Проведение камеральной проверки
Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.
Цели камеральной проверки:
- контроль над исполнением фирмой законодательства о налогах;
- выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
- привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.
При проведении камеральной проверки контролируется:
- состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
- правильность их оформления;
- правильность проведения расчетов по налогам;
- наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
- правильность расчета налогооблагаемой базы;
Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемой фирме. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). В случае получения фирмой убытка ей нужно представить необходимые пояснения инспектору в этот же срок. Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.
О результатах камеральной проверки сотрудник ИФНС извещает руководство. В случае значительных нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ) и предлагается проведение выездной проверки, предполагающей более детальное изучение на месте оригиналов документов, правильности их оформления и состояния ведения учета по налогам.
Проведение выездной проверки
Выездная проверка — это проведение налоговых провероксотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.
Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.
Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:
- название проверяемой фирмы или ИП,
- перечень проверяемых налогов,
- период деятельности фирмы или ИП;
- должности и Ф.И.О. сотрудников ИФНС.
При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.
Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году контроля. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):
- наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
- налогоплательщик не представил нужные документы;
- другие причины.
Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение № 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).
При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).
Проведение налоговых проверок - эторабота инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).
В процессе проверки инспектор может:
- осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение № 14 ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@);
- провести инвентаризацию имущества.
Эти действия сотрудники ИФНС применяют при установлении использования помещений и имущества для получения дохода.
Оформление результатов налоговых проверок
Оформление результатов проведения налоговых проверок - это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:
Камеральная проверка
По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:
- Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки - этооснование для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают.
- При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.
Выездная проверка
- По результатам проведения этой налоговой проверкидолжна быть составлена справка о проверке (приложение № 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение № 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением № 24 к этому же приказу.
- При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
- Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Итоги
Зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа). С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная для нас ФНС РФ.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системыРФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Изменения в налоговую систему могут вступить в силу с 1 января 2019 года. Об этом сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии Минэкономразвития. По его словам, общая налоговая нагрузка не вырастет.
На данный момент так называемый налоговый маневр «22/22» предусматривает снижение ставок страховых взносов с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18 до 22 процентов.
При этом Игорь Шувалов отметил, что после того, как Минфин и Минэкономразвития предложили налоговый маневр «22/22», крупный бизнес выступил против этих изменений. В виду этого вице-премьер даже допустил возможность отказа от корректировки налогового законодательства с 2019 года.
Элементы налога
Каждый налог можно разложить на равноценные составные элементы. Вот они:
· налогоплательщики;
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый и отчетный периоды;
· ставка налога;
· порядок исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога;
· порядок и сроки представления отчетности по налогу.
Налогоплательщики
Налогоплательщики – это те, кто должен платить налоги. Одни налоги платят все фирмы и предприниматели, другие – только некоторые из них (в зависимости от вида деятельности и других критериев). Некоторые налоги платят только фирмы.
Пример
Налог на добавленную стоимость платят все фирмы и предприниматели. Налог на игорный бизнес платят лишь фирмы, владеющие казино, игровыми залами, букмекерскими конторами и т. д. Налог на прибыль организаций платят только фирмы.
С 1 января 2015 года налогоплательщиками признаются также иностранные структуры без образования юридического лица.
Объект налогообложения
Объект налогообложения – это то, что облагают налогом: реализацию товаров, прибыль, стоимость имущества, другие показатели или средства производства, которые можно оценить или измерить.
Пример
Объект обложения налогом на имущество предприятий – стоимость основных средств фирмы. Платой за воду облагают объем забранной из водоема воды.
Налоговая база
Налоговая база – объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах: рублях, кубометрах, тоннах и т. д.
Пример
Налоговая база по акцизам на бензин – объем реализованного бензина в тоннах. Налоговая база по налогу на имущество организаций – остаточная стоимость основных средств в рублях.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по окончании которого рассчитывают и уплачивают налог. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи по налогу.
Ставка налога
Ставка налога – это величина налога с единицы измерения налоговой базы: процентов от стоимости, рублей с кубометра, тонны и т. д.
Пример
Ставка налога на имущество предприятий не может превышать 2,2% от стоимости облагаемого имущества, ставка акцизов на прямогонный бензин 3 класса в 2015 году - 7300 за тонну.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов должны рассчитывать сами налогоплательщики. Но некоторые налоги рассчитывают налоговая инспекция и так называемые налоговые агенты. Фирмы и предприниматели считаются налоговыми агентами, когда при выплате денег другой фирме или человеку они обязаны удержать с этих денег налог, а потом перечислить его в бюджет.
Пример
Налог на доходы физических лиц рассчитывает та фирма (предприниматель), которая выплачивает деньги физическому лицу. Эта фирма или предприниматель считается налоговым агентом.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога устанавливают: когда, куда и как надо перечислить налог.
Пример
Налог на прибыль организаций фирмы платят ежемесячно (фирмы с небольшой выручкой – ежеквартально) в федеральный и региональный бюджеты. Для этого фирма должна подать в банк два платежных поручения.
Порядок и сроки представления отчетности по налогу
Порядок и сроки представления отчетности по налогу устанавливают, когда и куда нужно представить налоговую декларацию и другие отчеты по налогу.
Пример
Фирмы ежеквартально должны представлять в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. По окончании года надо подать декларацию по налогу.
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики – это фирмы, предприниматели, другие юридические и физические лица, обязанные платить налоги.
Налогоплательщики и плательщики сборов имеют право:
1) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, своих правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах;
3) использовать налоговые льготы;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
5) требовать зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов;
6) проводить совместно с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с получением акта сверки;
7) представлять налоговым органам пояснения по уплате налогов;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать от налогового органа:
· копии акта налоговой проверки и решения по ней;
· налоговые уведомления и требования об уплате налога;
10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
11) обжаловать акты налоговых органов (решения, требования, инкассовые поручения) и действия или бездействие их должностных лиц;
12) требовать в полном объеме возмещения убытков, причиненных:
· незаконными актами налоговых органов;
· незаконными действиями или бездействием их должностных лиц;
13) представлять свои интересы лично или через представителя;
14) требовать от налоговых органов соблюдения и сохранения налоговой тайны;
15) участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Налогоплательщик имеет также другие права, установленные законодательством.
Закон гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав.
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах;
3) вести учет объектов налогообложения;
4) представлять в налоговую инспекцию по месту учета налоговые декларации и расчеты;
5) представлять в налоговую инспекцию:
· индивидуальным предпринимателям – книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
· фирмам – бухгалтерскую отчетность;
6) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
8) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
9) в течение четырех лет хранить документы бухгалтерского и налогового учетов, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
10) письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
· обо всех случаях участия в российских организациях (кроме случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных организациях в случае, если доля прямого участия превышает 10%; – не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
· обо всех обособленных подразделениях – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения либо в течение трех рабочих дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
· обо всех обособленных подразделениях российской фирмы (в том числе филиалах и представительствах), которые ею закрываются – в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности через данное подразделение или со дня принятия соответствующего решения;
· об изменении места нахождения (для фирм) или места жительства (для предпринимателей) - в течение трех рабочих дней с момента изменения этих сведений;
· об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними - не позднее одного месяца с даты учреждения иностранной структуры (возникновения контроля над ней);
· о контролируемых иностранных компаниях - не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли иностранной фирмы подлежит учету.
Сообщать необходимые сведения в налоговый орган можно лично, через представителя, заказным письмом по почте или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 23 НК РФ).
Налогоплательщик несет также другие обязанности, установленные законодательством.
Налоговые органы
То, как налогоплательщики выполняют свои обязанности, контролируют налоговые органы, таможенные органы, полиция.
Плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды контролируют: ПФР – персонифицированный учет, ФСС РФ – выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Система налоговых органов
Система налоговых органов состоит из трех уровней:
· первый уровень – Федеральная налоговая служба РФ;
· второй уровень – региональные и межрегиональные налоговые органы;
· третий уровень – территориальные налоговые органы.