Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях
Общий объем производственной практики для студентов всех форм обучения составляет 3 зачетных единицы (2 недели), 108 академических часов.
7. Структура и содержание производственной практики
Структура производственной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Консультация | Работа по месту прохождения практики | Самостоятельная работа студента | Письменная работа | |||
Подготовительный этап (изучение программы практики, выбор места прохождения практики, подготовка и оформление необходимых документов, прохождение собеседования с научным руководителем,, подготовка плана прохождения практики) | Собеседование с преподавателем-руководителем практики; утверждение плана практики руководителем практики по месту ее прохождения | |||||
Основной этап: | ||||||
2.1 | Изучение правил внутреннего трудового распорядка и правил охраны труда | Контроль выполнения заданий программы практики руководителем практики по месту ее прохождения. Проверка плана, дневника прохождения практики, характеристики преподавателем-руководителем практики | ||||
2.2 | Изучение нормативных и локальных актов, иных необходимых документов по месту прохождения практики | |||||
2.3 | Присутствие при совершении процессуальных и иных юридически значимых действий | |||||
2.4. | Изучение делопроизводства по юридическому направлению | |||||
2.5. | Изучение данных статистики | |||||
2.6. | Изучение архивных материалов | |||||
2.7 | Составление процессуальных и иных документов,их проектов | |||||
Заключительны й этап: | ||||||
3.1 | Сбор и оформление документов по итогам практики | Рецензирование отчета преподавателем-руководителем практики | ||||
3.2 | Обобщение данных и оформление отчета по практике | |||||
3.3. | Подготовка к защите отчета по практике (с учетом рецензии) | Защита отчета | ||||
Итого |
Содержание (программа) производственной практики
Содержание производственной практики у мирового судьи
Руководство производственной практикой у мирового судьи осуществляется мировым судьей, помощником мирового судьи.
При прохождении производственной практики у мирового судьи студент:
- изучает нормативно-правовые основы деятельности мирового судьи – Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон Вологодской области от 27.10.1999 № 420-ОЗ «О мировых судьях в Вологодской области» (закон иного субъекта РФ по месту прохождения практики), ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ;
- знакомится с функциями мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания;
- знакомится с организацией работы аппарата мирового судьи;
- знакомится с порядком делопроизводства на судебном участке мирового судьи;
- присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб;
- изучает гражданские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве мирового судьи, а также дела, сданные в архив;
- знакомится с судебной статистикой;
- изучает материалы дел, назначенных к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам;
- присутствует при рассмотрении мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, обращая при этом внимание на категории (виды) рассматриваемых дел и особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, круг лиц, участвующих в судебном разбирательстве, виды изученных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.);
- анализирует выступления прокурора, представителя/защитника (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях;
- анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу;
- анализирует справедливость и обоснованность принятого судебного акта, устанавливает правильность правовой оценки совершенного деяния (по административным и уголовным делам), соблюдение принципа равенства сторон и состязательности;
- по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса;
- параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проект жалобы и решения по ней, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики);
- выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.
По результатам прохождения производственной практики на судебном участке мирового судьи студент должен знать правовые основы деятельности мировых судей; знать и уметь определять положение мировых судей в судебной системе РФ; знать иные судоустройственные основы деятельности мировых судей (порядок создания и упразднения участков мировых судей; требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи; порядок назначения (избрания) мировых судей на должность; срок их полномочий; порядок приостановления и прекращения полномочий, временной замены судьи).
Помимо указанного, студент должен знать и уметь разграничивать функции мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы и основы делопроизводства на судебном участке мирового судьи.
Кроме того, студент должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение.
Студент должен иметь четкое представление о территориальном принципе распределения дел между судебными участками мировых судей; знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию мирового судьи, владеть статистическими данными по ним; знать (применительно к определенному виду судопроизводства) особенности рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, порядок отвода судьи, состав участников процесса, принимаемые процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.).
Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.
Кроме того, при прохождении у мирового судьи производственной практики, следует также руководствоваться указаниями настоящей программы касаемо особенностей прохождения производственной практики в районном суде.
Содержание производственной практики в районном суде
Для прохождения производственной практики студент вправе выбрать суд общей юрисдикции любого уровня, если ранее он не проходил практику в данном суде. Однако рекомендуется начинать прохождение практики в судах общей юрисдикции с судов первой инстанции (районных, городских).
Студент вправе по своему выбору пройти практику в районном суде в целом, что позволит сравнить порядок отправления правосудия по гражданским, административным и уголовным делам либо только в одном из составов районного суда.
Руководство производственной практикой в районном суде осуществляется судьей районного суда, помощником судьи.
При прохождении практики в гражданском составе районного суда, студенту должна быть предоставлена возможность пройти часть практики в канцелярии и архиве районного суда.
При прохождении производственной практики в районном суде студент:
- изучает нормативно-правовые основы организации и деятельности судов общей юрисдикции в РФ, основы статуса судей – Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ, КоАП, УПК РФ;
- знакомится со структурой районного суда, изучает полномочия и основы деятельности каждого структурного подразделения;
- знакомится с функциями председателя районного суда, его заместителя, судей районного суда, их помощников, секретарей судебного заседания, работников аппарата суда;
- знакомится с работой канцелярии и порядком делопроизводства в районном суде, порядком приема и учета гражданских, административных и уголовных дел;
- присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб;
- изучает гражданские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве судьи районного суда (в зависимости от состава, в котором проходит практика), а также дела, сданные в архив;
- знакомится с судебной статистикой;
- по возможности, принимает участие в обобщении судебной практики, в составлении статистических отчетов;
- в рамках подготовки дел к рассмотрению, изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам;
- присутствует при рассмотрении в первой инстанции дел судьей, обращая внимание на порядок единоличного и коллегиального рассмотрения дел, а также на отдельные категории рассматриваемых дел, особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, в каком составе суда, круг лиц, участвующих в качестве участников судебного разбирательства, виды изученных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.);
- параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики);
- присутствует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, обращает внимание на особенности апелляционного производства (в сравнении с производством в суде первой инстанции);
- анализирует выступления прокурора, представителя (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях;
- анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу, какой приговор вынести;
- по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса, что обязательно отражается в отчете;
- выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.
По результатам прохождения производственной практики в районном суде студент должен хорошо представлять судебную систему РФ и место в ней районных судов, знать правовые основы функционирования судебной системы и правовые основы статуса судей. Студент должен знать и уметь разграничивать функции судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы в отдельных структурных подразделениях аппарата суда, основы делопроизводства в районном суде.
Кроме того, студент должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения в районном суде гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение.
Студент должен знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию районного суда, владеть статистическими данными по ним; знать особенности рассмотрения дел и принятия судебного акта в коллегиальном составе суда, в закрытом судебном заседании, порядок отвода судей, состав участников процесса, основные процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.), этапы рассмотрения дела в суде первой инстанции и систему обжалования судебных актов. Все вышеперечисленное – применительно к определенной категории дел – (гражданским, административным, уголовным) в зависимости от того, в каком составе районного суда практикуется студент.
Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.