Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность

1. Поиск, анализ и обобщение правовой информации WEB-сайтов и WEB-порталов Министерств Российской Федерации и их структурных подразделений.

2. Анализ структуры и правовой информации Российского правового портала «Юридическая Россия».

3. Основы систематизации и сохранения найденной правовой информации в сети Интернет.

Литература:

основная:

1. Мистров Л.Е. Информационные технологии в юридической деятельности: практикум / Л.Е. Мистров. - Воронеж: ЦФ РАП, 2010. - С. 172 - 187..

дополнительная:

2. Информатика для юристов и экономистов: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2004. - 687 с.

3. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для студентов вузов / М.В. Гаврилов. - М.: Гардарики, 2006. - 655 с.

Методические рекомендации по изучению курса

и по организации самостоятельной работы

Изучение курса «Применение информационных технологий в уголовном судопроизводстве» призвано сформировать целостный взгляд на применение информационных технологий для сбора, обобщения и анализа социально-правовой информации о значимых проблемах и процессах. Поэтому студентам основное внимание необходимо сосредотачивать на изучении теоретических возможностей компьютерных технологий, которые положены в основу рассматриваемых учебных вопросов, и практическому овладению способами и приемами работы с ними в различных областях юридической деятельности. При этом следует иметь ввиду, что целью информационных технологий является не только обеспечение принятия решений на основе организации процессов сбора, хранения, обработки и обновления информации, но и организация массивов информации, отбор необходимой и достаточной, а также определение их потоков, обеспеченности своевременности информации для принятия решений и создания условий безопасности информации.

В ходе проведения курса «Применение информационных технологий в уголовном судопроизводстве» предполагается проведение практических занятий в интерактивной форме: анализ конкретных практических ситуаций, учитывающих накопленную студентами базу теоретических знаний и практических навыков работы с компьютерными технологиями. Подготовка студентов к интерактивному занятию включает в себя изучение студентом во время самостоятельной подготовки рекомендованной литературы по изучаемой теме, отработку практических приемы работы по теме, выявление при анализе предложенной практической ситуации проблемной ситуации, исследование вариантов её теоретического и практического решения, обоснование принятого решения и готовность к ведению дискуссии при отстаивания своего решения по обсуждаемой проблеме.

В ходе изучения курса предполагается проведение практических занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных задач работы с информацией. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у студентов знания по курсу «Информационные технологии в юридической деятельности» и смежным дисциплинам. При подготовке к рассматриваемому виду занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем дополнительную литературу по теме, но и просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВПО «РАП». Готовясь к ведению дискуссии, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане практического занятия вопросам.

При интерактивном общении в компьютерном класс студенту следует обратить внимание на новые понятия, а также на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К занятию следует составлять план своего выступления по вопросам занятия. Выступление на занятии может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и учебниками, учебными пособиями. Оценка в журнале выставляется за полноту, правильность ответа и логическую последовательность решения поставленной задачи, творческое видение решения задачи, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление удачных примеров (дополнительный ответ).

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает ис­пользование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области информационных технологий к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение практических примеров решения различных практических примеров, выявление проблемной ситуации в их решении, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной практической задачи, обозначенной в предлагаемой ситуации общения.

Рекомендация для студентов: темы практических занятий, предусмотренные учебным планом и не рассматриваемые на учебных занятиях, необходимо в обязательном порядке отработать самостоятельно.

Следует иметь в виду, что практические занятия, проводимые согласно приведённой выше тематике, носят инструктивно-методический характер и ориентированы на выработку у обучающихся репродуктивных умений и навыков. Приобретение умений и навыков на требуемом репродуктивном уровне (в идеале – творческом) невозможно без самостоятельной систематической работы во внеучебное время над выполнением контрольного задания. При этом учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено выделение 81% часов от объема учебных занятий на самостоятельную работу, что свидетельствует о важности данной формы обучения.

Самостоятельная работа студентов по курсу является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью:

закрепить и углубить знания, полученные на практических занятиях;

выполнить контрольное задание;

теоретическую подготовку к практическим занятиям;

подготовиться к предстоящему зачёту по дисциплине;

формировать самостоятельность и инициативу в поиске и приобретении знаний, а также умения и навыки работы с информацией на основе изучения возможностей информационных технологий.

Основные особенности самостоятельного изучения тем курса состоят в следующем:

тема 2 «Информационные технологии: основные понятия. Уголовное судопроизводство как объект информационных технологий» – основное внимание сосредоточить на изучении: а) места и роли информационных технологий в области уголовного судопроизводства; б) повышении эффективности судебного процесса за счет использования информационных технологий и в) направлениям применения экспертных систем в области права. Рекомендованная литература: 1. Бачило И.Л. Методы науки уголовного процесса в книге «Информационное право» [Электронный ресурс] / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов. – Сибирский юридический центр Пресса, 2001 – 789 с. - Режим доступа: - http://vse-uchebniki.com; 2. Андреев А.М. Экспертные юридические системы - миф или реальность? [Электронный ресурс] / А.М. Андреев, Березкин Д.Б., Ю.А. Кантонистов. - Режим доступа: - http://www.inteltex.ru;

тема 4 «Понятия «информационная система» и «автоматизированная информационная система» – необходимо уяснить содержание понятие информационной системы, уметь провести их классификацию ([Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.pravo.vuzlib.net) и раскрыть составляющие данного понятия. В общем виде информационная система представляет автоматизированную систему, предназначенную для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Областью определения любой информационной системы является некоторое информационное пространство, содержащее совокупность информационных объектов. Каждый из объектов может быть описан с точки зрения систем организации и хранения, ввода, обработки и поиска информации, систем потребления информации и взаимосвязей данного объекта с другими объектами. Управление ею возможно, если четко определены информационные связи, как между отдельными объектами, так и с внешней средой: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://do.bti.secna.ru.

Автоматизированная информационная систем – совокупность информации, математических моделей и методов, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для сбора, обработки, распределения, хранения и предоставления информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://sysinform.ru;

тема 7 «Автоматизированные информационные системы» – иметь представление о типах и классификации автоматизированных информационных систем по уровням управления, характеру управляющих процессов, виду поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуре и способам доступа. Рекомендованная литература: 1. Автоматизированные информационные системы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://sensazen.com; 2. Экономические информационные системы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://guardmag.com;

тема 8 «Информационные системы правотворческой деятельности» – иметь представление об информационных системах, используемых для информатизации нормотворческого процесса Федерального Собрания и Государственной Думы Российской Федерации. Рекомендованная литература: 1. Основные направления правотворческой деятельности, автоматизированные информационные системы Федерального Собрания Российской Федерации в книге: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Издание второе, исправленное, дополненное (под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина). – М.: Контакт, 2007. - Режим доступа: - http://gendocs.ru; 2. Информатизация Федерального Собрания Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.aselibrary.ru; 3. Информатизация законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.pravo.vuzlib.net;

тема 9 «Информационные технологии правоохранительной деятельности» – иметь представление о целях, основных задачах и функциях автоматизированных информационных систем Прокуратуры, Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Рекомендованная литература: 1. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции, информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности, информатизация Прокуратуры и органов Министерства внутренних дел в книге: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Издание второе, исправленное, дополненное (под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина). – М.: Контакт, 2007. - Режим доступа: - http://gendocs.ru; 2. Автоматизированная информационная система «Модель оружия»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://gendocs.ru; 3. Информационное обеспечение правоохранительных органов, информационно- телекоммуникационные технологии правоохранительной деятельности, информационные технологии следственной и оперативно-розыскной деятельности в книге: Сибирский В.К. Правовая информатика [Электронный ресурс]: Учебное пособие. – Изд-во МИЭМП, 2010. – 134 с. - Режим доступа: - http://www.twirpx.com; 4. Компьютерные технологии в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.pravo.vuzlib.net; 5. Бурцева Е.В. Информационные системы [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов, В.А. Чернышов. – Тамбов, ТГУ, 2009. - Режим доступа: - http://www.twirpx.com; 6. Прикладные аспекты информатизации правоохранительной деятельности региона [Электронный ресурс] / Л.И. Ожиганов, Л.Н. Стариков, Р.Г. Хабиби // Информационное общество. – 1995. – №1-3. - Режим доступа: - http://www.emag.iis.ru;

тема 10 «Информационные технологии судебной деятельности» – основное внимание сосредоточить на изучении цели, основных задач, направлений и систем информатизации органов судебной власти. Рекомендованная литература. 1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции, концепции «электронного» государства (зарубежный опыт), электронная Россия, понятие электронного документооборота, роль системы Интернет в юридической деятельности, основные правовые проблемы Интернета в книге Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Издание второе, исправленное, дополненное (под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина). – М.: Контакт, 2007. - Режим доступа: - http://gendocs.ru; 2. Информационные технологии в судах России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://democrat-russian.ru; 3. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». Суды общей юрисдикции, участки мирровых судей и системы судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.sudsf.ru; 4. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.supcourt.ru; 5. Открытое правосудие (информационные технологии для контроля судей и доступности суда, приговор в режиме он-лайн, телемост с обвиняемым в тюрьме, электронные судебные протоколы): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.rg.ru.

Основным и преимущественным видом самостоятельной работы студентов является их работа с рекомендованной литературой, направленная на освоение программы курса.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего семестра. Время для самостоятельной работы отводится каждым студентом, исходя из фактического уровня знаний, умений и навыков по курсу, но не менее 80 часов (по 4 - 5 часам еженедельно). При этом на разовое изучение учебного материала желательно выделять не менее одного часа.

Выполнение контрольных заданий начинается после определения номера варианта. Правило выбора варианта контрольного задания студентом: номер варианта соответствует последней цифре номера личной зачётной книжки. Например, если последняя цифра номера личной зачётной книжки «3», то номер варианта - 3; если последняя цифра - «6», то номер варианта - 6. Для цифры «0» выбирается вариант 10.

Задания, которые необходимо выполнить по данному варианту, выбираются из перечня, приведённого в примерной тематике контрольных заданий. Студент должен проявить максимум самостоятельности. Окончательно оформленное контрольное задание должно поступить (сдаётся лично или отправляется заказным письмом по почте) на кафедру (аудитория 316) не позднее чем за неделю до сдачи зачёта по курсу. Почтовый адрес Центрального филиала ФГБОУВПО «РАП»: 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95.

Студенты, не получившие зачёт за контрольное задание, к сдаче зачёта по курсу не допускаются.

Контрольное задание оформляется на листах формата А4 (210´297 мм). Вид представления - рукописный или машинописный - определяется студентом, исходя из личных склонностей и возможностей.

Общее требование к рукописным работам – они должны быть читаемы, т.е. доступными для прочтения другими людьми и не содержать неоднозначно воспринимаемых букв.

При представлении работы в машинописном виде необходимо выдерживать следующие параметры текстового процессора: поля: верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 2,5 см; правое – 1,5 см; переплёт – 0 см; колонтитулы – 1,25 см; шрифт – Times New Roman; высота шрифта – 14; ориентация страницы – книжная; отступ абзаца – 1,25 см; межстрочное расстояние – одинарное; выравнивание – по ширине; стиль текста – обычный.

Задания и их решения (независимо от варианта оформления) излагаются (не оставляя пустые строки) последовательно, на одной стороне каждой страницы. При отсутствии решения излагать задание не обязательно, т.к. оно заведомо не выполнено.

Все страницы, исключая титульный лист, нумеруются.

Образец титульного листа контрольного задания приведен в Приложении 1.

Одной из форм оказания помощи студентам в самостоятельном изучении учебного материала являются консультации, проводимые кафедрой. Кафедра составляет расписание консультаций с указанием дней, часов, места их проведения и консультирующего преподавателя. В частности, каждую третью субботу месяца с 10 до 14 часов для проведения консультаций студентов-заочников на кафедре организуется дежурство лиц профессорско-преподавательского состава. Дополнительное время проведения консультаций преподавателями по курсу следует уточнять в период установочных сборов.

Посещение консультаций студентами добровольное. Консультации проводятся, как правило, индивидуальные. Их целями являются разъяснение вопросов, возникающих у обучаемых при самостоятельном изучении учебного материала и подготовке контрольного задания, углубление и закрепление знаний по отдельным вопросам и темам курса, оказание методической помощи в выборе рациональных методов самостоятельной работы. При необходимости (по просьбе старосты учебной группы) могут проводиться и групповые консультации.

Следует также отметить, что по задачам контрольного задания, требующим проведения сложных вычислений, целесообразно использовать соответствующие прикладные программы для персонального компьютера (например, табличный процессор MS-Excel). Корректное применение таких программ позволит сэкономить время и избежать возможных ошибок в вычислениях.

Контрольные задания

Вариант №1

1. Морфологическая модель отражения информации о реальном объекте: отражаемый и отображаемый объекты, результат отражения (отображаемый образ) и его материальный носитель (код, символ, сообщение).

2. Методы информационных технологий при ведении судебного процесса.

3. Информационные отношения и процессы, правовая информационная сфера и ресурсы. Движение и оборот информации.

4. Понятие и состав информационных систем судопроизводства (состав и структура (взаимосвязи) средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для подготовки и принятия решения).

5. Справочные правовые системы: тематические и информационные банки данных. Характеристика информационного раздела «Судебная практика».

Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в доступных справочных правовых системах задачи: гражданин К. взял у своего приятеля, работающего на складе химических реактивов, сильнодействующий яд для борьбы с домашними грызунами, упаковал его в оказавшуюся под рукой коробку из-под детского питания и понес к себе домой. Во дворе дома он встретил гражданина С., употребил с ним спиртное и, оставив на детской площадке коробку с ядом, ушел домой. Спустя некоторое время гражданин К. вспомнил о коробке, вышел во двор и увидел, как трехлетние дети пробуют ее содержимое. Своевременное оказание медицинской помощи спасло детей от смерти, однако их родители обратились в прокуратуру с требованием привлечь гражданина К. к уголовной ответственности за его общественно опасное поведение. Обоснованно ли требование родителей? При решении задачи кроме нормативных актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиска нормативных правовых актов.

6. Назначение, основные возможности и использование табличного процессора MS-Excel при проведении исследований. Произвести обработку времени подачи исковых заявлений в суд (Иванов С.С. – 15.1.10г., Петров С.И. – 12.3.10г., Швецов М.Н. – 25.3.10г., Сидоров И.П. – 29.3.10г., Карташов М.И. – 1.4.10г., Крысин З.К. – 10.4.10г., Васин М.К. – 20.4.10г., Квасов М.И. – 25.4.10г., Брагин С.И. – 29.4.10г., Безручко С.И. – 1.5.10г., Дворников С.К. – 10.5.10г. и Рыбин М.В. – 15.5.10г.) и результаты представить диаграммой в виде зависимости Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru , где Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru – фамилии лиц, подавших исковое заявление, Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru – время подачи искового заявления. Работу представить на электронном и бумажном носителях для контроля.

7. Типы и классификация автоматизированных информационных систем по уровням управления. Задачи и функции ГАС «Правосудие» при подготовке принятия решений уголовного судопроизводства.

8. Информационные системы документационного обеспечения аппарата Государственной Думы РФ: цель, задачи и основные функции.

9. Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем прокуратуры Российской Федерации для надзора за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям (автоматизированная система информационного обеспечения прокуратуры РФ «Прокуратура»).

10. Электронный банк данных судебных решений Верховного Суда РФ: электронная картотека и массив графических образов, дополненные фалами, содержащими тексты всех документов. Характеристика банка данных на основе удаленного доступа с использованием WEB-технологий, развитых средств поиска и классификации решений.

11. Способы и средства отражения нормативной правовой информации и результатов судебной практики в телекоммуникационной сети Интернет.

Вариант №2

1. Состав и структура информации об объектах судебного разбирательства. Свойства информации: материальность, вторичность, объективность, уничтожаемость, копируемость, достоверность, полнота, полезность и ценность.

2. Методы и возможности информационных технологий в организации традиционных форм ведения уголовного судопроизводства как объекте информационных технологий.

3. Понятие информации и её методы поиска в информационных системах. Процедуры сбора, обработки, хранения, отображения и передачи правовой информации.

4. Состав и структура динамических информационных взаимосвязей между участниками уголовного процесса как информационной системы. Графическое их представление в виде ориентированного графа. Возможные методы и средства информационных технологий для их формализованного представления и последующей оптимизации (поиск по выбранному критерию минимального или максимального значения).

5. Справочные правовые системы: быстрый (базовый, интеллектуальный) и расширенный поиск информации по тематическим разделам.

Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в доступных справочных правовых системах задачи: некий гражданин К. совершил мелкое хулиганство. На сделанное ему милиционером Б. замечание он стал угрожать последнему, заявив, что «приколет» его. После чего гражданин К., сделав правой рукой движение за спину, стал нападать на милиционера Б. Тот, восприняв нападение как реальную угрозу его жизни, произвел предупредительный выстрел в воздух. Однако гражданин К. продолжал свои действия, угрожая расправой. В момент, когда он сделал движение в сторону сотрудника милиции и расстояние между ними сократилось до 1,5 м, милиционер Б., поскользнувшись, произвел выстрел, причинив ранение гражданину К. в живот. От гнойного перитонита, развившегося в результате ранения, К. через полтора месяца умер. Должен ли милиционер Б. нести уголовную ответственность за причинение вреда здоровью гражданину К.? Какая форма вины имеет место в случае совершения преступлений, связанных с причинением вреда при превышении пределов необходимой обороны? При решении задачи кроме нормативных правовых актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиска нормативно-правовых актов.

6. Основные этапы проведения социологических исследований. Методы анализа и обработки результирующей статистической информации исследований.

В таблице 1 приведена выборка по результатам 50 социально-правовых явлений. Выборка равномерно распределена на отрезке [0, 100]. Для её анализа необходимо составить таблицу эмпирического распределения для интервалов группировки (0, 10), (10, 20),…,(90, 100) и графически изобразить эмпирическую вероятность ( Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru ), кумулятивную (накопленная частота) и эмпирическую плотности ( Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru ), где Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru – количество чисел, попавших в интервал ( Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru ) группировки.

Таблица 1

05 45 80 34 57 45 68 56 40 85 89 96 07 08 94 80 78 95 84 29

37 52 66 94 70 62 60 27 12 53 81 04 92 48 22 46 59 83 29 54

90 83 04 13 80 94 35 70 25 35

Пример решения задачи (исходные данные приведены в табл. 2).

Таблица 2

Последовательность случайных чисел

01 35 86 34 67 35 48 76 80 95 90 91 17 37 54 20 48 05 64 89

47 42 96 24 80 52 40 37 20 63 61 04 02 08 42 26 89 53 19 64

50 93 03 23 20 90 25 60 15 95

Для решения задачи заполним таблицу эмпирического распределения данной выборки.

1. Подсчитаем количество чисел (mi), попавших в интервалы:[1]

xi 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100
mi

2. Дополним таблицу 2 строками эмпирической вероятности, кумулятивной (накопленной) частоты и эмпирической плотности.

xi 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100
mi
Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru 0,12 0,1 0,1 0,12 0,12 0,08 0,1 0,04 0,1 0,12
Накопленная частота 0,12 0,22 0,32 0,44 0,56 0,64 0,74 0,78 0,88
Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru 0,012 0,01 0,01 0,012 0,012 0,008 0,01 0,004 0,01 0,012

Тема 11: Интернет-технологии и юридическая деятельность - student2.ru На основе обработки данных статистической информации осуществим графическое построение гистограммы, полигона и эмпирической функции распределения (кумуляту), приведенных на рис 1. и рис. 2.

Рис. 1. Рис. 2.

7. Типы и классификация автоматизированных информационных систем по характеру управляющих процессов при ведении уголовного судопроизводства (применительно к ГАС «Правосудие»).

8. Информационное обеспечение поддержки принятия нормативных правовых актов Государственной Думой РФ. Автоматизированная информационная система «Законопроект»: цели, решаемые задачи и основные функции.

9. Цель применения, решаемые задачи, принципы и структура построения, основные критерии представления данных в информационное системе Министерства юстиции Российской Федерации: полнота, актуальность, достоверность правовой информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. Характеристика основных принципов создания и развития единой системы информационно-коммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации: системность, эволюция, открытость, информационная безопасность и централизованное управление.

10. Информационное обеспечение оперативно-розыскной и экспертной деятельности органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе автоматизированной информационно-поисковой системы «Картотека»: формирование, передача и применение информации о судимости и месте отбывания уголовного наказания, месте жительства, работе до осуждения, перемещении осужденного, биологических особенностях осужденных и т.д.

11. Технология использования информационной системы Интернет. Методы поиска официальных электронных правовых ресурсов в сети Интернет.

Вариант №3

1. Информационный процесс движения информации в суде. Формы движения информации как функция целеполагания на этапах поиска, сбора, обработки, передачи и использования для принятия решений. Движение и оборот информации.

2. Понятие, цели и возможности использования информационных технологий ведения уловного судопроизводства.

3. Системный анализ задачи оптимизации процесса уголовного судопроизводства. Методы решения правовых задач на стадиях уголовного судопроизводства.

4. Характеристика автоматизированной информационной системы: компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвинистические средства, информационные ресурсы и системный персонал.

5. Справочные правовые системы: понятие реквизита документа, алгоритм поиска документов по реквизитам в информационных тематических разделах.

Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в доступных справочных правовых системах задачи: гражданка В. решила проучить своего мужа, который постоянно пьянствовал. Воспользовавшись тем, что пьяный муж после очередного скандала уснул, она связала его, накрыла ему голову темной тканью и сказала, чтобы он «прощался с жизнью», так как сейчас она «совершит над ним праведный суд» – зарубит топором. Взяв в руки валенок, гражданка В. со словами: «Ты недостоин больше жить, мучитель!» – ударила им по голове мужа. От острой сердечной недостаточности, вызванной страхом неминуемой смерти, гражданин В. тут же скончался. Есть ли основания для привлечения гражданки В. к ответственности за смерть мужа? Разрешите данную ситуацию со ссылками на законодательство, судебную практику. При решении задачи кроме нормативных правовых актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиска нормативно-правовых актов.

6. Анализ и обработка данных в табличном процессоре MS-Excel. Составить график работы организации, обеспечивающий минимизацию расходов на выплату заработной платы.

6.1. Для выполнения работы запустите табличный процессор MS-Excel и создайте новый рабочий лист (Вставка ► Лист), дважды щелкните на его ярлычке и присвойте ему имя Заработная плата.

6.2. В первую строку рабочего листа введите заголовки столбцов: в ячейку А1 – Выходные дни; в ячейку В1 – Сотрудники, в ячейки D1-J1 – дни недели (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс).

6.3. В столбец А введите заголовки строк. В ячейках А2-А8 введите разрешенные пары выходных (от Понедельник, вторник до Воскресенье, понедельник). В ячейки А9 и А10 введите одиночные выходные (Суббота и Воскресенье). В ячейке А12 укажите заголовок Всего. Ячейка А15 должна содержать фразу Недельная оплата сотрудника, а ячейка А16 – текст Общий недельный расход.

6.4. Введите фиксированные данные. В ячейке В13 напишите Всего требуется и введите в ячейках D13-J13 требования к минимальному числу сотрудников согласно заданной таблице. В ячейку В15 введите фиксированную недельную оплату – 2000 рублей.

6.5. В ячейках диапазона D2: J10 укажите 1, если для данного расписания день является рабочим, и 0 – если выходным.

6.6. В ячейки В2-В10 введите нулевые (или иные произвольные) значения. Предполагается, что в дальнейшем эти значения будут вычислены автоматически.

6.7. В ячейку D12 введите формулу: =D8*$B8+D2*$B2+D3*$B3+ +D4*$B4+D5*$B5+D6*$B6+D7*$B7+D10*$B10+D9*$B9. По ней рассчитывается число сотрудников, занятых в понедельник. Элементы абсолютной адресации использованы для того, чтобы формулу можно было копировать.

6.8. Методом заполнения скопируйте только что введенную формулу в ячейки диапазона E12-J12.

6.9. В ячейку В12 введите формулу =СУММ(В2:В8)+СУММ(В9:В10)*1,4. Для ввода имени функции используйте строку формул или Мастер формул. По этой формуле вычисляется «приведенное» число сотрудников с учетом увеличенной заработной платы при шестидневной рабочей неделе.

6.10. В ячейку В16 введите формулу для исчисления итоговых расходов на заработную плату за неделю: =В 15*В 12, на основе решения которой находится минимальное её значение.

6.11. Запустите надстройку Поиск решения (Сервис ► Поиск решения). Если пункт Поиск решения в меню отсутствует, значит, необходимо подключить эту надстройку, дав команду Сервис ► Надстройки и установив соответствующий флажок.

6.12. В поле Установить целевую ячейку выберите ячейку В16.

6.13. Для переключателя Равной выберите вариант минимальному значению.

6.14. Щелкните на поле Ограничения и затем – на кнопке Добавить.

6.15. Щелкните на поле Ссылка на ячейку и выберите диапазон В2:В10. В качестве ограничения выберите вариант цел. Щелкните на кнопке Добавить.

6.16. В поле Ссылка на ячейку выберите диапазон В2:В8. Выберите операцию >= и значение 1 в поле Ограничение. Аналогичным образом для диапазона В9:В10 выберите значение >=0.

6.17. В поле Ссылка на ячейку выберите диапазон D12:J12. Выберите операцию >=. В поле Ограничение выберите диапазон D13:J13. Этим задается ограничение на минимальное число работников. Щелкните на кнопке ОК.

6.18. Щелкните на кнопке Выполнить, чтобы провести поиск оптимального варианта. По окончании расчета щелкните на кнопке ОК. Сохраните результаты работы на электронном и бумажном носителях и представьте их для контроля.

7. Типы и классификация автоматизированных информационных систем по областям применения и виду поддерживаемых информационных ресурсов. ГАС «Правосудие» как типовой представитель автоматизированных систем для поддержки принятия решений при ведении уголовного судопроизводства: назначение, характеристика и решаемые задачи.

8. Информационное обеспечение поддержки принятия решений Государственной Думой Российской Федерации. Автоматизированная информационная система «Законодательство»: назначение, характеристика и основные функции.

9. Справочная правовая система «Эталон» в виде полнотекстовой базы данных по действующему Российскому законодательству: назначение, цель, задачи, структура, принципы построения, реализованные информационные технологии и характеристика способов применения.

10. Функциональная информационная система «Автоматизированные технологии судей, председателей судов и других работников судов» как структурный элемент Государственной автоматизированной системы «Правосудие»: назначение, цели, решаемые задачи, структура и характеристика способов применения.

11. Характеристика WEB-портала правового характера – Российский правовой портал «Юридическая Россия».

Вариант №4

1. Виды и формы информации в информационном процессе принятия судебных решений как совокупность реальных жизненных циклов и стадий отражаемых объектов и явлений в общественной жизни, естественной и технических средах.

2. Понятие информационных технологий и их роль в развитии общества. Сетевые информационные технологии: цели, задачи и характеристика.

3. Состав и структура информационных технологий, используемых для оформления и представления нормативных правовых документов на различных стадиях уголовного судопроизводства.

4. Характеристика структуры автоматизированной информационной системы: информационные технологии и инфраструктура; функциональные подсистемы и приложения; управление информационной системой.

5. Справочные правовые системы: алгоритм поиска документов по тематике и ситуации, основные отличия в по

Наши рекомендации