовое положение населения (с. 31-37, тоже самое смотри в лекции 2 на с. 10-16), правовое положение населения (с. 27-31).
Правовой статус различных категорий населения – авилум, мушкенум, рабы по Законам Хаммурапи есть или нет:
а) право собственности на землю и другие недвижимые вещи;
б) право собственности на движимые вещи;
в) право совершать сделки;
г) право защищать свои интересы в суде (быть истцом, ответчиком, свидетелем);
д) защищает ли закон их (1) жизнь, (2) здоровье и (3) имущество;
е) право вступать в брак.
ж) иные права и обязанности.
Вывод: (1) наличие статуса свободы: являются ли они субъектами (свободными – обладающими правосубъектностью) или объектами (несвободными - рабами) права. 2) Наличие статуса гражданства: среди свободных – полноправные свободные (граждане) или неполноправные свободные (по наличию права собственности на землю); среди полноправных свободных – общинная знать или рядовые общинники.
Обязательно выписывание необходимых статей Законов Хаммурапи по всем пунктам плана. Нельзя ограничиваться только указанием номера статьи. Статьи выписывать полностью. Если статья очень объёмна, то возможно краткое изложение содержания статьи. Текст Законов Хаммурапи смотри: Сборники документов: 1) История государства и права зарубежных стран: сб. док. и задач. Екатеринбург, 2007. Ч. 1; 2) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 2011. Т. 1; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2010. Т. 1; 3) интернет, например: Законы Хаммурапи // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ham-murap.htm
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Необязательная таблица № 1-а (1 балл): Сравнительная характеристика государственного строя Афинской демократической V-IV вв. до н.э. и Римской аристократической VI-I вв. до н. э. республик по вопросам: 1) форма правления (демократическая республика – аристократическая республика); 2) народное собрание (экклесия – куриатные, центуриатные, трибутные комиции); 3) совет (буле-сенат, гелиэя); 4) магистраты (ординарные и экстроординарные, общая характеристика магистратов (выборность, коллегиальность и т.д.).
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Необязательная таблица № 1-б (1 балл): Сравнительная характеристика государственного строя Рима в период империи (принципата и домината) по вопросам: 1) форма правления (принципат-доминат, их юридическая природа); 2) правовое положение императора (сосредоточение республиканских магистратур в руках императора, империум принцепса, культ императоров, отсутствие закона о престолонаследии и его последствия, христианство); 3) сенат и комиции; 4) центральные органы управления, бюрократический аппарат управления; 5) местное управление; 6) правовое положение населения.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, интервал ординарный.
Занятие 11. Контрольная работа № 1 (8 неделя – 9-13.10. 2017 г.).Файл «Вопросы и тексты лекций 1-й контрольной работы по ИГПЗС»: 7 вопросов по древневосточному государственному праву и 9 вопросов по истории античного (греко-римского) и византийского государственного права, итого 16 вопросов. Тоже самое в файлах: «Лекции по истории древневосточного государственного права». Лекции № 1-7. Файл «Лекции по истории античного и византийского государственного права». Лекции № 1-9.
Занятие 12 (лекции № 1, 2, 3), 13 (лекции № 4, 5), 14 (лекции № 6, 7). История государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков. Файл «Лекции по истории государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков». Лекции № 1-7.
Проблемный вопрос к занятию 12: Сравните государственный строй ранней монархии в древнем Египте, в древнем Риме и у франков: общее и особенное.
Проблемный вопрос к занятию 13: Сравнительная характеристика сословно-представительных органов во Франции (Французские Генеральные штаты), Англии (Английский парламент) и Германии (Общегерманский рейхстаг и ландтаги) в XIII-XV вв.: общее и особенное.
Проблемный вопрос к занятию 14: Сравнение государственного строя древневосточной деспотической монархии, абсолютной военно-бюрократической монархии периода домината в древнем Риме, православной самодержавно-бюрократической монархии в Византийской империи и абсолютной монархии XVI-XVIII вв. в государствах Западной Европы (Франции, Германии, Англии): общее и особенное.
Обязательная таблица № 2 (1 балл). Сравнительная характеристика сословно-представительных органов во Франции (Французские Генеральные штаты), Англии (Английский парламент) и Германии (Общегерманский рейхстаг и ландтаги) в XIII-XV вв. по вопросам:1) история возникновения; 2) структура, состав и порядок формирования палат; 3) компетенция (полномочия); 4) историческое значение (причины упадка французских Генеральных штатов; значение английского парламента, общегерманского рейхстага и ландтагов). Файл «Лекции по истории государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков». Лекции № 4-5.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Занятие 15 (лекция № 1, по лекциям № 2, 3, 4 вопросы: понятие преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления), 16 (по лекциям № 2, 3, 4 вопросы; цели, принципы и виды уголовных наказаний, классификация преступлений). Принуждение в догосударственный период: кровная месть, изгнание из общины, ограничение кровной мести, талион и частные композиции (выкупы). История западного уголовного права в V-начале XX вв.: Уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V - IX веков. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI- середины XVIII веков. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период кодификации и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. - начало XX в.). Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года. Германский уголовный кодекс 1871 года. Файл «Лекции по истории уголовного права западных государств в V-XX вв.». Лекции № 1-4.
Проблемный вопрос к занятию 15: Почему в раннем уголовном праве не учитывалась вина при назначении наказания? Чем объяснить коллективную ответственность общины за убийства и кражи, совершённые на её территории у древних германцев, евреев, китайцев, вавилонян? Почему в раннем и средневековом уголовном праве наказанию подвергались животные и неодушевлённые предметы?
Обязательная таблица № 3 (2 балла, объём не менее 16 страниц формата А-4, кегль- 12, интервал между строк ординарный). Сравнительная характеристика западного уголовного права V-начала XX вв. по трём периодам: 1) Уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V - IX веков; 2) Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI- середины XVIII веков; 3) Уголовное право Франции, Германии и Англии в период кодификации и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. - начало XX в.). Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года. Германский уголовный кодекс 1871 года. Вопросы для сравнения:1) Источники уголовного права (источники уголовного права древних германцев, источники уголовного права во Франции, Германии и в АнглииXVI- середины XVIII веков, аналогия закона и аналогия права, уголовный закон как единственный источник уголовного права Франции и Германии, Французский уголовный кодекс 1810 г.: общая и особенная части, кодификация германского уголовного права в отдельных германских государствах (1751-1871), отмена аналогии закона и аналогии права, источники уголовного права Англии); 2) понятие преступления (деликт, изменения в понятии преступления в период государственных наказаний, понятие преступленияв период кодификации и гуманизации, действие уголовного закона во времени, обратная сила уголовного закона); 3) субъект преступления(свободные и рабы; животные и неодушевлённые предметы как субъекты преступления, возраст преступника, сословная принадлежность; минимальный возраст, формальное равенство граждан перед уголовным законом); 4) субъективная сторона преступления (учитывается ли вина при назначении наказания; коллективная ответственность общины за преступления, совершённые на её территории, субъективная сторона преступления в период государственных, устрашающих наказаний, причины учёта вины при назначении наказания, случай, положение сумашедших, объективное вменение, субъективная сторона преступления в период кодификации и гуманизации, невменяемость, деление вины на прямой и косвенный умысел и неосторожность (небрежность и самонадеянность), уменьшение наказуемости неосторожных преступлений, принцип индивидуализации наказаний, отмена объективного вменения); 5) цели, принципы (множественность, безусловная неопределённость и публичность; система абсолютно-определенных наказаний во Французском уголовном кодексе 1791 г., система относительно – определённых наказаний во Французском уголовном кодексе 1810 г.) и виды уголовных наказаний; 6) виды (классификация) преступлений (преступления против личности, против собственности, против государства и религии, против нравственности и семьи, классификация преступлений в английском общем праве: тризн, фелония и мисдиминор, классификация преступных деяний во французском 1810 г. и германском 1871 г. уголовном кодексах: преступления, проступки, нарушения, классификация преступлений и проступков во французском уголовном кодексе по объекту посягательств, классификация преступлений в Англии). Файл «Лекции по истории уголовного права западных государств в V-XX вв.». Лекции № 2-4.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Занятие 18 (по лекциям № 1-3 вопросы: формы брака, заключение брака, условия вступления в брак, развод), 19 ((по лекциям № 1-3 вопросы: отношения между супругами в браке, отношения между родителями и детьми), 20. История брачно-семейного права (доклады). Файл «Лекции по истории брачно-семейного права». Лекции № 1-3.
Обязательная таблица № 5 (2 балла, не менее 16 страниц формата А-4, кегль- 12, интервал между строк ординарный)). Сравнительная характеристика брачно-семейного права трёх периодов: 1) Брачно - семейное право до - христианского периода; 2) Брачно - семейное право православной, католической и протестантской церквей; 3) Брачно - семейное право западных государств периода секуляризации брака в конце XVIII - начале XX веков. Вопросы для сравнения:1)Формы брака(функции семьи, потомство как цель брака в до - христианском праве, моногамия, полигамия – полигиния и полиандрия; христианский брак как Таинство, цели христианского брака); 2) заключение (совершение) брака (похищение и покупка жены, религиозное освящение брака с переходом невесты в дом жениха без покупки, светская форма установления брака без покупки, приданое, обручение (помолвка); история заключения (совершения) брака в христианской Римской (Византийской) империи и в Западной Европе, церковный бракпо закону византийского императора Льва VI 893 г., в католической и протестантской церкви; причины перехода к гражданскому браку, введение обязательного гражданского брака во Франции (1792 г.), установление факультативного гражданского брака в Англии (1836 г.), три вида гражданского брака (гражданский брак по необходимости – Нидерланды, Австрия), обязательный гражданский брак – Франция, Италия, Германия, факультативный гражданский брак – Англия, США)); 3) условия вступления в брак (родство и свойство, сокращение препятствий к вступлению в брак во Французском гражданском кодексе 1804 г. и Германском гражданском уложении 1900 г.); 4) прекращение брака, развод (развод по инициативе мужа и жены; развод по законам Византийской империи, юридическая нерасторжимость брака по каноническому праву католической церкви, развод у протестантов; широкая свобода развода по французскому революционному законодательству 1792 г. и развод как крайняя мера и как санкция за виновное поведение супруга по Французскому гражданскому кодексу 1804 г., развод как крайняя мера и как санкция за виновное поведение супруга по Германскому гражданскому уложению 1900 г.,); 5) отношения между супругами в браке; 6) отношения между родителями и детьми (внебрачные дети, усыновление). Файл «Лекции по истории брачно-семейного права». Лекции № 1-3.
Доклад на занятии 19: Разумный выбор супруга по учению отцов христианской церкви (6 студентов, текст смотри в файле «Разумный выбор супруга», текст лекции делится между выступающими на 6 примерно равных и логичных частей). Регламент выступления – 5-7 минут, вопросы – 4-5 минут. За выступление с докладом – 1 балл, а также за ответы на вопросы (0, 33 балла за ответ на 1 вопрос, ответ на 3 вопроса – 1 балл и т.д.).
Доклад на занятии 20. Изменения в брачно-семейном праве западных государств после второй мировой войны ((6 студентов, текст смотри в файле «Лекции по истории брачно-семейного права». Лекция № 4. Изменения в брачно-семейном праве западных государств после второй мировой войны).
Регламент выступления – 5-7 минут, вопросы – 4-5 минут. За выступление с докладом – 1 балл, а также за ответы на вопросы (0, 33 балла за ответ на 1 вопрос, ответ на 3 вопроса – 1 балл и т.д.).
5 докладчиков по файлу «Лекции по истории брачно-семейного права». Лекция № 4. Изменения в брачно-семейном праве западных государств после второй мировой войны).
Занятие 21. Контрольная работа № 2 (12 неделя – 14-19.11.2016 г.).Файл «Вопросы и тексты лекций 2-й контрольной работы по ИГПЗС»: Файл «Лекции по истории государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков». Лекции № 1-7 (7 вопросов). Файл «Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв.». Лекции № 2-10 (5 вопросов, учить самостоятельно, на семинарах эти вопросы не изучаются), итого 12 вопросов.
Занятие 22 (Формирование и развитие конституционного государства в Англии: лекции № 1, 2), 23 (Формирование и развитие конституционного государства в Англии: лекции № 3, 4, 5; усвоить понятие и юридические признаки конституционной дуалистической и парламентарной монархий), 24 (Формирование и развитие конституционного государства в США: лекции № 1, 2, 3, 4; усвоить понятие и юридические признаки президентской республики на примере США; понятие и признаки федерации, её отличие от унитарного государства), 25 (Формирование конституционного государства во Франции: лекции № 1, 2, 3), 26 (Формирование конституционного государства во Франции: лекции №. 4, 5, 6, 7; усвоить понятие и признаки парламентарной республики на примере французской Третьей республики) Формирование и развитие конституционного государства в Англии, США и Франции в новое время (середина XVII-XVIII – начало XX веков). Файл «Вопросы и тексты лекций 3-й контрольной работы по ИГПЗС».
Занятие 27. Контрольная работа № 3 (16 неделя – 04-08.12.2016 г.) в форме тестирования: вопросы к экзамену № 38-55, 56-61, итого 22 вопроса.Файл «Вопросы и тексты лекций 3-й контрольной работы по ИГПЗС».
Занятие 28 (Формирование конституционного государства в Германии: лекции № 1, 2), 29 (История англо-саксонской и континентальной систем права в новое время: лекция № 1, 2; Лекция № 3, 4: вещное право по ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.), 30 (История англо-саксонской и континентальной систем права в новое время: Лекция № 3, 4: обязательственное право по ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.). Формирование и развитие конституционного государства в Германии в новое время (середина XVII-XVIII – начало XX веков). История англо-саксонской и континентальной систем права в новое время (середина XVII-XVIII – начало XX веков). Файл «Вопросы и тексты лекций 3-й контрольной работы по ИГПЗС».
Задания для практических занятий и семинаров
По ИГПЗС
Занятие 1-е. Введение.
Занятие-2-е. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества (выучить наизусть определения терминов: мораль, обычай, правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, закон; Отличие правового обычая (обычного права) от обычая; отличие обычного права от закона). Происхождение права. Общая юридическая характеристика древнего (раннего, архаического) права (выучить наизусть определения терминов: юридическая техника, казуистичность права, древний формализм права). Файл «Лекции по истории древневосточного права» (Лекции № 1, 2).
Занятие 3, 4. Законы древневавилонского царя (лугаля) Хаммурапи: общая юридическая характеристика, правовое положение населения, уголовное право. Гражданское право по Законам Хаммурапи: вещное, обязательственное и брачно-семейное право. Файл «Лекции по истории древневосточного права» (Лекция №3).
К занятию 3 по лекции № 2 «Общая юридическая характеристика древнего (раннего, архаического) права» выучить наизусть термины сословие, субъект права, правоспособность, дееспособность (смотри вопрос Социальная структура и правовое положение населения), право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, недвижимые вещи, движимые вещи (смотри вопрос Понятие и содержание права собственности).
Обязательное письменное задание № 1: Правовое положение населения по Законам Хаммурапи (1 балл). Работа выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 10 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный. Работу следует начинать с чтения лекций – смотри Файл «Лекции по истории древневосточного права». Лекция № 3: Правовое положение населения, социальная структура и правовое положение населения (с. 31-37, тоже самое смотри в лекции 2 на с. 10-16), правовое положение населения (с. 27-31).
Правовой статус различных категорий населения – авилум, мушкенум, рабы по Законам Хаммурапи есть или нет:
а) право собственности на землю и другие недвижимые вещи;
б) право собственности на движимые вещи;
в) право совершать сделки;
г) право защищать свои интересы в суде (быть истцом, ответчиком, свидетелем);
д) защищает ли закон их (1) жизнь, (2) здоровье и (3) имущество;
е) право вступать в брак.
ж) иные права и обязанности.
Вывод: (1) наличие статуса свободы: являются ли они субъектами (свободными – обладающими правосубъектностью) или объектами (несвободными - рабами) права. 2) Наличие статуса гражданства: среди свободных – полноправные свободные (граждане) или неполноправные свободные (по наличию права собственности на землю); среди полноправных свободных – общинная знать или рядовые общинники.
Обязательно выписывание необходимых статей Законов Хаммурапи по всем пунктам плана. Нельзя ограничиваться только указанием номера статьи. Статьи выписывать полностью. Если статья очень объёмна, то возможно краткое изложение содержания статьи. Текст Законов Хаммурапи смотри: Сборники документов: 1) История государства и права зарубежных стран: сб. док. и задач. Екатеринбург, 2007. Ч. 1; 2) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 2011. Т. 1; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2010. Т. 1; 3) интернет, например: Законы Хаммурапи // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ham-murap.htm
К занятию 4 письменно в тетради решить казусы № 1, 2, 3, 4, цитируя и анализируя необходимые статьи Законов Хаммурапи.
Казус – юридическая задача, решение которой предполагает получение развернутого и аргументированного ответа на вопросы, сформулированные по каждой ситуации, с указанием на соответствующий историко-правовой
источник (делается ссылка на соответствующую статью правового источника), а также информацию, содержащуюся в учебной литературе. Важное место отводится поиску и сопоставлению историко-правовых норм, в соответствие с которым принимается решение.
В описании казуса все условия юридически значимы, влияют на его решение. В мотивировочной части следует сослаться на необходимые статьи памятника права (Законов Хаммурапи), позволяющие решить задачу. Нужно цитировать отдельные статьи, параграфы нормативных актов с указанием из номеров. Если они очень объемные, то допускается точный пересказ статей параграфов. При решении казуса студент должен привести доводы и подтверждение своего ответа. Отсутствие необходимых объяснений или их незавершенность рассматриваются как существенный недочет. Недопустимы ссылки на страницу учебника или хрестоматии вместо указания статей нормативных актов. В резолютивной части формулируется решение казуса.
Казус 1: Воин лугаля (великого правителя) Хаммурапи по имени Балму-намхе поступил на военную службу в качестве рéдума (тяжеловооружённого пехотинца), получив в округе Сúппар 2 (два) бур земли (около 12, 7 га) в качестве úлку, двух быков и десяток овец. В 34-й год правления Хаммурапи на накопленное во время службы серебро Балму-намхе купил у женщины из гражданской общины (аккад. Áлум) Лáрса по имени Куннутум и её сына Илли-идиннам финиковый сад и целину при 15 свидетелях, составив об этом соответствующий договор. Своих денег на покупку земли у Балму-намхе не хватало, и он взял взаймы у декума Нитени 10 сиклей серебра. Во время военного похода Балму-намхе попал в плен, не успев отдать долг декуму.
Имел ли воин Балму-намхе право покупать землю? Каковы правила заключения договоров купли-продажи по Законам Хаммурапи? Нарушены ли правила заключения договора займа? Какие способы погашения долгов должниками предусмотрены Законами Хаммурапи?
Ситуация а.Для покрытия долга жена Балму-намхе продала двух быков и одну ику земель, полученных от Хаммурапи. Однако этого серебра для покрытия долга и процентов по нему не хватило. Поэтому Нитени самовольно забрал половину овец Балму-намхе и хлеб из его житницы из расчёта полсикля и 10 ше как процент. Несовершеннолетний сын Балму-намхе попытался воспрепятствовать этому, но был побит декумом Нитени, который выбил ему зуб.
Допущены ли какие-либо нарушения норм Законов Хаммурапи? Будет ли наказан за свои действия декум Нитени?
Ситуация б.Для покрытия долга жена Балму-намхе отдала декуму Нитени в погашение долга половину купленного поля (Балму-намхе приобрёл его на средства, накопленные во время службы), а для отработки процентов по долгу отдала своего сына в качестве заложника в хозяйство Нитени. Через три года Балму-намхе бежал из плена и вернулся домой. Он потребовал от Нитени отпустить своего сына из заложников и вернуть поле, которое Балму-намхе получил в качестве илку (за службу). Нитени отказался выполнить требования воина, аргументируя это тем, что проценты по долгу ещё не отработаны, а поле, данное за службу, получил другой воин, который уже несёт повинность три года.
Могла ли жена Балму-намхе отдать в погашение долга купленное поле? Какие правила отработки долга заложником закреплены в Законах Хаммурапи? Может ли поле илку воина Балму-намхе быть передано другому воину? Имеет ли право воин Балму-намхе требовать назад поле, полученное им ранее в качестве илку?
Ситуация в.Жена Балму-намхе отказалась погашать долг, заявив, что это долг не её, а мужа, поэтому пусть Нитени у него и спрашивает. После этого она ушла жить с рабом мушнекума; от этой связи родились дети. Тогда Нитени потребовал от хозяина раба, чтобы тот отдал этих детей ему в рабство в качестве погашения долга.
Могла ли жена Балму-намхе отказаться платить долг? Могла ли она уйти жить с другим мужчиной? Ложится ли на раба мушекнума или на его хозяина-мушкенума обязанность погасить долг из-за того, что женщина теперь живёт в его доме? Можно ли детей, родившихся от связи с рабом, обратить в рабство? Как должно быть решено дело по Законам Хаммурапи?
Казус 2:Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвёл операцию так неловко, что больной умер под ножом. Какому наказанию подвергнется хирург по Законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субъектом или объектом права является раб мушкенума?
Казус 3.Крестьянин Мардук-мубаллит дал без всякого повода пощёчину повстречавшемуся на улице жрецу. Какому наказанию подвергентся крсетьянин по Законам Хаммурапи? Имземнится л инаказание, если потерпевшим окажется другой крсетьянин, мушкенум, раб? Полчему законодатель установил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощёчину равному себе по положению и бóльшему по положению, чем обидчик?
Казус 4: Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя бездетного Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом был уже построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша. Какова будет санкция суда на основании Законов Хаммурапи?
Занятие 5. Законы Ману: источники права Древней Индии, правовое положение населения, гражданское и уголовное право. Файл «Лекции по истории древневосточного права». Лекция № 4: Сословное деление индийского общества на варны (с. 51-57).