Тема 7. Автоматизированные информационные системы
Типы и классификация автоматизированных информационных систем по уровням управления, области применения, характеру управляющих процессов, виду поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуре и способам доступа.
Экономические информационные системы: информационные системы федерального, регионального и муниципального значения.
Системы поддержки принятия решений:аналитические информационные системы, информационные системы руководителя для анализа состояния, прогнозирования, развития и оценки вариантов поведения. Современные технологии баз данных, оперативной аналитической обработки данных, хранилища данных, глубинный анализ и визуализация данных.
Информационно-вычислительные системы:информационно-расчетные системы, системы автоматизированного проектирования и имитационные стенды контроля.
Тема 8. Информационные системы правотворческой деятельности
Задачи и функции информатизации правотворческих органов – деятельность государства по разработке, подготовке и принятию нормативных правовых актов. Стадии разработки и принятия нормативных правовых актов.
Цель информатизации правотворческой деятельности. Основные задачи информатизации. Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации (РФ). Информатизация деятельности Государственной Думы РФ.
Этапы информатизации нормотворческого процесса в Государственной Думе РФ. Управление документационного обеспечения аппарата Государственной Думы РФ. Правовое управление аппарата Государственной Думы РФ – обеспечивается в автоматическом режиме необходимыми информационно-технологическими средствами. Управление информационно-технологического обеспеченияаппарата Государственной Думы РФ. Прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы. Электронная система информационного обеспечениязаседаний Государственной Думы РФ. Компьютерный мониторинг (процедура слежения) законодательного процесса. Базы данных, электронные справочники и аналитические информационные системы («Планирование», «Статистика», «Законопроект», «Законодательство», «Регион» и «Контроль»).
Информатизация деятельности Совета Федерации РФ. Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации РФ. Информационно-коммуникационная система Совета Федерации РФ: централизованное информационное обеспечение работы Совета, его аппарата, а также внешних пользователей; информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов и структурных подразделений аппарата. Структура информационно-коммуникационной системы. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации РФ: нормативно-правовая информация; экономическая информация; общественно-политическая информация и справочная информация.
Тема 9. Информационные технологии правоохранительной
Деятельности
Задачи и функции информационных технологий правоохранительных органов. Основные цели, задачи и функции автоматизированных информационных систем правоохранительных органов. Общие задачи информатизации: формирование информационных правовых ресурсов; компьютерное оснащение рабочих мест и использование современных информационных технологий. Функции информатизации конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры, Министерства юстиции и МВД РФ.
Информатизация прокуратуры для надзора за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям. Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) органов прокуратуры РФ «Прокуратура». Задачи АСИО: создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры; создание городских, районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ; создание информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети. Подсистемы АСИО «Жалоба», «Надзор за следствием», «Кадры» и «Статистика».
Информатизация Министерство юстиции РФ. Концепция информатизации Министерства юстиции РФ – организационно-методические основы формирования правовой, технической, финансовой и кадровой политики при создании Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) Министерства юстиции России. Основная задача – внедрение системы электронного документооборота, обеспечивающей коллективную обработку информации от руководства Министерства до конкретного исполнителя: автоматизацию пересылки документов в электронном виде; унификацию ведущейся переписки, выработку стандартов на документы, циркулирующих в структуре Министерства юстиции РФ, использование при составлении документов типовых форм и образцов; выдачу поручений и организацию согласования документов с обязательным оперативным сбором информации о ходе их выполнения и проведением эффективного контроля исполнения поручений; требуемый уровень защиты информации как при ее передаче, так и при ее хранении; организацию единого информационного пространства, когда передача информации производится в рамках локальной сети структурного подразделения, другого здания, района или субъекта РФ. Интерактивный доступ к ресурсам и их защита на всех уровнях системы.
Основные критерииинформационной системы Министерства юстиции РФ: полнота, актуальность, достоверность правовой информации, необходимость минимизации времени выполнения задачи и стоимости технологии, обеспечивающих их решение. Основные принципысоздания и развития ЕСИТО: системность; эволюция; открытость; информационная безопасность и централизованное управление.
Справочная правовая система «Эталон» в виде полнотекстовой базы данных по действующему российскому законодательству.
Информатизация Министерства внутренних дел РФ для учета, поддержки банков данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации. Концепция развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть на уровнях федерального информационного центра; зональных информационных центров, объединяющих данные нескольких территориальных управлений внутренних дел субъектов РФ; региональных информационных центров областного уровня и информационных структурных подразделений, содержащих криминальную информацию органов внутренних дел городского и районного звена.
Уровни информационно-вычислительных сетей. Федеральный уровень: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов и профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и другая информация. Региональныйуровень: информационные банки о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, уголовным делам; о лицах, осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические учеты и фотоучеты. Местный уровень: банки данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях, правонарушителях и преступниках и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел.
Информационные технологии следственной деятельности: компьютеризация рабочего места следователя; автоматизация поисковой системы и использование баз и банков данных; создание автоматизированной системы уголовной регистрации (уголовных дел, преступлений, лиц, орудия и следов совершения преступлений и других доказательств, похищенного имущества и т.д.); внедрение информационных технологий управления процессом расследования.
Информационное обеспечение оперативно-розыскной и экспертной деятельности. Автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) «Картотека»для формирования, передачи и использования информации о судимости и месте отбывания уголовного наказания, о месте жительства и работе до осуждения, о перемещении осужденных, сведений о биологических особенностях осужденных и др. Базы данных и автоматизированные системы «Сводка», «Вещь», «Оружие», «Антиквариат», «Наркобизнес» и другие, используемые для быстрого поиска и обработки информации о преступлениях по видам, определенным реквизитам и особенностям предмета посягательства. АИПС «Портрет» для решения оперативно-розыскных задач, требующих накопления, хранения и быстрого поиска карточек с фотографиями лиц, склонных к совершению преступления.
Экспертные автоматизированные информационные системы (АИС) и банки данных (АБД): АИС «Модель оружия» – для установки модели оружия по следам, оставленным механизмом оружия на гильзе, АИС «Патрон» – определяет вид патрона по его характеристикам.
Аналитические экспертные системыпрогнозирования преступлений, поиска и установления личности преступника(экспертная система «Поиск»).