Законна ли политическая активность кандидатов, избирательных объединений и их представителей до их выдвижения на выборах?
Фактический старт избирательной кампании кандидата (избирательного объединения) не совпадает с моментом юридического старта избирательной кампании. Примерно за год-полтора до выборов претенденты на выборные должности начинают осуществлять различные политические акции, целью которые является повышение степени их узнаваемости и формирование положительного у избирателей имиджа претендента. В частности, потенциальные кандидаты на выборные должности начинают появляться в тех или иных телевизионных передачах, активизируются специальные интернет-ресурсы, содержащие информацию о потенциальных кандидатах, (например, персональные сайты), размещается политическая реклама и т.д. Действительное назначение и цель подобных акций не вызывает сомнений и имеет электоральную направленность. В то же время до момента назначения выборов и официального выдвижения кандидата (списка кандидатов) законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по осуществлению подобной деятельности и не может влечь за собой какие-либо негативные юридические последствия.
Примечание: общественности следует иметь ввиду, что политическая активность кандидатов и избирательных объединений до назначения выборов и выдвижения кандидатов, несмотря на формальное соответствие действующему законодательству, по существу, противоречит принципу равенства прав кандидатов. Дело в том, что потенциальные претенденты, имеющие разные финансовые и организационные ресурсы, подходят к моменту официального начала избирательной кампании, имея различные стартовые возможности.
Какие способы выдвижения кандидатов на выборах существуют?
В Российской Федерации выдвижение кандидатов на выборах может осуществляться двумя способами:
- самовыдвижение с дальнейшим сбором кандидатами подписей избирателей;
- выдвижение избирательными объединениями, то есть политическими партиями, их региональным отделениями и иными структурными подразделениями.
Как защищаются права беспартийных граждан при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам)?
Статья 32 Федерального закона предусматривает, что в случае, если депутатские мандаты в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в представительном органе муниципального образования распределяются только между списками кандидатов, то законодательство субъекта Российской Федерации должно предусматривать гарантии реализации права граждан Российской Федерации быть избранными для лиц, не являющихся членами соответствующих избирательных объединений. То есть речь идет о необходимости закрепления в законе возможности выдвижения в составе списка кандидатов политическими партиями беспартийных граждан.
В данном случае общественным наблюдателям важно обращать внимание на то, насколько реально реализуется пассивное избирательное право беспартийных граждан, что является важным показателем свободных выборов.
На что стоит обращать внимание общественным наблюдателям при выдвижении и регистрации кандидатов?
Одним из законодательно закрепленных принципов избирательного права в Российской Федерации является равное избирательное право. В этой связи при выдвижении и регистрации кандидатов общественным наблюдателям необходимо оценивать, насколько непредвзято и равнозначно относятся к кандидатам, представляемым ими документам избирательные комиссии.
Практика проведения избирательных кампаний свидетельствует о том, что не все избирательные комиссии могут безошибочно разобраться во всех хитросплетениях избирательного законодательства. Однако важным, на наш взгляд, представляется то, что, если даже избирательные комиссии «заблуждаются» в своих выводах относительно порядка применения избирательного законодательства, то соответствующие выводы должны быть одинаковы в отношении всех без исключения кандидатов.
В противном случае имеются основания к детальному изучению действий соответствующей избирательной комиссии.